Page 7 - Журнал «Сцена» №2(124)-2020
P. 7
инСтитут иСкуССтвознания
ТеаТр и финансирование ТаБлица 1
Динамика расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного
Валентина Музычук финансирования театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.
В условиях пандемии коронави- вый смысл постоянно напоминают о России 68,1 млрд. рублей или 12,9 % от
руса театры и сфера культуры в целом некоммерческой природе отече- совокупного бюджета сферы куль-
столкнулись с серьезными вызовами, ственного репертуарного театра туры. Доля расходов на театры в об-
связанными с вынужденным закры- и ошибочности количественного под- щих расходах на культуру и кинема-
тием для посетителей и ощутимыми хода к оценке его деятельности на ос- тографию из КБ РФ относительно
финансовыми потерями в виде, так нове исключительно экономической стабильна и варьируется в диапазоне
называемых, недополученных до- эффективности. 11-13 % с 2011 г. (табл. 1). рисунок 1
ходов. Это может повлечь за собой Попробуем разобраться в фи- В сопоставимых ценах финанси- Темпы роста расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного
сбои в оплате труда персонала и пе- нансовой подоплеке деятельности рование театров за счет бюджетных финансирования театров в системе МК РФ, в разах (2011 = 1)
1
речислении регулярных платежей, российских театров и развеять мифы средств увеличилось в 2018 г. в 1,17
связанных с эксплуатацией имуще- по поводу самоокупаемости, коммер- раза по сравнению с уровнем 2011
ства, а также привести к дисфункции ческой успешности и возможностей года, но не превысило значения дан-
в системе функционирования от- привлечения внебюджетных средств ного показателя в 2013/2014 гг., что
ечественной модели репертуарного для поддержки театрального искус- свидетельствует о том, что с 2014 г.
театра в целом в самом ближайшем ства. реального увеличения финансового
4 будущем. обеспечения театров за счет госу-
Вместе с тем на протяжении те- «Позволю себе не согласиться дарственных средств не произошло
кущего десятилетия в нашей стране с теми, кто безоговорочно утверж- (рис. 1). Другими словами, реальный
проводится реформа бюджетного дает, что самостоятельно зара- объем бюджетного финансирования
сектора, направленная на оптими- ботанные деньги служат для искус- российских театров остался на уров-
зацию государственных расходов ства лекарством от всех бед. <…> не 5-летней давности.
и трансформацию культурной дея- Те, кто сильнее всего страдает от со- Следует отметить, что темпы ро-
тельности в процесс оказания услуг кращения государственного финан- ста бюджетного финансирования те-
потребителю, что, в свою очередь, сирования, как правило, не имеют атров в системе Минкультуры России
приводит к пересмотру критериев возможности своей непосредствен- превышали темпы роста расходов на
эффективности государственных ной деятельностью заработать себе культуру и кинематографию из КБ РФ
(муниципальных) учреждений: от со- на жизнь». на всем протяжении рассматривае- рисунок 2
держательной составляющей в сто- Пол Димажио 2 мого периода. Структура финансовых поступлений театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.
рону количественных показателей Как уже было сказано выше, в
(количество мероприятий, количе- БюджеТное структуре финансовых поступлений
ство посетителей, объем заработан- финансирование театров превалируют бюджетные
ных доходов и проч.). Но несмотря Основу финансового обеспе- средства. В 2018 г. доля бюджетного
на настойчивые попытки финансо- чения государственных (муници- финансирования составила 69%, по-
во-экономических ведомств пере- пальных) театров в Российской Фе- ступления от основных видов устав-
вести сферу культуры на рыночные дерации составляет бюджетное ной деятельности – 27%, благотвори-
условия хозяйствования с присущи- финансирование. В 2018 г. было вы- тельные и спонсорские средства – 2%,
ми им самоокупаемостью и стрем- делено из консолидированного бюд- поступления от предпринимательской
лением все «больше зарабатывать», жета РФ на финансирование 619 3 деятельности – 1% и доходы от сдачи
реальная действительность и здра- театров в системе Минкультуры имущества в аренду – 1% (рис. 2).
1 Анализ проводился на основе статистических данных ГИВЦ Минкультуры России за 2018 г.
по государственным (муниципальным) театрам в системе Минкультуры России.
2 Димажио П. Дж. Выживет ли культура в условиях рынка? В сб. Выживет ли культура в условиях рынка. Сборник статей
американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Издательство «НОТАБЕНЕ», 1996. С. 57. 2011 2018
3 Увеличение в 2018 г. количества театров в системе Минкультуры России до 619 театров (614 – 2017 г.) произошло
за счет появления 5 новых театров в ведении Управления культуры г. Москвы.
С це на № 2 (12 4) / 20 20