Page 9 - Журнал «Сцена» №1(129)-2021
P. 9
ТеаТр и время
вкупе с административной «эффек- На Малой Бронной им были по- ского с О. Вавиловым в главной роли,
тивностью» Управления культуры ставлены: «На балу удачи» - с блиста- - о декабристах, о свободе и несгиба-
сделали своё дело. тельной Л. Сухаревской в роли Эдит емости человеческого духа; «Волки
Один из самых главных и опре- Пиаф, «Не от мира сего» А.Н. Остров- и овцы» А.Н. Островского (Мурзавец-
деляющих периодов жизни и био- ского – впервые в СССР, «Обществен- кая - А. Дмитриева) – как игра театра
графии Александра Леонидовича ное мнение» - комедия румынского в театр, с переходами от комедии
– работа главным в театре на Малой драматурга Аурела Баранги, воспри- к фарсу, от психологизма к буффо-
Бронной (1968-1984), где под его на- нятая молодыми актёрами как «наша наде, с прямо поставленным кон-
чалом волею «власть предержащих» «Принцесса Турандот», «Варвары» и фликтом корысти и нравственности;
оказался работавший в театре оче- «Враги» М. Горького, как исследова- «Равняется четырем Франциям»
редным режиссёром признанный ние незаметного убийства человека А. Мишарина – как острая драма идей.
мастер Анатолий Эфрос: словно вме- окружающими его людьми, с главной Все закончилось трагически:
сте, но, по принуждению, оказались темой – нравственного варварства; «человеческая подлость обладает
Станиславский и Немирович-Данчен- «Отпуск по ранению» В. Кондратьева чрезвычайной изобретательностью
ко. Шутка современников – горькая и – «о неистребимости доброты в том и стремительностью» – в результате
10
правдивая одновременно. Эта двой-
ственность положения стала для Ду-
наева тяжелой ношей. Первой поста-
новкой Дунаева не случайно стала
«Золотая карета» Л.М. Леонова – об
обреченности человека на свобод-
ный выбор, в том числе, главный
- нравственный. До сего дня этот
спектакль в «золотом фонде» рос-
сийского театра. На Малой Бронной
Дунаеву был предначертан «путь от- 7
шельника, сознательно, беззаветно
и бескорыстно принимающего на
себя такой подвиг» - принять пред-
8
лагаемые обстоятельства, чтобы
служить делу, в которое искренне
веришь, – Театру.
Если Анатолия Васильевича Эф-
роса завлит театра Нона Михайлов-
на Скегина всячески опекала, помо-
гала, продвигала, организовывала
поддержку, в том числе критиков, и Сцена из спектакля «Бранденбургские ворота». Светлов М.А. Реж. А. Л. Дунаев
замечательно это делала, то Алек- Худ. А. Опарин. Московский театр миниатюр. 1985. Фотограф: Кокошкин К.П.
сандр Леонидович не имел такой по- Фотобумага. 25 х 30. ГЦТМ. КП 315551/14
мощницы или помощника, был очень
скромен, держался где-то на вну- поколении, которое вынесло на своих интриг директора и группы сотруд-
треннем плане, и театральный мир плечах тяготы войны» (слова А.Л. Ду- ников и Дунаев, и Эфрос уходят из
того времени не уделял должного наева), это была «баллада о человеке, театра.
внимания его талантливым и ярким о выборе им собственного, личного, М.З. Левитин уговорил А.Л. Ду-
постановкам. Вопреки равнодушию, одинокого духовного пути в период наева возглавить Театр «Эрмитаж»,
цинизму и неприятию Дунаев труд- страшного, бедового лихолетья» . где Александр Леонидович ставит
9
ное жизненное служение с достоин- Среди постановок, что прозвучали свой последний спектакль «Бранден-
ством исполнил, не изменив ни свое- особенно ярко и мощно - легендарный бургские ворота» Михаила Светлова.
му таланту, ни своим принципам. «Лунин, или смерть Жака» Е. Радзин- На недоумение окружающих отве-
7 Дунаева. – С.115.
8 Дунаева. – С.134.
9 Дунаева. – С.187.
10 Дунаева. – С.231.
С це на № 1 (129) / 2 0 2 1