Page 7 - Журнал «Сцена» №1(123)-2020
P. 7

инСтитут иСкуССтвознания                                                                     инСтитут иСкуССтвознания


 Открываем рубрику  театр и ЗритеЛЬ


 АлексАндр  рубинштейн  АлексАндр  ушкАрев






               Несмотря на отдельные теории, опирающиеся на концепцию «искусства для искусства» и отрицающие связь с пу-
               бликой, театр без зрителя существовать не может: только через зрителя театр транслирует художественное
               сообщение и реализует свои социальные функции. Неслучайно интерес к зрителю возник в России с обретением
               театром публичности, и со временем не только не ослабевал, но, напротив, становился все более углубленным
               и специальным. Но, к сожалению, и сегодня о театральной публике часто судят по стереотипам, не всегда заду-
               мываясь  над  тем,  насколько  они  соответствуют  действительности.  На  страницах  этой  обзорной  статьи  мы
               кратко проследим эволюцию понимания театральной публики и покажем, как в театральном сообществе и науке
               складывался образ зрителя, осмыслялись стоящие за ним закономерности. В основу этой работы мы положили
               некоторые результаты исследований, выполненных по уникальным материалам социологических опросов, прове-
               денных сотрудниками Государственного института искусствознания не только в Москве, но и по городам и весям
               театральной России. 1
 Открывая  новую  рубрику,  жур-  ной проблематике. В 2020 году чита-
 нал  «Сцена»  и  Государственный  ин-  тели  получат  возможность  познако-  «Искусство базируется на двух полюсах: художнике и зрителе, …
 ститут  искусствознания  поставили   миться  с  результатами  следующих    причем решающее слово имеет зритель»
 своей  целью  регулярно  знакомить   исследований  —  «Театр  и  зритель»,                      Марсель Дюшан 2
 театральных  практиков  –  режиссе-  «Финансирование  театров:  регио-
 ров, актеров, художников, директор-  нальные  диспропорции»,  «Оплата
 ский и продюсерский корпус, а также   труда театральных работников в ма-
 театральных  критиков  и  историков   лых,  средних  и  больших  городах»,
 4  театра,  с  результатами  актуальных   «Трансляции театральных спектаклей                                        5
                                                    Между  тем  по  мере  расшире-
 исследований  в  области  экономики   в кинотеатрах», «Театральный потен-  истОки  ния театральной аудитории пришло   о театральной публике. Заслугой это-
                   Помните,  как  говорил  о  своей
                                                                                 го этапа стало осмысление социаль-
 и  социологии  театральной  деятель-  циал малых, средних и больших горо-  публике  антрепренер  Кукин,  персо-  понимание,  что  она  неоднородна,   ного портрета и культурных устрем-
 ности,  в  которых  нашли  отражение   дов» и «Театральное художественное   наж чеховской «Душечки»: «…Публи-  и  статистика,  опираясь  на  типиза-  лений  нового  зрителя.  Параллельно
 достижения  отечественной  и  миро-  наследие в частных коллекциях».  ка,  невежественная,  дикая.  Даю  ей   цию,  осознанное  упрощение  и  схе-  складывалось  и  крепло  убеждение,
 вой науки.   Думаю,  эти  статьи  вызовут  ин-  самую  лучшую  оперетку,  феерию,   матизацию,  установила  существо-  что публика «не только воспринима-
 Анализ функционирования куль-  терес  и  полагаю,  что  в  конце  2020   вание  различных  типов  зрителей.   ет  художественные  произведения,
 туры  в  современной  России,  теории   или в начале 2021 года журнал «Сце-  великолепных  куплетистов,  но  раз-  Театральные  директора  и  антре-  испытывает  их  влияние,  но  и  сама
               ве  ей  это  нужно?  Разве  она  в  этом
 и  практики  общественного  финан-  на»  вместе  с  Государственным  ин-  понимает  что‑нибудь?  Ей  нужен   пренеры  еще  в  XIX  веке  научились   воздействует  на  творцов  искусства,
 сирования  театров,  включая  исто-  ститутом  искусствознания  и  СТД  РФ   балаган!  Ей  подавай  пошлость!»    успешно   дифференцировать   пу-  а значит, так или иначе способствует
                                            3
 рический опыт России и зарубежных   организуют и проведут круглый стол,   А. П. Чехов будто специально для нас   блику  по  ее  социальному  составу   его  развитию».   Впрочем,  в  нашей
                                                                                              4
 стран,  создания  благоприятной  ин-  где читатели журнала вместе с прак-  приводит  один  из  примеров  того,   и  платежеспособности.  Но  наука   стране  в  1930‑х  годах  социологию
 ституциональной среды для театров   тиками  театра  и  представителями   как «наблюдения из жизни» по сути   понимает  структурное  многообра-  с ее позитивистским взглядом на мир
 и его зрителей, а также многолетние   науки  будут  иметь  возможность  об-  выстраивали  систему  стереотипов,   зие гораздо шире, и на протяжении   и не всегда удобными выводами осу-
 статистические  и  социологические   судить итоги введения новой рубри-  по  которым  было  принято  судить   долгих  лет  накопления  представле-  дили, а к 1960‑м забыли.
 измерения  активности  театральной   ки и высказать свои пожелания в от-  о публике. Благодаря многим лите-  ний  о  театральной  публике,  многие   Однако  уже  самые  первые  ис-
 публики  позволили  ученым  Инсти-  ношении ее будущей проблематики.  раторам  и  мемуаристам,  по  словам   исследователи по‑разному пытались   следования  в  области  социологии
 тута  искусствознания  разработать   Открывает  новую  рубрику  ста-  С. Т.  Аксакова,  «служащих  при  теа-  объяснять состав публики и ее зри-  искусства второй волны констатиро-
 ряд  конкретных  рекомендаций,  на-  тья  доктора  культурологии,  глав-  тре,  пишущих  для  театра  и  театра-  тельское поведение.  вали многообразие художественных
 правленных  на  улучшение  условий   ного  научного  сотрудника  Сектора   лов по охоте», бытовавшие в давние   Первая  волна  отечественной   потребностей и эстетических устано-
 театральной  деятельности,  более   экономики  и  социологии  искусства   времена  представления  о  публике   социологии  ХХ  века  значительно   вок,  а  также  отмечали  неравенство
 полной  реализации  творческого  по-  Государственного  института  искус-  дошли и до наших дней.  обогатила  научные  представления   в  приобщении  к  театру  различных
 тенциала  российских  театров  и  рас-  ствознания А. А. Ушкарева, в которой
 ширения  аудитории  их  зрителей.   автор  представит  обзор  результа-
 Ознакомление театрального сообще-  тов  социологических  исследований   1
 ства  с  этими  предложениями  науки   театральных  зрителей,  где  будут      На протяжении последних трех с лишним десятилетий были проведены опросы населения 72 больших и малых городов РФ (7 586 анкет),
                 а также около 260 опросов зрителей в театрах Москвы, С-Петербурга, Перми, Краснодара, Красноярска, Магнитогорска, Якутска,
 представляет одну из задач Журнала.  продемонстрированы  основные  ха-     Челябинска, Ярославля, Петрозаводска, Новгорода и Саратова и др. городов (около 60 тыс. анкет).
 В  новой  рубрике  каждого  но-  рактеристики  публики  и  ее  художе-  2   Цит. по: Stauffer, Serge. Marcel Duchamp. Interviews und Statements, Stuttgart: Cantz, 1992, S. 179.
 мера  журнала  будет  публиковаться   ственные предпочтения, выявленные   3  4   Чехов А. П. Душечка. [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/chehov_anton/dushechka.html#0 (Дата обращения 20.02.2020).
                 Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX - первых
 одна статья, подготовленная по дан-  в последнее десятилетие.     десятилетий ХХ века. История и методология. СПб. 2016. С. 187.




 С це на  № 1 (12 3)  / 20 20                                                                     С це на  № 1 (12 3)  / 20 20
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12