Page 9 - Журнал «Сцена» №3(125)-2020
P. 9

инСтитут иСкуССтвознания                                                                     инСтитут иСкуССтвознания



 Как  показано  графике  (рис.  3),   объёму бюджетных расходов, то мы
 наблюдается  разрыв  между  темпом   можем наблюдать, что их доля хоть
 роста   производительности   труда   и увеличивалась, но оставаласькрай-
 и  стоимостью  рабочей  силы.  Как  по-  не низкой — в диапазоне около 3,5 %.
 казывают расчеты, стоимость рабочей   При  этом  после  2017  г.  наблюдается
 силы, то есть издержки производите-  снижение  данного  показателя  (рис.
 ля,  растут  быстрее,  чем  производи-  5). Для сравнения приведу статисти-
 тельность труда с 2008 по 2012 гг. Од-   ческие  данные  о  расходах  государ-
 нако  после  2013  г.  производитель-  ственного  бюджета  в  других  секто-
 ность  труда  устойчиво  опережает   рах экономики.
 стоимость рабочей силы. Это можно   Исходя  из  данных  таблицы  1,
 объясняться  тем,  что  театрам  не-  можно сказать, что культура со своей
 обходимо  было  сокращать  свои  из-  долей  около  3,5 %  опережает  только
 держки на рабочую силу, в том числе   СМИ,  физическую  культуру  и  спорт,   рис. 5. Соотношение темпов роста стоимости рабочей
 сокращать  численность  работников.   а  также  национальную  безопасность   силы и реальной зарплаты для театров (2008 г. = 1)
 За  счет  этого  темп  роста  стоимость   и правоохранительную деятельность.
 рис. 3. Темп роста производительности труда  труда в театре оказался ниже темпов   Если оценивать значимость куль-  Проанализируем  теперь  долю   конца, опережая только СМИ, физиче-
 и стоимости рабочей силы в театрах (2008 г. = 1)  роста  производительности  труда.   туры  в  расходах  федерального  бюд-  расходов на культуру и кинематограф   скую культуру и спорт, а также охрану
 При этом, если производительность   жета,  то  за  период  с  2011  по  2018  гг.   в  совокупных  расходах  федерально-  окружающей  среды.  При  этом  одно
 после  2013.  устойчиво  растет,  то  из-  наблюдается  постоянное  снижение   го бюджета (рис. 7). Как видно из дан-  из  лидирующих  позиций  занимает
 держки  на  рабочую  силу  подверже-  данного показателя, при этом в 2018 г.   ного  графика  значение  данного  рас-   национальная оборона.
 ны колебаниям.  наблюдается  минимальное  значе-  ходы  на  культуру  стабильно  снижа-  Исходя из приведенных данных,
               ние – 58,7 млрд. руб. Небольшой рост   лось с 0,77 % в 2011 г. до 0,53 % в 2016 г.,   можно  говорить  о  низкой  оценке
 3. объемы     отмечается  только  в  2019  г.,  однако,   несмотря на рост их доли в 2019 г.  значимости культуры при выделение
 госудАрственных  не смотря на увеличение объемов вы-  Относительно   распределения   бюджетных  средств.  Доля  культуры
 субсидий      деляемых бюджетных средств, их зна-  расходов  федерального  бюджета   в расходах как консолидированного,
 6  Исходя из известной экономиче-  чение оказалось меньше, чем за пери-  РФ, можно сказать о том, что отрасль   так и федерального бюджета РФ на-  7
 ской  закономерности  «болезнь  цен»   од с 2011-2014 гг. (рис. 6).  культуры  находится  на  3-4  месте  с   ходится на предпоследних местах.
 Баумоля, производителю культурных
 благ  необходима  государственная                  2011        2014         2016         2018         2019
 поддержка  для  покрытия  его  рас-
 рис. 4. Расходы на культуру из консолидированных бюджетов  ходов,  в  том  числе  для  обеспече-  Общегосударственные вопросы  6,1%  6,3%  6,3%  6,3%  6,2%
 субъектов РФ за период с 2011 по 2019 гг., приведенных к базовому  ния  роста  зарплаты  в  данной  сфере.   Национальная безопасность   3,7%  1,2%  1,1%  1,2%  1,1%
 2011 году с помощью дефлятора ВВП (млрд. руб.)  Тем  самым  бюджетные  отчисления   и правоохранительная деятельность
 в  определенном  смысле  являются   Национальная экономика  17,1%  19,0%    20,2%        20,8%        21,8%
 мике в целом. Однако, наблюдается   ствующих  исследованиях.  Сложив-  измерителем  важности  культурной   Жилищно-коммунальное хозяйство  12,6%  9,7%  9,4%  10,2%  10,2%
 два  периода,  когда  темпы  произво-  шуюся  ситуацию  можно  объяснить   деятельности для государства.  Образование  22,5%  26,5%  25,6%  25,4%  24,7%
 дительности  в  экономике  обгонял   следующим  образом:  во-первых,   С учетом этогоимеет смыслпро-  Культура, кинематография  3,1%  3,4%  3,4%  3,7%  3,5%
 производительность  в  театре,  и  на-  выбранный период с 2008 по 2019 гг.   анализировать  динамику  бюджет-  Здравоохранение  15,5%  14,1%  12,9%  8,0%  8,6%
 оборот — производительность в теа-  является  кризисным  и  посткризис-  ных  субсидий.  Исходя  из  графика   Социальная политика  15,5%  15,8%  16,6%  20,3%  19,8%
 тре росла быстрее экономики. После   ным  для  отечественной  экономики,   (рис. 4), на котором показан объем   Физическая культура и спорт  1,9%  2,0%  2,1%  2,4%  2,4%
 2013. можно четко наблюдать разрыв,   соответственно,  можно  наблюдать   расходов  из  консолидированного   Средства массовой информации  0,4%  0,5%  0,4%  0,4%  0,4%
 когда к 2019 году производительность   замедления  экономического  роста.   бюджета субъектов РФ на культуру
 в театре выросла в 1,28 раз, а в эконо-  Во-вторых,  после  майских  указов   и кинематографию в постоянных це-
 мике — в 1,16 раз.  2012 г. о доведении заработной пла-  нах, можно говорить о волатильно-
 Данный  факт  в  целом  не  про-  ты в культуре до средней по региону   сти этого показателя. При этом ми-  тАблицА 1.
 тиворечит  «болезни  цен»  Баумоля,   можно  наблюдать  сокращение  чис-  нимальное  значение  наблюдается   Доли отраслей в совокупных
               расходах консолидированного
 так  как  сам  Баумоль  подчеркивал,   ленности занятых в театральной сфе-  в 2015 г. — 232,6 млрд. руб. Данное   бюджета субъектов РФ,%
 что на длительном промежутке вре-  ре,  так  в  2012  году  числилось  по  РФ   снижение  может  объясняться  тем,
 мени возможны периоды, когда про-  86 280  человек,  то  в  2019  году  —   что  2014  год  был  официально  объ-
 изводительность  в  культуре  будет   85 700 человек.  явлен  —  годом  Культуры,  соответ-
 расти темпами, опережающими эко-  После  определения  характера   ственно на следующий период денег   рис. 6. Расходы на культуру
                    из федерального бюджета
 номику в целом. Однако, данная тен-  производительности  труда  и  стои-  было выделено из бюджета меньше.  РФ за период с 2011 по
 денция  не  может  быть  постоянной,   мости  рабочей  силы  сравним  непо-  Если  же  проанализировать  не   2019 гг., приведенных к базо-
 следовательно,  наступит  период   средственно их темпы роста между   фактические суммы, а отношение объ-  вому 2011 году с помощью
 спада, что мы наблюдали в предше-  собой.  ёма  расходов  на  культуру  к  общему   дефлятора ВВП (млрд. руб.)




 С це на  № 3 (125)  / 20 20                                                                      С це на  № 3 (125)  / 20 20
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14