Page 10 - Журнал «Сцена» №1(129)-2021
P. 10

ТеаТр и время



                                                                               альном  театре  не  покидает  людей
                                                                               театра, а те, кто строит такой идеаль-
                                                                               ный  театр,  всегда  выделяются  сво-
                                                                               ими  инаковостью,  непохожестью,
                                                                               нестандартностью. Хотя эта нестан-
                                                                               дартность  и  инаковость  проявляет-
                                                                               ся в первую очередь в таланте, что
                                                                               может  признаваться  и  обществом,
                                                                               и государством необходимой деви-
                                                                               ацией,  с  которой  ещё  можно  сми-
                                                                               риться,  хуже,  а  часто  трагически,
                                                                               для  художника,  для  каждого  чело-
                                                                               века,  оборачивается  другая  «ина-
                                                                               ковость», каковой признаются поря-
                                                                               дочность и чистота отношения к делу
                                                                               и соратникам.
                                                                                   Сфера  этического  поэтому  так
                                                                               волновала  Станиславского,  в  разру-
                                                                               шении этических норм он видел глав-
                                                                               ную  опасность  для  театра.  Предви-
                Краснопольский А.С. - Аздак. «Кавказский меловой круг» Брехт Б.
                Реж. А. Дунаев, худ. М. Варпех. Московский драматический театр  дел эту опасность, трагический оскал
                им. Н.В. Гоголя. 1964. Фотобумага. 13 х 18. ГЦТМ. КП 322773/54  которой  ему  пришлось  испытать  на
                                                                               самом себе.
             чал,  что  обещал  автору  поставить   истории и идеологических парадигм,   Пёстрая  картина  современного
             пьесу. В 1985 году мастера не стало…  художнике, искренне считавшем, что   театра  представляет  собой  коллаж
     8           Это  второе  издание,  но,  мне   «театр можно созидать только сооб-  разнообразных  моделей  поведения
             представляется,  это  всё-таки  первое   ща и вместе, а основой тому – любовь   и  артистов,  и  режиссеров,  и  теа-
             издание в том смысле, как эта книга   к искусству через любовь к человеку,   тральных критиков – моделей, к со-
             сформирована  автором  сегодня,  а,   его  внутреннюю  красоту  и  гармо-  жалению,  во  многом  агрессивных  и
             главное,  особой  созвучностью  наше-  нию».                      разрушительных,  не  созидательных,
             му настоящему важнейшими темами,     Леонид Зорин, вспоминая о сво-  не  объединяющих,  не  воспитываю-
             в ней заявленными. Когда мы уже поч-  их  встречах  с  Дунаевым,  говорил,   щих  зрителей.  Книга  Е.  А.  Дунаевой
             ти  смирились  с  некнижностью,  не-  что  Александр  Леонидович  был  «са-  о человеке, который всегда был эта-
             литературностью  нашего  времени,   мый приличный человек, которого я   лоном отношений с людьми театра и
             как ненужностью для современного   встречал в театре. Это ничуть не ума-  в своём творчестве, важна для всей
             инновационного  мира,  появление   ляет  ни  его  безупречного  вкуса,  ни   думающей  и  чувствующей  части  ин-
             таких книг, как «Меловой круг Алек-  его таланта, ни его признания у зрите-  теллигентной  публики  и,  в  первую
             сандра  Дунаева»,  становится  очень   лей. Он был высок личностью! Мало о   очередь,  созидателей  и  строителей
             важным событием в нашей культуре,   ком я могу так сказать» .     современного театра.
                                                                11
             возвращающим нас к главным смыс-     В  предисловии  В.  Г.  Урин  назы-  Издание  книги  приурочено  к
             лам нашего бытия, важным для наше-  вает Александра Леонидовича стро-  100-летию со дня рождения Алексан-
             го личного самопознания и познания   ителем и служителем театра с боль-  дра  Леонидовича  Дунаева.  Назва-
             мира и людей.                    шой буквы. Очень жаль, что о таких   ние  «Меловой  круг  Александра  Ду-
                 Эта книга о театре с разных сто-  строителях и служителях мы не так   наева» не только выделяет его зна-
             рон,  театре  жизни  и  театрах,  в  ко-  много  знаем.  Благодаря  подвижни-  менитую  постановку  в  театре  Гого-
             торых работал А.Л. Дунаев, но, пре-  кам  театра,  каким  был  Александр   ля, но и даёт глубокое сопряжение с
             жде всего, эта книга памяти чувств о   Леонидович Дунаев, созидается тот   судьбой режиссёра. Писать об отце
             большом художнике, о совести и до-  российский театр, о котором мы всег-  –  задача  неимоверно  трудная,  най-
             стоинстве, качествах настоящего че-  да  мечтаем,  театр,  который  обра-  ти равнодействующую между субъ-
             ловека вне зависимости от вывертов   щен к душе человека. Мечта об иде-  ективной  эмоциональной  связью  с




             11   Дунаева Е. А. Меловой круг Александра Дунаева. – 2-е изд., доп. – М.: Навона, 2020. Дунаева. - С.6.




       С це на  № 1 (129)  / 2 0 2 1
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15