Page 8 - Журнал «Сцена» №1(123)-2020
P. 8

инСтитут иСкуССтвознания                                                                                                                                                                                         инСтитут иСкуССтвознания



             групп  населения .  Возрожденные   что люди, имеющие одинаковые со-  в том числе характеризующих такие
                           5
             к  жизни  регулярные  наблюдения   циально‑демографические признаки,   качественные  аспекты  как  художе-
             выявили  неоднородность  и  самой   и ведут себя одинаково, и являются   ственный опыт зрителя, обстоятель-
             театральной  публики  —  не  только   по сути «одной и той же публикой» .   ства,  препятствующие  посещению
                                                                           9
             по  социальному  составу  и  плате-  Это  ложное  чувство  объяснения   театра , установки на театр как вид
                                                                                    13
                                                                                      14
             жеспособности,  но  ее  расслоение   лишь  затрудняет  понимание  истин-  искусства  и некоторые другие. Это
             на  элитарную  и  массовую,  отноше-  ных причин зрительского поведения.  позволяло  дополнять  социально‑
             ние которой к искусству порой отли-  В  попытке  преодоления  такого   культурный  портрет  аудитории  но-
             чалось «чуждыми» вкусами.        одностороннего  взгляда  на  публику   выми чертами и красками, но не да-
                 Конечно,  первые  опыты  по  ос-  в  1970‑х  гг.  Г.  Дадамян  предложил   вало понимания поведения зрителей
             мыслению  театральной  аудитории   дополнить  описательный  подход,   и  содержательных  различий  между
             начинались с того, что «лежит на по-  основанный  на  анализе  социально‑  разными  зрительскими  группами,
             верхности»  и  проще  поддается  из-  демографических   характеристик,   что все же представляет значительно                                                                                                   Рис. 1.
             мерению  —  с  анализа  социально‑  поведенческой  типологией,  в  соот-  больший интерес для практики.                                                                                                        Типичная структура
             демографических   характеристик.   ветствии  с  которой  типы  зрителей   Иной подход к проблеме пред-                                                                                                         театрального рынка
             Тогда‑то и были получены первые на-  выделяются  по  признаку  частоты   ложила  в  начале  1980‑х  группа  мо-                                                                                                (доли зрительских
                                                                                                                                                                                                                            сегментов, %%)
                                                             10
             учные подтверждения того, что в те-  посещения  театра .  Тем  самым  он   сковских  ученых  под  руководством
             атральной публике больше женщин,   отчетливо  показал  как  негомоген-  Ю.  Фохт‑Бабушкина,  попытавшись
             чем  мужчин,  что  образовательный   ность  публики,  так  и  недостаточ-  установить  связь  между  отноше-                    Проблемы  функционирования   и  тем  самым  упорядочить  пред-    структура театраЛЬнОй
             уровень  зрителей  значительно  пре-  ность  анализа  усредненных  социо-  нием  человека  к  своей  социальной             театра в условиях рынка нашли отра-  ставителей  зрительской  аудитории   аудитОрии
             вышает  уровень  образования  насе-  логических  показателей.  Несмотря   жизни  и  степенью  его  духовного                жение  в  маркетинговых  исследова-  на  шкале  избирательности  художе-  Опросы   населения   Москвы,
                                                  методологическую
                                              на
                                                                               развития .  Разделив  респондентов
                                                                    простоту,
                                                                                      15
             ления, а с возрастом отношение че-  исследования  в  этом  направлении   на иерархические группы по призна-                 ниях новой волны, которые все чаще   ственного потребления . А сам при-  Санкт‑Петербурга, городов Красно-
                                                                                                                                                                                             17
                                    6
             ловека к искусству меняется .    позволили  сделать  важные  выводы.   ку  развитости  духовных  потенциа-                  фокусируются не столько на концеп-  знак типологии зрителей и принцип   дарского края и Пермской области,
                 Эти сами по себе неоспоримые                                                                                            туализации самой публики и уточне-  сегментации театрального рынка та-  имеющих театры, а также посетите-
             статистические  факты  показались   С одной стороны, чем чаще человек   лов, ученые показали  связь  степени                нии  штрихов  ее  уже  изрядно  запы-  ким  образом  был  перенесен  из  об-  лей театров этих городов позволи-
                                              посещает  театр,  тем  меньше  таких
                                                                               развитости  человека  как  личности
             настолько убедительными, что поро-                                                                                          лившегося  социально‑культурного   ласти  объективных  характеристик   ли выделить в структуре аудитории
     6       дили  соблазн  объяснять  буквально   людей  в  аудитории.  С  другой  сто-  с  характером  его  отношения  к  ис-          портрета,  сколько  на  анализе  зако-  посетителей в субъективную область   пять более или менее однородных   7
                                                                               кусству и уровнем культурной актив-
                                              роны,  театральная  аудитория  под-
             все  проблемы,  связанные  с  ауди-  вижна, ее внутренняя динамика, вы-  ности. К сожалению, эти чрезвычай-                 номерностей  ее  культурного  и  эко-  их потребительского поведения.  потребительских  групп,  ранжиро-
             торией,  в  том  числе  отношение  че-  званная  процессами  массовизации   но  важные  для  понимания  причин              номического  поведения.  И  в  1990‑х   Новый  подход  позволил  про-  ванных  по  уровню  избирательно-
             ловека  к  искусству,  его  культурную   искусства, ведет ко все большей «по-  культурного  поведения  результаты           годах  исследовательской  группой   двинуться  от  традиционной  кон-  сти  художественного  потребления:
             активность и причины зрительского   ляризации» — изменению соотноше-  оказались   не   востребованными.                     Государственного  института  искус-  статации  социологических  фактов   от  минимального  (S  —  1)  до  макси-
             поведения,  такими  простыми  при-  ния  постоянных  и  редких  зрителей   В  условиях  кардинального  измене-              ствознания под руководством А. Ру-  к пониманию поведенческих законо-  мального (S — 5). При этом зафикси-
             чинами  как  пол,  возраст  или  обра-  в пользу последних.       ния  роли  постсоветского  государ-                       бинштейна  был  предложен  принци-  мерностей.  Концепция,  неоднократ-  рована  высокая  степень  устойчиво-
             зование .  И  даже  несмотря  на  то,   Впрочем, и частотный критерий,   ства в культурной жизни показатель                 пиально  новый  подход  к  решению   но проверенная в исследованиях ау-  сти, т. е. повторяемости полученных
                   7
             что  «естественный  для  всех  зарож-  пусть даже в поздней эмоционально‑  развитости личности перестал быть                этой задачи.                     дитории  исполнительских  искусств   результатов  на  разных  массивах
             дающихся  наук  описательный  этап,   психологической  трактовке  самого   социально‑значимым  аксиологиче-                     Идея  основывалась  на  том,   и  обладающая  высокой  объясня-  социологических  данных.  Это  по-
             по‑видимому,  исчерпал  в  социоло-  автора ,  либо  дополненный  анали-  ским ориентиром. «При констатации                 что  все  зрители  разные,  и  каждый   ющей   способностью,   показала,   зволило  констатировать  важную
                                                   11
             гии  искусства  свои  эмпирические   зом  «условий  жизненной  обстанов-  дифференциации  аудитории  была                   из  них  может  воспринимать  произ-  что группам зрителей, обладающим   особенность  структуры  аудитории
             возможности» ,  до  сих  пор  некото-  ки»  и  театрального  репертуара ,   отброшена идея иерархии в эстети-               ведение  искусства  по‑своему,  на-  различными  потребностями  в  худо-  и   потребительского   поведения
                         8
                                                                          12
             рые  исследователи  предпочитают   способен  фиксировать  лишь  внеш-  ческом развитии, и задача эстетиче-                  ходя в нем те черты и особенности,   жественном  продукте  и  способно-  театральной  публики,  в  тенден-
             не  замечать  того  факта,  что  непо-  ние проявления поведения зрителей,   ского  развития  населения  переста-           которые он ожидает и способен вос-  стями  его  понимания,  свойственны   ции  справедливую  по  отношению
             средственное  влияние  социально‑  не позволяя уловить и тем более из-  ла  быть  актуальной» .  В  рыночной                принять.  А  значит,  потребительские   и вполне определенные особенности   ко  всем  театрам  и  локальным  рын-
                                                                                                16
             демографических   характеристик   мерить  его  детерминанты.  В  стрем-  парадигме  актуальность  приобрела                 свойства  произведений  искусства   поведения  на  театральном  рынке .   кам:  чем  выше  избирательность  те-
                                                                                                                                                                                                      18
             на отношение  человека  к  искусству,   лении понять причины потребитель-  ориентация на рядового потребите-                существуют  не  априори,  а  исключи-  Такой  подход  позволил  не  только   атральных  потребностей  зрителей,
             на  объем  и  характер  культурного   ского   поведения   исследователи   ля  и  возможно  более  полное  удов-             тельно  в  субъективном  восприятии   продвинуться в понимании публики,   тем меньше их в аудитории (Рис. 1),
             потребления  —  это  миф.  Он  осно-  включали в предметную область все   летворение его реально существую-                 зрителя.  Такой  подход  позволил   но  и  дал  возможность  существенно   но и тем чаще они посещают театр.
             вывается  на  ошибочном  мнении,   более  широкий  круг  показателей,   щих индивидуальных потребностей.                    выделить  гомогенные  группы  зри-  повысить практическую результатив-  Строго говоря, у каждого театра
                                                                                                                                         телей по их способности дифферен-  ность  эмпирических  исследований   складывается  своя  структура  ауди-
             5   Коган Л., Кернер Л. 1499 ответов // Театр, 1964. № 10.                                                                  цировать  художественный  продукт   зрительской аудитории.        тории,  индивидуальная  пропорция
             6   Каск К., Веллеранд Л. Структура театральной аудитории в Эстонии // Театр и зритель
                (Проблемы социологии театрального искусства). М., 1978. С. 118–146.
             7   Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России // Культура и искусство, 2017. № 7 (38). С. 36-49.
             8   Дадамян Г. Г. Проблемы аудитории театров // Проблемы социологии театра. М., 1974. С. 127.                               13   Каск К., Веллеранд Л. Цит. соч. С. 139–141.
             9   Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. С. 31.                                 14   Волков В. И., Зудилова Т. И. Опыт типологического подхода к анализу зрительских ориентаций в сфере театра //
             10   Дадамян Г. Г. Проблемы аудитории театров // Проблемы социологии театра. М., 1974. С. 127.                                 Театр как социологический феномен / Отв. ред. Н. А. Хренов. СПб. : Алетейя, 2009. С. 159.
             11   Дадамян Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М. : ВТО, 1982. С. 85.                          15   Художественная культура и развитие личности. Проблемы долгосрочного планирования / Отв. ред. Ю. Фохт-Бабушкин. М.: Наука. 1987.
             12   Алексеев А., Божков О., Дмитриевский В. К исследованию роли театра в духовной жизни современного молодого человека //     224 с.; Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Ю. Фохт-Бабушкин, В.  Нейгольдберг,
                Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975. С 106.                                            В.  Дмитриевский и др.; Отв. ред. Ю. Фохт-Бабушкин. М. 1982. 335 с.



       С це на  № 1 (12 3)  / 20 20                                                                                                                                                                                         С це на  № 1 (12 3)  / 20 20
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13