Page 10 - Журнал «Сцена» №2(124)-2020
P. 10

инСтитут иСкуССтвознания



             ных средств). Другими словами, 78%   в  крупных  экономических  центрах,   му, «праву на ошибку». В-четвертых,                              рисунок 4
             государственных  (муниципальных)   аккумулирующих  финансовые  пото-  как  справедливо  отмечают  в  СТД,                                   Структура расходов театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.
             театров заработали 29% финансовых   ки региона. В дотационных регионах   «плохой театр – лучше, чем никакой»,
             средств от продажи билетов.      рассчитывать на благотворительную   потому  что  он  создает  культурную
                 Доходы  от  основных  видов   и спонсорскую поддержку театраль-  среду  и  генерирует  вокруг  себя  по-                     2011                                            2018
             уставной деятельности – важный по-  ного искусства пока не приходится.  токи  креативности.  В-пятых,  плохой
             казатель  устойчивости  и  жизнеспо-  Из  1,54  млрд.  рублей  доходов   театр – не приговор. История театра
             собности  театра  в  современной  со-  российских  театров  от  предприни-  знает  массу  примеров,  когда  смена
             циально-экономической системе. Но   мательской  деятельности  65%  были   команды  приводила  к  возрожде-
             не стоит этот показатель переоцени-  заработаны  театрами  Москвы  (911   нию  театра.  Наконец,  требовать  от
             вать и уж тем более возводить в ранг   млн. рублей) и Санкт-Петербурга (101   театра  показателей  посещаемости
             ключевых  индикаторов  эффектив-  млн.  рублей)  (без  учета  федераль-  40-летней  давности  не  представля-
             ности  деятельности  театра,  как  это   ных  театров).  С  учетом  федераль-  ется возможным, потому что карди-
             происходит сейчас. Оценки деятель-  ных  театров  (плюс  111  млн.  рублей)   нально  расширились  возможности
             ности  театра  на  основе  бизнес-под-  московские и петербургские театры   проведения досуга, в том числе бла-
             хода неприемлемы, поскольку театр   заработали 73% от совокупных дохо-  годаря  развитию  информационно-
             – некоммерческая организация, для   дов театров в системе Минкультуры   коммуникационных технологий.
             которой  извлечение  прибыли  не  яв-  России  от  предпринимательской
             ляется основополагающим мотивом   деятельности.  Как  и  в  случае  с  бла-  расходы
             ее существования и развития.     готворительными  и  спонсорскими     на оплаТу Труда
                 Анализ  доходов  от  основных   средствами  доходы  от  предприни-  В  структуре  расходов  россий-
             видов уставной деятельности свиде-  мательской  деятельности  зависят   ских  театров  превалируют  расходы                                 ТаБлица 4
             тельствует о том, две трети доходов   от  экономического  потенциала  ре-  на оплату труда (рис. 4).                                        Доля расходов на оплату труда в совокупных расходах театров местного
             государственных  (муниципальных)   гионов,  в  которых  расположены  те-  В  2018  г.  этот  показатель  со-                                ведения в региональном разрезе (без учета федеральных театров),%
             театров России от продажи билетов   атры.  В  дотационных  регионах  (их   ставил 56%, увеличившись на 9 про-
             генерируют  федеральные  (24  ед.),   большинство  в  настоящее  время)   центных  пунктов  по  сравнению  с
     8       московские (82 ед.) и петербургские   возможности театров по получению   уровнем 2011 г. (47%). Напротив, доля
             (30 ед.) театры. Социально-экономи-  доходов  от  предпринимательской   расходов на приобретение оборудо-
             ческое  положение  основной  массы   деятельности ограничены.     вания снизилась с 11% в 2011 г. до 5%
             регионов  России  не  способствует   Известный тезис о том, что «те-  в  2018  г.  Также  снизилась  доля  рас-
             созданию   благоприятной   среды   атр существует для зрителя» в насто-  ходов на капитальный ремонт и ре-
             для  повышения  доходов  театров  от   ящее  время  активно  используется   ставрацию с 5% в 2011 г. до 2% в 2018 г.
             уставной деятельности. В этой ситу-  при  аргументации,  оправдывающей   Доля расходов на новые постановки
             ации  бюджетное  финансирование   директиву  «театры  должны  больше   не  превышает  5-6%  от  совокупных
             является государственной гарантией   зарабатывать».  В  этой  связи  год  от   расходов театров. Доля прочих рас-
             обеспечения  доступности  театраль-  года  задаются  нормативные  пока-  ходов  также  остается  в  пределах
             ного  искусства  для  широких  слоев   затели  повышения  посещаемости,   трети от объема совокупных расхо-
             населения.                       что, в свою очередь, должно повлечь   дов театров.
                 Из 2,02 млрд. рублей благотво-  рост собственных заработанных до-  В  региональном  разрезе  (без
             рительных  и  спонсорских  средств   ходов  театров.  Оба  эти  показателя   учета  федеральных  театров)  раз-
             российских  театров  1,15  млрд.  ру-  активно  используются  для  оценки   брос  показателя  доли  расходов  на                            рисунок 5
             блей или почти 57% были привлечены   эффективности  деятельности  рос-  оплату  труда  в  общей  сумме  рас-                                Темпы роста средней оплаты труда в театрах и в сфере культуры в целом, в разах
             в  2018  г.  федеральными  театрами.   сийских театров.           ходов театров составил в 2018 г. 2,4
             Крупные  суммы  благотворительных    Однако  невысокая  посещае-  раза:  от  35%  в  Новосибирской  обл.
             и  спонсорских  средств  были  также   мость  не  всегда  является  показа-  до 83% в Смоленской обл. (табл. 4).
             отмечены в 3-х субъектах РФ: Москва   телем   неэффективности   театра.   В среднем по театрам местного
             (465 млн. рублей), Пермь (111 млн. ру-  Во-первых,  низкий  уровень  жизни   ведения  этот  показатель  составил
             блей),  Татарстан  (75  млн.  рублей).   основной массы населения не позво-  58%.  В  46  регионах  России  значе-
             Вместе  с  федеральными  театрами   ляет людям ходить в театр так часто,   ние данного показателя превышало
             они  аккумулировали  89%  от  общего   как им бы хотелось. Во-вторых, экс-  среднероссийский  уровень.  Среди
             объема  привлеченных  российскими   периментальный  спектакль  вполне   них Московская обл. (71%), Саратов-
             театрами благотворительных и спон-  может не собрать полный зал почита-  ская обл., Челябинская обл. и Туль-
             сорских  средств.  Таким  образом,   телей. В-третьих, провал какой-либо   ская  обл.  (по  68%),  Красноярский  и
             основной  объем  благотворитель-  постановки не является следствием   Хабаровский края (по 67%), Мурман-
             ных и спонсорских средств был при-  неэффективности  самого  театра,  а   ская  обл.,  Амурская  обл.  и  Красно-
             влечен  театрами,  расположенными   имеет место быть по, так называемо-  дарский край (по 64%) и др.




       С це на  № 2 (12 4)  / 20 20
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15