Page 10 - Журнал «Сцена» №1(129)-2021
P. 10
ТеаТр и время
альном театре не покидает людей
театра, а те, кто строит такой идеаль-
ный театр, всегда выделяются сво-
ими инаковостью, непохожестью,
нестандартностью. Хотя эта нестан-
дартность и инаковость проявляет-
ся в первую очередь в таланте, что
может признаваться и обществом,
и государством необходимой деви-
ацией, с которой ещё можно сми-
риться, хуже, а часто трагически,
для художника, для каждого чело-
века, оборачивается другая «ина-
ковость», каковой признаются поря-
дочность и чистота отношения к делу
и соратникам.
Сфера этического поэтому так
волновала Станиславского, в разру-
шении этических норм он видел глав-
ную опасность для театра. Предви-
Краснопольский А.С. - Аздак. «Кавказский меловой круг» Брехт Б.
Реж. А. Дунаев, худ. М. Варпех. Московский драматический театр дел эту опасность, трагический оскал
им. Н.В. Гоголя. 1964. Фотобумага. 13 х 18. ГЦТМ. КП 322773/54 которой ему пришлось испытать на
самом себе.
чал, что обещал автору поставить истории и идеологических парадигм, Пёстрая картина современного
пьесу. В 1985 году мастера не стало… художнике, искренне считавшем, что театра представляет собой коллаж
8 Это второе издание, но, мне «театр можно созидать только сооб- разнообразных моделей поведения
представляется, это всё-таки первое ща и вместе, а основой тому – любовь и артистов, и режиссеров, и теа-
издание в том смысле, как эта книга к искусству через любовь к человеку, тральных критиков – моделей, к со-
сформирована автором сегодня, а, его внутреннюю красоту и гармо- жалению, во многом агрессивных и
главное, особой созвучностью наше- нию». разрушительных, не созидательных,
му настоящему важнейшими темами, Леонид Зорин, вспоминая о сво- не объединяющих, не воспитываю-
в ней заявленными. Когда мы уже поч- их встречах с Дунаевым, говорил, щих зрителей. Книга Е. А. Дунаевой
ти смирились с некнижностью, не- что Александр Леонидович был «са- о человеке, который всегда был эта-
литературностью нашего времени, мый приличный человек, которого я лоном отношений с людьми театра и
как ненужностью для современного встречал в театре. Это ничуть не ума- в своём творчестве, важна для всей
инновационного мира, появление ляет ни его безупречного вкуса, ни думающей и чувствующей части ин-
таких книг, как «Меловой круг Алек- его таланта, ни его признания у зрите- теллигентной публики и, в первую
сандра Дунаева», становится очень лей. Он был высок личностью! Мало о очередь, созидателей и строителей
важным событием в нашей культуре, ком я могу так сказать» . современного театра.
11
возвращающим нас к главным смыс- В предисловии В. Г. Урин назы- Издание книги приурочено к
лам нашего бытия, важным для наше- вает Александра Леонидовича стро- 100-летию со дня рождения Алексан-
го личного самопознания и познания ителем и служителем театра с боль- дра Леонидовича Дунаева. Назва-
мира и людей. шой буквы. Очень жаль, что о таких ние «Меловой круг Александра Ду-
Эта книга о театре с разных сто- строителях и служителях мы не так наева» не только выделяет его зна-
рон, театре жизни и театрах, в ко- много знаем. Благодаря подвижни- менитую постановку в театре Гого-
торых работал А.Л. Дунаев, но, пре- кам театра, каким был Александр ля, но и даёт глубокое сопряжение с
жде всего, эта книга памяти чувств о Леонидович Дунаев, созидается тот судьбой режиссёра. Писать об отце
большом художнике, о совести и до- российский театр, о котором мы всег- – задача неимоверно трудная, най-
стоинстве, качествах настоящего че- да мечтаем, театр, который обра- ти равнодействующую между субъ-
ловека вне зависимости от вывертов щен к душе человека. Мечта об иде- ективной эмоциональной связью с
11 Дунаева Е. А. Меловой круг Александра Дунаева. – 2-е изд., доп. – М.: Навона, 2020. Дунаева. - С.6.
С це на № 1 (129) / 2 0 2 1