Page 10 - Журнал «Сцена» №1(123)-2020
P. 10
инСтитут иСкуССтвознания инСтитут иСкуССтвознания
распределения зрителей по группам. ше среди них оказывается женщин. к конкретным спектаклям и опреде- гает компетенциями в других обла- ке пользуется экспериментальность лением любви ни к музыкальным
При сохранении общей закономер- Т. е. женщины значительно больше, ленным театрам. Зависимость эта стях. Это объяснимо, если принять постановки, даже несмотря на то, жанрам театрального искусства,
ности в соотношении сегментов, чем мужчины, оказываются склонны усиливается при возрастании уровня во внимание качественный состав что в театральной публике послед- т. е. музыкальной ориентированно-
индивидуальные структуры могут к взыскательности и даже прихотливо- избирательности, создавая тем са- группы наиболее избирательного теа- них лет становится больше людей, сти зрителей, ни к театру вообще.
отличаться в некоторых пределах сти в выборе театрального продукта. мым условия для монополизации трального потребления: это не только интерес которых к театру определя- Наше исследование в Московском
от «типовой». Это зависит от многих Однако наиболее интересный художественного продукта. Иными те самые культурные и гармонично ется фактором новизны. Театре оперетты (2014 г.) показало,
обстоятельств — художественно‑ вывод связан с другим обстоятель- словами, по мере усиления степени развитые личности, послужившие Репертуарные предпочтения что на мюзикл, как ни странно, ходят
творческих, социальных, экономи- ством. Расчеты показали, что суще- избирательности театральных по- прототипом для мифа об истинных зрителей связаны с их избиратель- не ради музыки и даже не ради попу-
ческих, организационных, но в итоге ствующий театральный рынок распа- требностей зрителей возникает сре- театралах, но и многочисленные ной способностью: с повышением лярных исполнителей. Так, главным
дает представление о популярности дается на две неравные части. Менее да для монопольного повышения маргинальные их варианты — фана- избирательности зрителя растет и его мотивом для посещения мюзикла
театра и картине спроса публики. подготовленные зрители (примерно цен театрами без риска снижения ты, поклонники‑обожатели и другие способность воспринимать театраль- «Граф Орлов» стал сюжет, история,
Важнейшей структурной характери- 62 % всей театральной публики), инте- зрительского спроса . «полупрофессиональные зрители», ный спектакль во всей целостности, рассказанная в спектакле, вторым —
19
стикой аудитории, связанной с пред- рес которых к театру носит случайный которые буквально живут звездным синтетичности и многообразии. Непод- зрелищность, и только потом — ак-
ставлениями об успешности театра или невыраженный характер, не ощу- сОциаЛЬнО- светом своих кумиров, отказываясь готовленные в культурном отношении теры. Не ориентированный на театр
или о «театральности» региона, щают никакой зависимости от созда- психОЛОгические от многого другого. посетители публично декларируют зритель, в соответствии с обыкно-
является соотношение зрителей, телей театральных спектаклей. Эти ОсОбеннОсти интерес главным образом к популяр- вением, привитым массовым кине-
не обладающих артикулированным зрители (преимущественно со сред- ЗритеЛЬских групп репертуарные ным образцам, к тому, о чем все мы матографом, шоу‑бизнесом и СМИ,
интересом к театру и по большей ча- ним специальным образованием, Определив структуру каждого предпОчтения имеем хотя бы минимальное пред- при посещении театрального пред-
сти случайных (группы S — 1 и S — 2), в возрасте до 35 лет, редко посеща- зрительского сегмента по личност- Оценивая структуру художе- ставление еще со школьной скамьи. ставления рассчитывает на интригу,
и зрителей собственно театральных, ющие театр) без всяких для себя ным потенциалам составляющих ственных предпочтений и особен- Они ждут от театра зрелищности зрелищность, наличие эффектных
имеющих достаточно детермини- потерь могут отказаться от театра их респондентов, мы эмпирически ности зрительского спроса, мы от- и развлекательности, того, что пред- декораций, костюмов и музыки,
рованные театральные пристрастия и посвятить свое свободное время подтвердили связь развитости че- мечаем следующую тенденцию: лагают массовые виды культурного как непременный атрибут развлека-
20
и регулярно посещающих театр другим видам досуга. Лишь случай- ловека как личности и его избира- современная театральная публи- досуга и к чему они так привыкли. тельно‑зрелищного досуга .
(группы S — 3, S — 4 и S — 5). ные факторы или какие‑то допол- тельной способности по отношению ка — как случайная и неразвитая, так Но по мере накопления зрительского Рихард Вагнер как‑то сказал:
Эту закономерность можно нительные мотивы, не связанные к театральному искусству. Между и наиболее искушенная — в своем опыта и роста избирательности про- «Правило таково: публика хочет, что-
трактовать и так: чем больше в струк- с искусством (нормы поведения в ре- тем в театральной аудитории эта об- репертуарном выборе ориентирует- исходит изменение зрительских при- бы ее развлекали, поэтому постарай-
8 туре аудитории театра (или региона) ферентной группе, мода, ценовая щая закономерность проявляется ся прежде всего на участие в спекта- оритетов с тех, что определяют внеш- ся под видом развлечения препод- 9
21
доля подготовленных театральных доступность и т. п.), могут сохранить двояко, и распространенное мнение кле популярных актеров. Впрочем, нюю сторону театра (звездность, нести ей твое самое заветное» . Так
зрителей, тем большим оказывает- таких зрителей на театральном рын- о театралах как об исключительно в зависимости от конкретного театра зрелищность, сюжет, свойственные и здесь: давая людям, часто далеким
ся и совокупный размер его аудито- ке. Экономическое поведение таких культурных, образованных и гар- или определенного типа спектакля, развлекательным жанрам), на его от искусства, не только развлечение
рии. При этом тенденция сокращения зрителей обусловлено свободной монично развитых людях не всегда приоритетными могут становить- содержательные, смысловые компо- и зрелище как разновидность лег-
доли наиболее искушенных зрителей, конкуренцией всех организаций ис- оправдано. Разносторонне разви- ся и другие факторы зрительского ненты, в наибольшей мере отражаю- кого досуга, но и более интеллекту-
составляющих «ядро» аудитории те- полнительского искусства, и потому тые личности с высокой избиратель- выбора — зрелищность, интерес щие сущность и особенности театра альное содержание, мюзикл вовле-
атра, структурный перекос в сторону их наиболее вероятной реакцией ной способностью в совокупной к классической пьесе, популярному как вида искусства. Возрастает доля кает их в театральную жизнь.
случайного, нетеатрального зрителя на повышение цен может стать пере- театральной аудитории все же со- постановщику и т. д. зрителей, имеющих конкретные
часто становится симптомом того, ключение спроса на субституты теа- ставляют меньшинство. Кроме того, Режиссерский фактор чаще репертуарные предпочтения: они драйверы
что отношения в системе «театр — тральных услуг. расчеты на примерах аудитории становится значимым предпочтени- ожидают интеллекта, эксперимента, куЛЬтурнОй
зритель» нарушены. Это может быть Иная ситуация сложилась в зри- спектаклей разных видов показа- ем в случае «авторского» или «ре- проявляют больший интерес к твор- активнОсти
связано как с трансформациями мо- тельских группах с высокой избира- ли, что максимальная избиратель- жиссерского» проекта, когда факт честву авторов и постановщиков. Эта Структурные особенности ау-
делей потребления, так и с утратой тельностью и детерминированными ность в отношении театрального участия в постановке известного ситуация отражает логику приобще- дитории и ее зрительская актив-
театром своей популярности. театральными потребностями, вклю- искусства одновременно означает режиссера активно продвигается ния человека к искусству: от просто- ность ожидаемо оказались связаны
Наряду с констатацией извест- чающих в себя около 38 % театральных превалирование специфического те- как важное достоинство спектакля. го — к сложному, от внешней аттрак- с возрастом и уровнем образова-
ного факта о преимущественно жен- зрителей. Мотивация культурного атрального вкуса над интегральным, Такие проекты обычно рассчитаны тивности — к содержательности, ния: многократно подтверждено,
ском составе театральной аудитории поведения этих зрителей устойчиво т. е. некоторую односторонность на публику не случайную, знакомую от массового — к элитарному. что степень избирательности зри-
(доля мужчин в среднем составля- связана хотя бы с одним из трех же- в развитии личности. с именами и имеющую некоторое Как свидетельство многообра- телей, частота посещения театра
ет лишь немногим более четверти) ланий: пойти в конкретный театр, по- Чем выше избирательность, под- представление о тенденциях совре- зия систем культурных потребностей и содержательность зрительской мо-
была зафиксирована и новая гендер- смотреть конкретную пьесу, позна- готовленность зрителей, тем больше менного театрального искусства. Но, мы отмечаем особенности художе- тивации, как правило, растут с воз-
ная особенность: чем более подго- комиться с творчеством конкретных среди них не только разносторонних как показывают зрительские опросы, ственных предпочтений аудитории растом. Наши исследования под-
товленными театралами являются авторов и исполнителей спектакля. и гармонично развитых личностей, практически во всех случаях устой- мюзикла. Пристрастие к мюзиклу, твердили и тот факт, что серьезное
зрители, то есть чем выше их изби- Для представителей этих сегментов но и тех, кто, будучи ориентирован чиво наименьшим спросом в публи- как оказалось, не является прояв- искусство в гораздо большей степе-
рательная способность, тем боль- характерна привязанность публики исключительно на театр, пренебре-
18 См.: Художественная жизнь современного общества…; Ушкарев А.А. Аудитория искусства в социальных измерениях.
С-Пб. : Алетейя, 2019. 660 с.
16 Хренов Н. А. Вторая волна в отечественной социологии искусства: успехи, проблемы, итоги // Театр как социологический феномен / 19 Рубинштейн А. Я., Скоморохова Н. А., Гедовиус Г. Г. Сегментация театрального рынка // Художественная жизнь современного общества.
Отв. ред. Н. А. Хренов. СПб. : Алетейя, 2009. С. 15. В 4-х тт. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. Отв. ред. А. Я. Рубинштейн. СПб., 1998. С. 243–244.
17 Художественная жизнь современного общества. В 4 томах. Том 3. Искусство в контексте социальной экономии. 20 Ушкарев А. Аудитория искусства в социальных измерениях. СПб.: Алетейя. 2019. С. 298.
Отв. Ред. А.Я. Рубинштейн. – СПб: «Дмитрий Буланин» - 1998. С. 226. 21 Вагнер Р. Художник и публика, 1855. [Электронный ресурс]. URL: https://b-ok.xyz/book/3088203/f091dd (Дата обращения 20.02.2020).
С це на № 1 (12 3) / 20 20 С це на № 1 (12 3) / 20 20