Page 8 - Журнал «Сцена» №3(125)-2020
P. 8
инСтитут иСкуССтвознания инСтитут иСкуССтвознания
Как показано графике (рис. 3), объёму бюджетных расходов, то мы
наблюдается разрыв между темпом можем наблюдать, что их доля хоть
роста производительности труда и увеличивалась, но оставаласькрай-
и стоимостью рабочей силы. Как по- не низкой — в диапазоне около 3,5 %.
казывают расчеты, стоимость рабочей При этом после 2017 г. наблюдается
силы, то есть издержки производите- снижение данного показателя (рис.
ля, растут быстрее, чем производи- 5). Для сравнения приведу статисти-
тельность труда с 2008 по 2012 гг. Од- ческие данные о расходах государ-
нако после 2013 г. производитель- ственного бюджета в других секто-
ность труда устойчиво опережает рах экономики.
стоимость рабочей силы. Это можно Исходя из данных таблицы 1,
объясняться тем, что театрам не- можно сказать, что культура со своей
обходимо было сокращать свои из- долей около 3,5 % опережает только
держки на рабочую силу, в том числе СМИ, физическую культуру и спорт, рис. 5. Соотношение темпов роста стоимости рабочей
сокращать численность работников. а также национальную безопасность силы и реальной зарплаты для театров (2008 г. = 1)
За счет этого темп роста стоимость и правоохранительную деятельность.
рис. 3. Темп роста производительности труда труда в театре оказался ниже темпов Если оценивать значимость куль- Проанализируем теперь долю конца, опережая только СМИ, физиче-
и стоимости рабочей силы в театрах (2008 г. = 1) роста производительности труда. туры в расходах федерального бюд- расходов на культуру и кинематограф скую культуру и спорт, а также охрану
При этом, если производительность жета, то за период с 2011 по 2018 гг. в совокупных расходах федерально- окружающей среды. При этом одно
после 2013. устойчиво растет, то из- наблюдается постоянное снижение го бюджета (рис. 7). Как видно из дан- из лидирующих позиций занимает
держки на рабочую силу подверже- данного показателя, при этом в 2018 г. ного графика значение данного рас- национальная оборона.
ны колебаниям. наблюдается минимальное значе- ходы на культуру стабильно снижа- Исходя из приведенных данных,
ние – 58,7 млрд. руб. Небольшой рост лось с 0,77 % в 2011 г. до 0,53 % в 2016 г., можно говорить о низкой оценке
3. объемы отмечается только в 2019 г., однако, несмотря на рост их доли в 2019 г. значимости культуры при выделение
госудАрственных не смотря на увеличение объемов вы- Относительно распределения бюджетных средств. Доля культуры
субсидий деляемых бюджетных средств, их зна- расходов федерального бюджета в расходах как консолидированного,
6 Исходя из известной экономиче- чение оказалось меньше, чем за пери- РФ, можно сказать о том, что отрасль так и федерального бюджета РФ на- 7
ской закономерности «болезнь цен» од с 2011-2014 гг. (рис. 6). культуры находится на 3-4 месте с ходится на предпоследних местах.
Баумоля, производителю культурных
благ необходима государственная 2011 2014 2016 2018 2019
поддержка для покрытия его рас-
рис. 4. Расходы на культуру из консолидированных бюджетов ходов, в том числе для обеспече- Общегосударственные вопросы 6,1% 6,3% 6,3% 6,3% 6,2%
субъектов РФ за период с 2011 по 2019 гг., приведенных к базовому ния роста зарплаты в данной сфере. Национальная безопасность 3,7% 1,2% 1,1% 1,2% 1,1%
2011 году с помощью дефлятора ВВП (млрд. руб.) Тем самым бюджетные отчисления и правоохранительная деятельность
в определенном смысле являются Национальная экономика 17,1% 19,0% 20,2% 20,8% 21,8%
мике в целом. Однако, наблюдается ствующих исследованиях. Сложив- измерителем важности культурной Жилищно-коммунальное хозяйство 12,6% 9,7% 9,4% 10,2% 10,2%
два периода, когда темпы произво- шуюся ситуацию можно объяснить деятельности для государства. Образование 22,5% 26,5% 25,6% 25,4% 24,7%
дительности в экономике обгонял следующим образом: во-первых, С учетом этогоимеет смыслпро- Культура, кинематография 3,1% 3,4% 3,4% 3,7% 3,5%
производительность в театре, и на- выбранный период с 2008 по 2019 гг. анализировать динамику бюджет- Здравоохранение 15,5% 14,1% 12,9% 8,0% 8,6%
оборот — производительность в теа- является кризисным и посткризис- ных субсидий. Исходя из графика Социальная политика 15,5% 15,8% 16,6% 20,3% 19,8%
тре росла быстрее экономики. После ным для отечественной экономики, (рис. 4), на котором показан объем Физическая культура и спорт 1,9% 2,0% 2,1% 2,4% 2,4%
2013. можно четко наблюдать разрыв, соответственно, можно наблюдать расходов из консолидированного Средства массовой информации 0,4% 0,5% 0,4% 0,4% 0,4%
когда к 2019 году производительность замедления экономического роста. бюджета субъектов РФ на культуру
в театре выросла в 1,28 раз, а в эконо- Во-вторых, после майских указов и кинематографию в постоянных це-
мике — в 1,16 раз. 2012 г. о доведении заработной пла- нах, можно говорить о волатильно-
Данный факт в целом не про- ты в культуре до средней по региону сти этого показателя. При этом ми- тАблицА 1.
тиворечит «болезни цен» Баумоля, можно наблюдать сокращение чис- нимальное значение наблюдается Доли отраслей в совокупных
расходах консолидированного
так как сам Баумоль подчеркивал, ленности занятых в театральной сфе- в 2015 г. — 232,6 млрд. руб. Данное бюджета субъектов РФ,%
что на длительном промежутке вре- ре, так в 2012 году числилось по РФ снижение может объясняться тем,
мени возможны периоды, когда про- 86 280 человек, то в 2019 году — что 2014 год был официально объ-
изводительность в культуре будет 85 700 человек. явлен — годом Культуры, соответ-
расти темпами, опережающими эко- После определения характера ственно на следующий период денег рис. 6. Расходы на культуру
из федерального бюджета
номику в целом. Однако, данная тен- производительности труда и стои- было выделено из бюджета меньше. РФ за период с 2011 по
денция не может быть постоянной, мости рабочей силы сравним непо- Если же проанализировать не 2019 гг., приведенных к базо-
следовательно, наступит период средственно их темпы роста между фактические суммы, а отношение объ- вому 2011 году с помощью
спада, что мы наблюдали в предше- собой. ёма расходов на культуру к общему дефлятора ВВП (млрд. руб.)
С це на № 3 (125) / 20 20 С це на № 3 (125) / 20 20