Page 6 - Журнал «Сцена» №1(129)-2021
P. 6
ТеаТр и время
Ужасная вещь –
соблазн доброты
Книга о режиссёре алеКсандре дУнаеве
Дмитрий роДионов
20-е годы ХХ века – время НЭПа, академии Художественных наук – учреждена Бахрушинским музеем
укрепления идеологической плат- «уникального административного» в 2014 году, и все эти годы лауреаты
формы советской власти, стациони- памятника: советское учреждение со «Театрального романа» – авторы се-
рования театров, «философских» штатным расписанием и зарплатами, рьёзных и важных для современной
пароходов, трудных и мужественных единственным условием деятельно- культуры книг – своим творчеством
поисков Художественным театром сти которого было постоянное твор- утверждают преемственность от-
путей разговора с новым зрителем, чество сотрудников!» . ечественных культурных традиций,
1
время авангардных экспериментов в Запись Шпета от 1922 года: «Эти соединяют энергию искусства во
искусстве, время «Принцессы Туран- строки пишутся, когда <…> снята вся времени и пространстве, рассказы-
4 дот» и «Дибука» Евгения Вахтангова, с таким трудом возделывавшаяся и вают о театре и его подвижниках,
время совершенно новой парадигмы едва всходившая культура. Почва пишут историю российского театра
социальной и культурной жизни рос- обнажилась, и бесконечной низи- ХХ века.
сийского общества. ною разостлалось перед нашими Среди лауреатов премии 2020
И в это время небольшое со- глазами наше невежество. От каких года книга о российском театре
общество влюбленных в искусство корней пойдут теперь новые рост- 60-х-80-х годов ХХ века, времени
и отчаянно талантливых людей ве- ки, какие новые семена наша почва «оттепели» и времени «застоя». Эта
2
дёт страстные дискуссии о предме- примет в себя?» . В 1930 году уже не книга произвела громадное впечат-
те науки о театре, методах анализа было таких вопросов, ГАХН была лик- ление личностью и судьбой её глав-
и формах исследования, искусстве видирована. ного героя – режиссёра Александра
3
актера, реконструкции старых и Но общую культурную почву Леонидовича Дунаева . «Кто хочет
фиксации современных спектаклей, прошлого деятели ГАХН успели со- понять поэта, тот должен отправить-
исследует архивные документы по единить с будущим своими науч- ся в его страну» , - как-то сказал Гёте.
4
истории театра. ными трудами, статьями, книгами. Елена Александровна Дунаева рас-
Назову только несколько имён О жизни и творчестве этих мечта- сказывает о стране своего отца и его
– философ Густав Шпет, литературо- телей и идеалистов строго научную меловом круге поиска истины в ис-
вед Петр Коган, критики Павел Мар- и при этом пронзительную книгу кусстве с эпическим спокойствием и
ков и Николай Эфрос, режиссеры написала В. В. Гудкова. Книга про- с безупречной этикой в отношении
Станиславский, Немирович-Данчен- звучала актуально к нашему вре- и времени, и людей, участников опи-
ко, Мейерхольд, Таиров, театровед мени перемен и смен парадигм, и сываемых событий. Повествование
и музыковед Василий Яковлев, те- это звучание не теряет своей силы. драматическое, рождающее эмоци-
атровед и психолог Павел Якобсон, Премия в области литературы о те- ональное сопереживание, возника-
музеевед Алексей Бахрушин, объеди- атре «Театральный роман», которой ющее от настоящей, серьёзной и та-
нившиеся в стенах Государственной автор была удостоена в 2019 году, лантливой литературы.
1 Гудкова В. В. Театральная секция ГАХН: история идей и людей. 1921 – 1930. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – С.19.
2 Там же. – С.24.
3 Дунаева Е. А. Меловой круг Александра Дунаева. – 2-е изд., доп. – М.: Навона, 2020.
4 Ф. И. Тютчев. Кн.1. Литературное наследство. Т.97. – М.: Наука, 1988. - С.13.
С це на № 1 (129) / 2 0 2 1