Page 7 - Журнал «Сцена» №6(128)-2020
P. 7

инСтитут иСкуССтвознания




               бюджетных трансфертов это 600 миллиардов. Но если   Миф  четвёртый:  государственные  и  муниципаль-
               мы  посмотрим  консолидированный  бюджет  культуры   ные  учреждения  культуры  оказывают  государствен-
               в расчёте на душу населения – это всего четыре тысячи   ные  услуги  и  создаются  для  реализации  –  Владимир
               рублей в расчёте на одного жителя. Понимаете, если мы   Владимирович,  я  прямо  читаю  эту  бюрократическую
               сравним это даже с минимальными показателями евро-  формулировку  –  «функций  учредителя  или  выполне-
               пейских стран, это в три-четыре раза ниже.      ния  задач,  стоящих  перед  учредителем».  Получается,
                   Причём  не  следует  судить  о  финансировании  уч-  что  Малый  театр  создаётся  не  для  выполнения  куль-
               реждений культуры по Эрмитажу или Большому театру.   турной  миссии,  а  для  выполнения  задач,  стоящих  пе-
               У  нас,  в  России,  только  пять  процентов  федеральных   ред  учредителем,  то  есть  Минкультуры.  То  есть  если
               учреждений культуры, десять – региональных, а 85 про-  Министерство  культуры  –  Ольга  Борисовна,  это  про-
               центов – это муниципальные учреждения культуры. Это   сто  как  пример  –  не  может  сыграть  «Недоросль»  или
               не только театры и музеи, это 37 тысяч библиотек, это   ещё  какой-нибудь  спектакль,  то  оно  создаёт  Малый
               42  тысячи  клубов,  это  почти  пять  тысяч  детских  школ   театр, и, собственно говоря, для этого он и создаётся.
               искусств. Это то самое низовое звено культуры, как Вы   Понимаете, в сфере культуры как таковых государ-
               правильно  сказали,  которое  создаёт  эту  питательную   ственных услуг нет. Если мы меняем паспорт, если мы ре-
               среду. Но в регионах, во многих регионах, это звено фи-  гистрируем сделки с недвижимостью, это действитель-
               нансируется по остаточному принципу.            но государственные услуги, которые по определённому
                   Второй миф: в культуре неэффективный госсектор   стандарту,  однотипные  услуги  должны  действительно
               и низкая производительность труда.              реализовываться в разных уголках нашей страны. Но у
                   Владимир  Владимирович,  как  считается  произ-  нас  нет  таких  однотипных  стандартных  услуг  в  сфере
               водительность  труда  в  сфере  культуры?  По  методике   культуры! Поэтому, конечно, получается перегиб, пото-
               Минфина  это  соотношение  количества  посетителей  к   му что в регионах закон об оказании государственных
               численности работников. То есть если мы хотим повы-  муниципальных услуг превалирует над основным отрас-
               сить  производительность  труда  в  терминах  Минфина,   левым законодательством в сфере культуры.
               то это значит, мы должны просто сократить численность   Мифов ещё много, но я последний назову: чем боль-  5
               работников культуры.                            ше доходов учреждение культуры зарабатывает и чем
                   С 2012 года у нас численность работников в сфере   больше  потребителей  привлечёт,  тем  оно  эффектив-
               культуры сократилась на 145 тысяч человек. Это 17 про-  нее.  То  есть  у  нас  абсолютно  количественный  подход,
               центов с 2012 года. Я имею в виду те учреждения культу-  бизнес-подход. Но ситуация с коронавирусом показала,
               ры, которые находятся в ведении Минкультуры России.   что этот бизнес-подход не работает. А то, что сейчас у
               И  это  притом,  что  в  России  вообще  соотношение  чис-  нас учреждения культуры лишились посетителей, это не
               ленности работников культуры к количеству занятых в   значит, что они не работают или неэффективно работа-
               экономике очень низкое – всего один процент, то есть   ют. Речь идёт о том, что в культуре много видов деятель-
               один из ста выбирает профессию в сфере культуры.  ности, и Елена Александровна об этом сказала, которые
                   Миф  третий:  сфера  культуры  привлекательна  для   на  самом  деле  вообще  не  связаны  с  количественным
               бизнеса  и  способна  аккумулировать  огромные  благо-  подходом. Речь идёт о научных исследованиях, о сохра-
               творительные пожертвования.                     нении культурного наследия и так далее.
                   Владимир  Владимирович,  для  бизнеса  главное   То есть что получилось? Де-юре декларируется не-
               –  вложить  свои  средства  в  те  сектора  экономики,    обходимость эффективного использования бюджетных
               которые  приносят  повышенную  отдачу  на  вложенный   средств, это очень важно на самом деле. Но де-факто
               капитал. С этой точки зрения культура никогда не была и   во многом получается, что всё сводится к оптимизации,
               не будет благоприятна и интересна бизнесу.      унификации,  коммерциализации  учреждений  культуры
                   Если же говорить о благотворительности, то здесь   и  сокращению  численности  работников  культуры.  То
               нужны  три  кита,  она  работает  в  связке:  прежде  всего    есть  в  погоне  за  мнимой  экономической  эффективно-
               прогрессивная  шкала  налогообложения,  развитый  ма-  стью напрочь забыли о социальной эффективности.
               лый бизнес – это та самая капиллярная система эконо-  Владимир  Владимирович,  что  очень  нужно,  в  чём
               мики, которая питает в том числе и благотворительные   нужная  Ваша  поддержка?  Прежде  всего  ввести  мора-
               потоки, и высокий уровень жизни основной массы насе-  торий  на  оптимизацию  сети  и  численности  занятых  в
               ления. К сожалению, в существующих условиях для от-  сфере  культуры  на  региональном  и  муниципальном
               ечественной сферы культуры нет альтернативы государ-  уровнях. Вывести сферу культуры из сегмента оказания
               ственному финансированию.                       государственных  муниципальных  услуг.  И  предусмо-







                                                                                                  С це на  № 6 (12 8)  / 20 20
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12