Page 7 - Журнал «Сцена» №6(128)-2020
P. 7
инСтитут иСкуССтвознания
бюджетных трансфертов это 600 миллиардов. Но если Миф четвёртый: государственные и муниципаль-
мы посмотрим консолидированный бюджет культуры ные учреждения культуры оказывают государствен-
в расчёте на душу населения – это всего четыре тысячи ные услуги и создаются для реализации – Владимир
рублей в расчёте на одного жителя. Понимаете, если мы Владимирович, я прямо читаю эту бюрократическую
сравним это даже с минимальными показателями евро- формулировку – «функций учредителя или выполне-
пейских стран, это в три-четыре раза ниже. ния задач, стоящих перед учредителем». Получается,
Причём не следует судить о финансировании уч- что Малый театр создаётся не для выполнения куль-
реждений культуры по Эрмитажу или Большому театру. турной миссии, а для выполнения задач, стоящих пе-
У нас, в России, только пять процентов федеральных ред учредителем, то есть Минкультуры. То есть если
учреждений культуры, десять – региональных, а 85 про- Министерство культуры – Ольга Борисовна, это про-
центов – это муниципальные учреждения культуры. Это сто как пример – не может сыграть «Недоросль» или
не только театры и музеи, это 37 тысяч библиотек, это ещё какой-нибудь спектакль, то оно создаёт Малый
42 тысячи клубов, это почти пять тысяч детских школ театр, и, собственно говоря, для этого он и создаётся.
искусств. Это то самое низовое звено культуры, как Вы Понимаете, в сфере культуры как таковых государ-
правильно сказали, которое создаёт эту питательную ственных услуг нет. Если мы меняем паспорт, если мы ре-
среду. Но в регионах, во многих регионах, это звено фи- гистрируем сделки с недвижимостью, это действитель-
нансируется по остаточному принципу. но государственные услуги, которые по определённому
Второй миф: в культуре неэффективный госсектор стандарту, однотипные услуги должны действительно
и низкая производительность труда. реализовываться в разных уголках нашей страны. Но у
Владимир Владимирович, как считается произ- нас нет таких однотипных стандартных услуг в сфере
водительность труда в сфере культуры? По методике культуры! Поэтому, конечно, получается перегиб, пото-
Минфина это соотношение количества посетителей к му что в регионах закон об оказании государственных
численности работников. То есть если мы хотим повы- муниципальных услуг превалирует над основным отрас-
сить производительность труда в терминах Минфина, левым законодательством в сфере культуры.
то это значит, мы должны просто сократить численность Мифов ещё много, но я последний назову: чем боль- 5
работников культуры. ше доходов учреждение культуры зарабатывает и чем
С 2012 года у нас численность работников в сфере больше потребителей привлечёт, тем оно эффектив-
культуры сократилась на 145 тысяч человек. Это 17 про- нее. То есть у нас абсолютно количественный подход,
центов с 2012 года. Я имею в виду те учреждения культу- бизнес-подход. Но ситуация с коронавирусом показала,
ры, которые находятся в ведении Минкультуры России. что этот бизнес-подход не работает. А то, что сейчас у
И это притом, что в России вообще соотношение чис- нас учреждения культуры лишились посетителей, это не
ленности работников культуры к количеству занятых в значит, что они не работают или неэффективно работа-
экономике очень низкое – всего один процент, то есть ют. Речь идёт о том, что в культуре много видов деятель-
один из ста выбирает профессию в сфере культуры. ности, и Елена Александровна об этом сказала, которые
Миф третий: сфера культуры привлекательна для на самом деле вообще не связаны с количественным
бизнеса и способна аккумулировать огромные благо- подходом. Речь идёт о научных исследованиях, о сохра-
творительные пожертвования. нении культурного наследия и так далее.
Владимир Владимирович, для бизнеса главное То есть что получилось? Де-юре декларируется не-
– вложить свои средства в те сектора экономики, обходимость эффективного использования бюджетных
которые приносят повышенную отдачу на вложенный средств, это очень важно на самом деле. Но де-факто
капитал. С этой точки зрения культура никогда не была и во многом получается, что всё сводится к оптимизации,
не будет благоприятна и интересна бизнесу. унификации, коммерциализации учреждений культуры
Если же говорить о благотворительности, то здесь и сокращению численности работников культуры. То
нужны три кита, она работает в связке: прежде всего есть в погоне за мнимой экономической эффективно-
прогрессивная шкала налогообложения, развитый ма- стью напрочь забыли о социальной эффективности.
лый бизнес – это та самая капиллярная система эконо- Владимир Владимирович, что очень нужно, в чём
мики, которая питает в том числе и благотворительные нужная Ваша поддержка? Прежде всего ввести мора-
потоки, и высокий уровень жизни основной массы насе- торий на оптимизацию сети и численности занятых в
ления. К сожалению, в существующих условиях для от- сфере культуры на региональном и муниципальном
ечественной сферы культуры нет альтернативы государ- уровнях. Вывести сферу культуры из сегмента оказания
ственному финансированию. государственных муниципальных услуг. И предусмо-
С це на № 6 (12 8) / 20 20