Page 8 - Журнал «Сцена» №1(129)-2021
P. 8
ТеаТр и время
В Московском театре им. Н.В. Го-
голя, Дунаев прослужит всего лишь
полтора сезона (с 15 июня 1963 года
по 8 февраля 1965-го), где поставит
свой единственный спектакль «Кав-
казский меловой круг» Б. Брехта.
Спектакль о человеческой совести,
о выборе, стоящем перед каждым
человеком, где спор об истинном
материнстве был лишь внешней фа-
булой. Центром этого мира, фило-
софским фундаментом был Аздак в
ярком исполнении А. Краснопольско-
го «с его драмой человека, который
пытается творить справедливость,
искренне полагающего, что он об-
ладает естественным человеческим
Сергеев А.Е. – Порфирий Петрович, Федоров Н.И. - Раскольников
6
«Преступление и наказание». Достоевский Ф.М. Реж. А.Л. Дунаев правом быть свободным» . Образ
Красноярск, Краевой драматический театр им. А.С. Пушкина. 1956 Груше, ставший звёздной ролью ак-
Фотобумага. 12 х 18. ГЦТМ. КП 280251
трисы Л. Гавриловой, в спектакле
Дунаева также направлял зрителя
деятелями отечественной культуры. доверие к которым ушло по тем же к принятию приоритета нравствен-
Но зачастую руководителям от куль- причинам, что послужили и уходу ного чувства над рациональностью
туры и не надо было принимать осо- А.Д. Попова. мысли. Прежде чем Груше поднима-
бых усилий – деятели той же самой ла найденного ребёнка, раздавался
6 культуры сами согласно приносили
своих лидеров в жертву, используя комментарий хора: «Ужасная вещь
– соблазн доброты». Предостереже-
хорошо усвоенный ими идеологи- ние, глубина и смысл которого эпиче-
5
ческий арсенал своего времени» . ски открывались режиссёром в брех-
Инструменты этого «арсенала» – до-
носы индивидуальные или коллек- товском сюжете. Но сам Александр
тивные, авторы которых поощрялись Леонидович. – пишет автор, – «думал
сокрытием их имён, прочно вошли в ли он тогда, что этот самый «соблазн
«быт» нашей культуры и по-прежнему доброты» станет его тяжёлым жиз-
в ходу. ненным испытанием?.. Уверена, нет!
Лучшим спектаклем Дунае- Он просто знал – человек должен
ва в Театре Советской Армии стал жить «по совести» в любых предла-
«Шторм» по пьесе А.П. Штейна (1961). гаемых жизнью обстоятельствах и
Признанный критикой спектаклем обязан следовать высоким законам
«большого дыхания», «Шторм» Дуна- чести и достоинства. При этом наи-
ева выиграл негласный конкурс с по- вным максималистом Дунаев не был.
становками Н.П. Охлопкова в Театре Слишком хорошо понимал всю «цве-
им. Вл. Маяковского и Г.А. Товстоно- Кастрель И.Я. - Лыняев, тущую сложность жизни», всегда
гова в БДТ. Остроумова О.М. - Глафира уповал на нравственное чувство, дан-
И несмотря на то, что Александр «Волки и овцы». Островский А.Н. ное человеку от природы» . Уход из
7
Реж. А.Л. Дунаев. Московский
Леонидович уйдет из Театра Армии драматический театр Театра им. Гоголя был скоротечным,
в 1963 году, «Шторм» будет идти на на Малой Бронной. случился второй инфаркт, к подлости
1973. Фотобумага
его сцене ещё почти 13 лет. Уйдет, серебряно-желатиновый и предательству Дунаев, как всякий
получив свой первый инфаркт, из-за отпечаток. 23,9 х 17,8 порядочный человек, готов не был.
ГЦТМ. КП 319964/9
невозможности работать с людьми, Интриги директора и части труппы
5 Дунаева. – С.86.
6 Дунаева. – С.52.
С це на № 1 (129) / 2 0 2 1