Page 9 - Журнал «Сцена» №5(127)-2020
P. 9

инСтитут иСкуССтвознания



               множество  спектаклей,  среди  ко-   Первым  спектаклем,  над  ко-  «Шехерезада»  и  «Карнавал»  (1910),
               торых  «Аида»,  «Дон  Жуан»,  «Фаво-  торым  работал  Бенуа,  стала  одно-  «Нарцисс»  (1911),  «Дафнис  и  Хлоя»
               ритка»,  «Псковитянка»,  «Богема»,   актная  опера  «Месть  Амура»,  по-  (1912),  «Синий  бог»  (1912),  «Видение
               «Садко»,  «Майская  ночь»,  «Борис   ставленная  в  1900  в  Эрмитажном   розы»  (1911),  «Послеполуденный  от-
               Годунов».  Позднее,  работая  поч-  театре  Петербурга,  а  последние   дых  фавна  (1912).  Свою  последнюю
               ти  четверть  века  в  Большом  те-  свои  спектакли  художник  офор-  крупную постановку — балет «Спя-
               атре,  Коровин  оформил  свыше   мил  в  конце  1950-х  для  театра  Ла   щая  красавица»  —  Бакст  оформил
               50  опер  и  балетов  в  том  числе:   Скала.  В  1902  году  Бенуа  оформил   в1921 для Сергея Дягилева.
               «Жизнь  за  царя»,  «Русалка»  «Золо-  в  Мариинском  театре  оперу  «Ги-  В  1907  году  художник  Мстис-
               той  петушок»,  «Князь  Игорь»,  «Ев-  бель богов», а в 1907 году — балет   лав Добужинский  писал:  «В  мо-
               гений Онегин», «Лебединое озеро»,   «Павильон Армиды». Во время пер-  сковском   окружении   театра
               «Щелкунчик»,  «Дон  Кихот»,  «Рай-  вых  «Русских  сезонов»  Сергея  Дя-  (МХТ — прим. авт.) были настоящие
               монда»,  «Сказание  о  невидимом   гилева в Париже Бенуа был не толь-  его  друзья,  сочувствующие  всем
               граде Китеже». Для Мариинского те-  ко  художественным  директором   начинаниям  театра,  которые  часто
               атра художник оформил оперу «Де-  и  автором  декораций,  но  и  поста-  откровенно  осуждали  недостатки
               мон»  Антона  Рубинштейна  (1902).   новщиком  спектаклей,  среди  ко-  декоративной  стороны  постановок
               С  1924  г.  Коровин  жил  и  работал   торых  «Сильфида»,  «Петрушка»,   и  давно  советовали  Станиславско-
               в Париже (среди его работ того вре-  «Соловей»,  «Праматерь»,  «Борис   му  привлечь  новые  силы  —  именно
               мени  —  декорации  к  опере  «Князь   Годунов».  В  1913-1915  годах  Алек-  петербургских  художников  «Мира
               Игорь»  для  открытия  частной  Рус-  сандр  Бенуа  в  качестве  художника   искусства».  Есть  основания  думать,
               ской  оперы  Марии  Кузнецовой-Бе-  и  режиссера  работал  в  МХТ  и  со-  что Станиславский, привыкший рабо-
               нуа), оформлял спектакли в театрах   трудничал  со  Станиславским  и  Не-  тать с художниками, точно следовав-
               Турина, Лондона, Нью-Йорка.      мировичем-Данченко,   оформив    шими его указаниям, долго колебал-
                   «Как раз с приглашения Голови-  спектакли  «Брак  поневоле»,  «Мни-  ся, боясь «засилья» этих художников
               на (1899), Коровина, Апол. Васнецова   мый  больной»,  «Каменный  гость»,   из-за слишком определенной их ин-  7
               («Садко, 1900), Бакста (1900) и меня   «Пир во время чумы» и др. Неодно-  дивидуальности.  Но  ближе  позна-
               (Александра Бенуа — прим авт.) на-  кратно, в 1910, 1923-1925 и 1940-х го-  комившись  с  нашим  кругом,  он,  на-
               чалось  «вторжение»  посторонних   дах на разных площадках художник   оборот, увидел возможность самого
               художников в замкнутую сферу дея-  создавал версии постановок балета   интимного сближения. ˂…˃ Беспри-
               тельности профессионалов и специ-  «Жизель».  После  Октябрьской  ре-  страстно можно сказать, что резуль-
                      4
               алистов» .  Александр Бенуа  —  ху-  волюции  Александр  Бенуа  работа-  таты  нашей  связи  с  театром  были
                                                                                                    5
               дожник, критик, теоретик искусства,   ет за границей, а с 1946 г. участвует   поистине  счастливыми» .  Художник,
               основатель  объединения  «Мир  ис-  в возрождении театра Ла Скала, где   которому  принадлежит  значитель-
               кусства»  —  в  своих  воспоминаниях   создает  оформление  большинства   ное место в обновлении театрально-
               он зафиксировал момент «массово-  спектаклей, поставленных театром,   го русского и европейского искусства
               го» появления на театральной сцене   в том числе «Бал-маскарад», «Труба-  первой  половины  XX  века,  продол-
               художников,  которые  отказывались   дур»,  «Фальстаф»,  «Травиата»,  «Ри-  жал сотрудничество с МХТ до 1917 г.
               от привычной декорации-фона и вос-  голетто».                     Он  создал  оформление  спектаклей
               принимали спектакль как единое це-   Лев Бакст — художник, моде-  «Месяц в деревне» (1909), «Николай
               лостное  художественное  «произве-  льер,  дизайнер,  иллюстратор;  не-  Ставрогин / Бесы» (1913), «Нахлебник»,
               дение». За свою долгую творческую   вероятные цветовые сочетания его   «Где тонко, там и рвется», «Провин-
               жизнь  Бенуа  оформил  огромное   театральных костюмов с восторгом   циалка»  (все  —  1912),  «Горе  от  ума»
               количество  постановок  (он  высту-  принимались  зрителями  и  сделали   (1914),  «Будет  радость»  (1915),  «Село
               пал и как художник и как сценограф   художника  фактическим  законо-  Степанчиково»  (1916).  Добужинский
               и как постановщик), поэтому на рус-  дателем мировой моды. Бакст был   сотрудничал с Малым театром, офо-
               ском  антикварном  рынке  его  рабо-  ведущим  художником  «Русских  се-  рмлял  постановки  Мейерхольда,
               ты  появляются  достаточно  часто   зонов» и «Русского балета С. Дяги-  создал  декорации  балетов  «Бабоч-
               и  пользуются  неизменной  любовью   лева»  и  создал  костюмы  и  декора-  ки»  и  «Мидас»  (1914)  для  «Русских
               коллекционеров.                  ции  к  балетам  «Клеопатра»  (1909),   сезонов» Дягилева в Париже.



               4   «Александр Бенуа. Мои воспоминания». Книга четвертая и пятая. Москва. «Наука». 1993. С.456.
               5   «М.В. Добужинский. Воспоминания». Москва. «Наука». 1987. С. 235.




                                                                                                  С це на  № 5 (127 )  / 20 20
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14