Page 9 - Журнал «Сцена» №1(129)-2021
P. 9

ТеаТр и время



               вкупе  с  административной  «эффек-  На Малой Бронной им были по-  ского с О. Вавиловым в главной роли,
               тивностью»  Управления  культуры   ставлены: «На балу удачи» - с блиста-  - о декабристах, о свободе и несгиба-
               сделали своё дело.               тельной Л. Сухаревской в роли Эдит   емости  человеческого  духа;  «Волки
                   Один из самых главных и опре-  Пиаф, «Не от мира сего» А.Н. Остров-  и овцы» А.Н. Островского (Мурзавец-
               деляющих  периодов  жизни  и  био-  ского – впервые в СССР, «Обществен-  кая - А. Дмитриева) – как игра театра
               графии  Александра  Леонидовича   ное  мнение»  -  комедия  румынского   в  театр,  с  переходами  от  комедии
               – работа главным в театре на Малой   драматурга Аурела Баранги, воспри-  к  фарсу,  от  психологизма  к  буффо-
               Бронной (1968-1984), где под его на-  нятая молодыми актёрами как «наша   наде,  с  прямо  поставленным  кон-
               чалом волею «власть предержащих»   «Принцесса  Турандот»,  «Варвары»  и   фликтом  корысти  и  нравственности;
               оказался  работавший  в  театре  оче-  «Враги» М. Горького, как исследова-  «Равняется   четырем   Франциям»
               редным  режиссёром  признанный   ние  незаметного  убийства  человека   А. Мишарина – как острая драма идей.
               мастер Анатолий Эфрос: словно вме-  окружающими его людьми, с главной   Все  закончилось  трагически:
               сте,  но,  по  принуждению,  оказались   темой  –  нравственного  варварства;   «человеческая  подлость  обладает
               Станиславский и Немирович-Данчен-  «Отпуск по ранению» В. Кондратьева   чрезвычайной  изобретательностью
               ко. Шутка современников – горькая и   – «о неистребимости доброты в том   и стремительностью»  – в результате
                                                                                                   10
               правдивая одновременно. Эта двой-
               ственность положения стала для Ду-
               наева тяжелой ношей. Первой поста-
               новкой  Дунаева  не  случайно  стала
               «Золотая карета» Л.М. Леонова – об
               обреченности человека на свобод-
               ный  выбор,  в  том  числе,  главный
               -  нравственный.  До  сего  дня  этот
               спектакль  в  «золотом  фонде»  рос-
               сийского театра. На Малой Бронной
               Дунаеву был предначертан «путь от-                                                                    7
               шельника,  сознательно,  беззаветно
               и  бескорыстно  принимающего  на
               себя такой подвиг»  - принять пред-
                               8
               лагаемые  обстоятельства,  чтобы
               служить  делу,  в  которое  искренне
               веришь, – Театру.
                   Если Анатолия Васильевича Эф-
               роса  завлит  театра  Нона  Михайлов-
               на  Скегина  всячески  опекала,  помо-
               гала,  продвигала,  организовывала
               поддержку, в том числе критиков, и   Сцена из спектакля «Бранденбургские ворота». Светлов М.А. Реж. А. Л. Дунаев
               замечательно  это  делала,  то  Алек-  Худ. А. Опарин. Московский театр миниатюр. 1985. Фотограф: Кокошкин К.П.
               сандр Леонидович не имел такой по-  Фотобумага. 25 х 30. ГЦТМ. КП 315551/14
               мощницы или помощника, был очень
               скромен,  держался  где-то  на  вну-  поколении, которое вынесло на своих   интриг  директора  и  группы  сотруд-
               треннем  плане,  и  театральный  мир   плечах тяготы войны» (слова А.Л. Ду-  ников  и  Дунаев,  и  Эфрос  уходят  из
               того  времени  не  уделял  должного   наева), это была «баллада о человеке,   театра.
               внимания  его  талантливым  и  ярким   о  выборе  им  собственного,  личного,   М.З.  Левитин  уговорил  А.Л.  Ду-
               постановкам.  Вопреки  равнодушию,   одинокого  духовного  пути  в  период   наева  возглавить  Театр  «Эрмитаж»,
               цинизму  и  неприятию  Дунаев  труд-  страшного,  бедового  лихолетья» .   где  Александр  Леонидович  ставит
                                                                             9
               ное жизненное служение с достоин-  Среди  постановок,  что  прозвучали   свой последний спектакль «Бранден-
               ством исполнил, не изменив ни свое-  особенно ярко и мощно - легендарный   бургские ворота» Михаила Светлова.
               му таланту, ни своим принципам.  «Лунин, или смерть Жака» Е. Радзин-  На  недоумение  окружающих  отве-



               7   Дунаева. – С.115.
               8   Дунаева. – С.134.
               9   Дунаева. – С.187.
               10   Дунаева. – С.231.




                                                                                                  С це на  № 1 (129)  / 2 0 2 1
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14