Page 10 - Журнал «Сцена» №2(124)-2020
P. 10
инСтитут иСкуССтвознания
ных средств). Другими словами, 78% в крупных экономических центрах, му, «праву на ошибку». В-четвертых, рисунок 4
государственных (муниципальных) аккумулирующих финансовые пото- как справедливо отмечают в СТД, Структура расходов театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.
театров заработали 29% финансовых ки региона. В дотационных регионах «плохой театр – лучше, чем никакой»,
средств от продажи билетов. рассчитывать на благотворительную потому что он создает культурную
Доходы от основных видов и спонсорскую поддержку театраль- среду и генерирует вокруг себя по- 2011 2018
уставной деятельности – важный по- ного искусства пока не приходится. токи креативности. В-пятых, плохой
казатель устойчивости и жизнеспо- Из 1,54 млрд. рублей доходов театр – не приговор. История театра
собности театра в современной со- российских театров от предприни- знает массу примеров, когда смена
циально-экономической системе. Но мательской деятельности 65% были команды приводила к возрожде-
не стоит этот показатель переоцени- заработаны театрами Москвы (911 нию театра. Наконец, требовать от
вать и уж тем более возводить в ранг млн. рублей) и Санкт-Петербурга (101 театра показателей посещаемости
ключевых индикаторов эффектив- млн. рублей) (без учета федераль- 40-летней давности не представля-
ности деятельности театра, как это ных театров). С учетом федераль- ется возможным, потому что карди-
происходит сейчас. Оценки деятель- ных театров (плюс 111 млн. рублей) нально расширились возможности
ности театра на основе бизнес-под- московские и петербургские театры проведения досуга, в том числе бла-
хода неприемлемы, поскольку театр заработали 73% от совокупных дохо- годаря развитию информационно-
– некоммерческая организация, для дов театров в системе Минкультуры коммуникационных технологий.
которой извлечение прибыли не яв- России от предпринимательской
ляется основополагающим мотивом деятельности. Как и в случае с бла- расходы
ее существования и развития. готворительными и спонсорскими на оплаТу Труда
Анализ доходов от основных средствами доходы от предприни- В структуре расходов россий-
видов уставной деятельности свиде- мательской деятельности зависят ских театров превалируют расходы ТаБлица 4
тельствует о том, две трети доходов от экономического потенциала ре- на оплату труда (рис. 4). Доля расходов на оплату труда в совокупных расходах театров местного
государственных (муниципальных) гионов, в которых расположены те- В 2018 г. этот показатель со- ведения в региональном разрезе (без учета федеральных театров),%
театров России от продажи билетов атры. В дотационных регионах (их ставил 56%, увеличившись на 9 про-
генерируют федеральные (24 ед.), большинство в настоящее время) центных пунктов по сравнению с
8 московские (82 ед.) и петербургские возможности театров по получению уровнем 2011 г. (47%). Напротив, доля
(30 ед.) театры. Социально-экономи- доходов от предпринимательской расходов на приобретение оборудо-
ческое положение основной массы деятельности ограничены. вания снизилась с 11% в 2011 г. до 5%
регионов России не способствует Известный тезис о том, что «те- в 2018 г. Также снизилась доля рас-
созданию благоприятной среды атр существует для зрителя» в насто- ходов на капитальный ремонт и ре-
для повышения доходов театров от ящее время активно используется ставрацию с 5% в 2011 г. до 2% в 2018 г.
уставной деятельности. В этой ситу- при аргументации, оправдывающей Доля расходов на новые постановки
ации бюджетное финансирование директиву «театры должны больше не превышает 5-6% от совокупных
является государственной гарантией зарабатывать». В этой связи год от расходов театров. Доля прочих рас-
обеспечения доступности театраль- года задаются нормативные пока- ходов также остается в пределах
ного искусства для широких слоев затели повышения посещаемости, трети от объема совокупных расхо-
населения. что, в свою очередь, должно повлечь дов театров.
Из 2,02 млрд. рублей благотво- рост собственных заработанных до- В региональном разрезе (без
рительных и спонсорских средств ходов театров. Оба эти показателя учета федеральных театров) раз-
российских театров 1,15 млрд. ру- активно используются для оценки брос показателя доли расходов на рисунок 5
блей или почти 57% были привлечены эффективности деятельности рос- оплату труда в общей сумме рас- Темпы роста средней оплаты труда в театрах и в сфере культуры в целом, в разах
в 2018 г. федеральными театрами. сийских театров. ходов театров составил в 2018 г. 2,4
Крупные суммы благотворительных Однако невысокая посещае- раза: от 35% в Новосибирской обл.
и спонсорских средств были также мость не всегда является показа- до 83% в Смоленской обл. (табл. 4).
отмечены в 3-х субъектах РФ: Москва телем неэффективности театра. В среднем по театрам местного
(465 млн. рублей), Пермь (111 млн. ру- Во-первых, низкий уровень жизни ведения этот показатель составил
блей), Татарстан (75 млн. рублей). основной массы населения не позво- 58%. В 46 регионах России значе-
Вместе с федеральными театрами ляет людям ходить в театр так часто, ние данного показателя превышало
они аккумулировали 89% от общего как им бы хотелось. Во-вторых, экс- среднероссийский уровень. Среди
объема привлеченных российскими периментальный спектакль вполне них Московская обл. (71%), Саратов-
театрами благотворительных и спон- может не собрать полный зал почита- ская обл., Челябинская обл. и Туль-
сорских средств. Таким образом, телей. В-третьих, провал какой-либо ская обл. (по 68%), Красноярский и
основной объем благотворитель- постановки не является следствием Хабаровский края (по 67%), Мурман-
ных и спонсорских средств был при- неэффективности самого театра, а ская обл., Амурская обл. и Красно-
влечен театрами, расположенными имеет место быть по, так называемо- дарский край (по 64%) и др.
С це на № 2 (12 4) / 20 20