Page 10 - Журнал «Сцена» №1(123)-2020
P. 10

инСтитут иСкуССтвознания                                                                                                                                                                                         инСтитут иСкуССтвознания



             распределения зрителей по группам.   ше  среди  них  оказывается  женщин.   к конкретным спектаклям и опреде-               гает  компетенциями  в  других  обла-  ке  пользуется  экспериментальность   лением  любви  ни  к  музыкальным
             При  сохранении  общей  закономер-  Т.  е.  женщины  значительно  больше,   ленным  театрам.  Зависимость  эта              стях.  Это  объяснимо,  если  принять   постановки,  даже  несмотря  на  то,   жанрам  театрального  искусства,
             ности  в  соотношении  сегментов,   чем  мужчины,  оказываются  склонны   усиливается при возрастании уровня                во  внимание  качественный  состав   что  в  театральной  публике  послед-  т. е.  музыкальной  ориентированно-
             индивидуальные  структуры  могут   к взыскательности и даже прихотливо-  избирательности,  создавая  тем  са-               группы наиболее избирательного теа-  них  лет  становится  больше  людей,   сти  зрителей,  ни  к  театру  вообще.
             отличаться  в  некоторых  пределах   сти в выборе театрального продукта.  мым  условия  для  монополизации                  трального потребления: это не только   интерес которых к театру определя-  Наше  исследование  в  Московском
             от «типовой». Это зависит от многих   Однако  наиболее  интересный   художественного  продукта.  Иными                      те  самые  культурные  и  гармонично   ется фактором новизны.     Театре  оперетты  (2014  г.)  показало,
             обстоятельств  —  художественно‑  вывод  связан  с  другим  обстоятель-  словами,  по  мере  усиления  степени              развитые  личности,  послужившие     Репертуарные   предпочтения   что на мюзикл, как ни странно, ходят
             творческих,  социальных,  экономи-  ством.  Расчеты  показали,  что  суще-  избирательности  театральных  по-               прототипом  для  мифа  об  истинных   зрителей  связаны  с  их  избиратель-  не ради музыки и даже не ради попу-
             ческих, организационных, но в итоге   ствующий театральный рынок распа-  требностей зрителей возникает сре-                 театралах,  но  и  многочисленные   ной  способностью:  с  повышением   лярных  исполнителей.  Так,  главным
             дает представление о популярности   дается на две неравные части. Менее   да  для  монопольного  повышения                  маргинальные их варианты — фана-  избирательности зрителя растет и его   мотивом  для  посещения  мюзикла
             театра  и  картине  спроса  публики.   подготовленные  зрители  (примерно   цен  театрами  без  риска  снижения             ты, поклонники‑обожатели и другие   способность  воспринимать  театраль-  «Граф  Орлов»  стал  сюжет,  история,
             Важнейшей  структурной  характери-  62 % всей театральной публики), инте-  зрительского спроса .                            «полупрофессиональные  зрители»,   ный  спектакль  во  всей  целостности,   рассказанная в спектакле, вторым —
                                                                                               19
             стикой аудитории, связанной с пред-  рес которых к театру носит случайный                                                   которые буквально живут звездным   синтетичности и многообразии. Непод-  зрелищность, и только потом — ак-
             ставлениями  об  успешности  театра   или невыраженный характер, не ощу-  сОциаЛЬнО-                                        светом  своих  кумиров,  отказываясь   готовленные в культурном отношении   теры. Не ориентированный на театр
             или  о  «театральности»  региона,   щают никакой зависимости от созда-  психОЛОгические                                     от многого другого.              посетители  публично  декларируют   зритель,  в  соответствии  с  обыкно-
             является  соотношение  зрителей,   телей  театральных  спектаклей.  Эти   ОсОбеннОсти                                                                        интерес главным образом к популяр-  вением,  привитым  массовым  кине-
             не  обладающих  артикулированным   зрители  (преимущественно  со  сред-  ЗритеЛЬских групп                                      репертуарные                 ным образцам, к тому, о чем все мы   матографом,  шоу‑бизнесом  и  СМИ,
             интересом к театру и по большей ча-  ним  специальным  образованием,   Определив  структуру  каждого                            предпОчтения                 имеем  хотя  бы  минимальное  пред-  при  посещении  театрального  пред-
             сти случайных (группы S — 1 и S — 2),   в возрасте до 35 лет, редко посеща-  зрительского  сегмента  по  личност-               Оценивая  структуру  художе-  ставление еще со школьной скамьи.   ставления  рассчитывает  на  интригу,
             и зрителей собственно театральных,   ющие  театр)  без  всяких  для  себя   ным  потенциалам  составляющих                  ственных  предпочтений  и  особен-  Они  ждут  от  театра  зрелищности   зрелищность,  наличие  эффектных
             имеющих  достаточно  детермини-  потерь  могут  отказаться  от  театра   их  респондентов,  мы  эмпирически                 ности  зрительского  спроса,  мы  от-  и развлекательности, того, что пред-  декораций,  костюмов  и  музыки,
             рованные  театральные  пристрастия   и  посвятить  свое  свободное  время   подтвердили  связь  развитости  че-             мечаем   следующую   тенденцию:   лагают  массовые  виды  культурного   как непременный атрибут развлека-
                                                                                                                                                                                                                                 20
             и  регулярно  посещающих  театр   другим  видам  досуга.  Лишь  случай-  ловека  как  личности  и  его  избира-             современная  театральная  публи-  досуга  и  к  чему  они  так  привыкли.   тельно‑зрелищного досуга .
             (группы S — 3, S — 4 и S — 5).   ные  факторы  или  какие‑то  допол-  тельной способности по отношению                      ка — как случайная и неразвитая, так   Но по мере накопления зрительского   Рихард  Вагнер  как‑то  сказал:
                 Эту   закономерность   можно   нительные  мотивы,  не  связанные   к  театральному  искусству.  Между                   и  наиболее  искушенная  —  в  своем   опыта и роста избирательности про-  «Правило таково: публика хочет, что-
             трактовать и так: чем больше в струк-  с искусством (нормы поведения в ре-  тем в театральной аудитории эта об-             репертуарном  выборе  ориентирует-  исходит изменение зрительских при-  бы ее развлекали, поэтому постарай-
     8       туре аудитории театра (или региона)   ферентной  группе,  мода,  ценовая   щая  закономерность  проявляется                 ся прежде всего на участие в спекта-  оритетов с тех, что определяют внеш-  ся  под  видом  развлечения  препод-  9
                                                                                                                                                                                                                                    21
             доля  подготовленных  театральных   доступность и т. п.), могут сохранить   двояко, и распространенное мнение               кле  популярных  актеров.  Впрочем,   нюю  сторону  театра  (звездность,   нести ей твое самое заветное» . Так
             зрителей,  тем  большим  оказывает-  таких зрителей на театральном рын-  о  театралах  как  об  исключительно               в зависимости от конкретного театра   зрелищность,  сюжет,  свойственные   и здесь: давая людям, часто далеким
             ся и совокупный размер его аудито-  ке. Экономическое поведение таких   культурных,  образованных  и  гар-                  или  определенного  типа  спектакля,   развлекательным  жанрам),  на  его   от искусства, не только развлечение
             рии. При этом тенденция сокращения   зрителей  обусловлено  свободной   монично развитых людях не всегда                    приоритетными  могут  становить-  содержательные, смысловые компо-  и  зрелище  как  разновидность  лег-
             доли наиболее искушенных зрителей,   конкуренцией  всех  организаций  ис-  оправдано.  Разносторонне  разви-                ся  и  другие  факторы  зрительского   ненты, в наибольшей мере отражаю-  кого досуга, но и более интеллекту-
             составляющих  «ядро»  аудитории  те-  полнительского искусства, и потому   тые личности с высокой избиратель-               выбора  —  зрелищность,  интерес   щие сущность и особенности театра   альное  содержание,  мюзикл  вовле-
             атра, структурный перекос в сторону   их  наиболее  вероятной  реакцией   ной  способностью  в  совокупной                  к  классической  пьесе,  популярному   как вида искусства. Возрастает доля   кает их в театральную жизнь.
             случайного,  нетеатрального  зрителя   на повышение цен может стать пере-  театральной  аудитории  все  же  со-             постановщику и т. д.             зрителей,   имеющих   конкретные
             часто  становится  симптомом  того,   ключение спроса на субституты теа-  ставляют меньшинство. Кроме того,                     Режиссерский   фактор   чаще   репертуарные  предпочтения:  они   драйверы
             что  отношения  в  системе  «театр  —   тральных услуг.           расчеты  на  примерах  аудитории                          становится  значимым  предпочтени-  ожидают интеллекта, эксперимента,   куЛЬтурнОй
             зритель» нарушены. Это может быть    Иная ситуация сложилась в зри-  спектаклей  разных  видов  показа-                     ем  в  случае  «авторского»  или  «ре-  проявляют больший интерес к твор-  активнОсти
             связано как с трансформациями мо-  тельских  группах  с  высокой  избира-  ли,  что  максимальная  избиратель-              жиссерского»  проекта,  когда  факт   честву авторов и постановщиков. Эта   Структурные  особенности  ау-
             делей  потребления,  так  и  с  утратой   тельностью  и  детерминированными   ность  в  отношении  театрального             участия  в  постановке  известного   ситуация отражает логику приобще-  дитории  и  ее  зрительская  актив-
             театром своей популярности.      театральными потребностями, вклю-  искусства  одновременно  означает                       режиссера  активно  продвигается   ния человека к искусству: от просто-  ность  ожидаемо  оказались  связаны
                 Наряду  с  констатацией  извест-  чающих в себя около 38 % театральных   превалирование специфического те-              как  важное  достоинство  спектакля.   го — к сложному, от внешней аттрак-  с  возрастом  и  уровнем  образова-
             ного факта о преимущественно жен-  зрителей.  Мотивация  культурного   атрального вкуса над интегральным,                   Такие  проекты  обычно  рассчитаны   тивности  —  к  содержательности,   ния:  многократно  подтверждено,
             ском составе театральной аудитории   поведения  этих  зрителей  устойчиво   т. е.  некоторую  односторонность               на публику не случайную, знакомую   от массового — к элитарному.  что  степень  избирательности  зри-
             (доля  мужчин  в  среднем  составля-  связана хотя бы с одним из трех же-  в развитии личности.                             с  именами  и  имеющую  некоторое    Как  свидетельство  многообра-  телей,  частота  посещения  театра
             ет  лишь  немногим  более  четверти)   ланий: пойти в конкретный театр, по-  Чем выше избирательность, под-                 представление  о  тенденциях  совре-  зия систем культурных потребностей   и содержательность зрительской мо-
             была зафиксирована и новая гендер-  смотреть  конкретную  пьесу,  позна-  готовленность зрителей, тем больше                менного театрального искусства. Но,   мы  отмечаем  особенности  художе-  тивации,  как  правило,  растут  с  воз-
             ная  особенность:  чем  более  подго-  комиться с творчеством конкретных   среди них не только разносторонних               как показывают зрительские опросы,   ственных  предпочтений  аудитории   растом.  Наши  исследования  под-
             товленными  театралами  являются   авторов  и  исполнителей  спектакля.   и  гармонично  развитых  личностей,               практически  во  всех  случаях  устой-  мюзикла.  Пристрастие  к  мюзиклу,   твердили  и  тот  факт,  что  серьезное
             зрители,  то  есть  чем  выше  их  изби-  Для представителей этих сегментов   но  и  тех,  кто,  будучи  ориентирован       чиво  наименьшим  спросом  в  публи-  как  оказалось,  не  является  прояв-  искусство в гораздо большей степе-
             рательная  способность,  тем  боль-  характерна  привязанность  публики   исключительно  на  театр,  пренебре-
                                                                                                                                         18   См.: Художественная жизнь современного общества…; Ушкарев А.А. Аудитория искусства в социальных измерениях.
                                                                                                                                            С-Пб. : Алетейя, 2019. 660 с.
             16   Хренов Н. А. Вторая волна в отечественной социологии искусства: успехи, проблемы, итоги // Театр как социологический феномен /  19   Рубинштейн А. Я., Скоморохова Н. А., Гедовиус Г. Г. Сегментация театрального рынка // Художественная жизнь современного общества.
                Отв. ред. Н. А. Хренов. СПб. : Алетейя, 2009. С. 15.                                                                        В 4-х тт. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. Отв. ред. А. Я. Рубинштейн. СПб., 1998. С. 243–244.
             17   Художественная жизнь современного общества. В 4 томах. Том 3. Искусство в контексте социальной экономии.               20   Ушкарев А. Аудитория искусства в социальных измерениях. СПб.: Алетейя. 2019. С. 298.
                Отв. Ред. А.Я. Рубинштейн. – СПб: «Дмитрий Буланин» - 1998. С. 226.                                                      21   Вагнер Р. Художник и публика, 1855. [Электронный ресурс]. URL: https://b-ok.xyz/book/3088203/f091dd (Дата обращения 20.02.2020).




       С це на  № 1 (12 3)  / 20 20                                                                                                                                                                                         С це на  № 1 (12 3)  / 20 20
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15