Page 9 - Журнал «Сцена» №5(127)-2020
P. 9
инСтитут иСкуССтвознания
множество спектаклей, среди ко- Первым спектаклем, над ко- «Шехерезада» и «Карнавал» (1910),
торых «Аида», «Дон Жуан», «Фаво- торым работал Бенуа, стала одно- «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя»
ритка», «Псковитянка», «Богема», актная опера «Месть Амура», по- (1912), «Синий бог» (1912), «Видение
«Садко», «Майская ночь», «Борис ставленная в 1900 в Эрмитажном розы» (1911), «Послеполуденный от-
Годунов». Позднее, работая поч- театре Петербурга, а последние дых фавна (1912). Свою последнюю
ти четверть века в Большом те- свои спектакли художник офор- крупную постановку — балет «Спя-
атре, Коровин оформил свыше мил в конце 1950-х для театра Ла щая красавица» — Бакст оформил
50 опер и балетов в том числе: Скала. В 1902 году Бенуа оформил в1921 для Сергея Дягилева.
«Жизнь за царя», «Русалка» «Золо- в Мариинском театре оперу «Ги- В 1907 году художник Мстис-
той петушок», «Князь Игорь», «Ев- бель богов», а в 1907 году — балет лав Добужинский писал: «В мо-
гений Онегин», «Лебединое озеро», «Павильон Армиды». Во время пер- сковском окружении театра
«Щелкунчик», «Дон Кихот», «Рай- вых «Русских сезонов» Сергея Дя- (МХТ — прим. авт.) были настоящие
монда», «Сказание о невидимом гилева в Париже Бенуа был не толь- его друзья, сочувствующие всем
граде Китеже». Для Мариинского те- ко художественным директором начинаниям театра, которые часто
атра художник оформил оперу «Де- и автором декораций, но и поста- откровенно осуждали недостатки
мон» Антона Рубинштейна (1902). новщиком спектаклей, среди ко- декоративной стороны постановок
С 1924 г. Коровин жил и работал торых «Сильфида», «Петрушка», и давно советовали Станиславско-
в Париже (среди его работ того вре- «Соловей», «Праматерь», «Борис му привлечь новые силы — именно
мени — декорации к опере «Князь Годунов». В 1913-1915 годах Алек- петербургских художников «Мира
Игорь» для открытия частной Рус- сандр Бенуа в качестве художника искусства». Есть основания думать,
ской оперы Марии Кузнецовой-Бе- и режиссера работал в МХТ и со- что Станиславский, привыкший рабо-
нуа), оформлял спектакли в театрах трудничал со Станиславским и Не- тать с художниками, точно следовав-
Турина, Лондона, Нью-Йорка. мировичем-Данченко, оформив шими его указаниям, долго колебал-
«Как раз с приглашения Голови- спектакли «Брак поневоле», «Мни- ся, боясь «засилья» этих художников
на (1899), Коровина, Апол. Васнецова мый больной», «Каменный гость», из-за слишком определенной их ин- 7
(«Садко, 1900), Бакста (1900) и меня «Пир во время чумы» и др. Неодно- дивидуальности. Но ближе позна-
(Александра Бенуа — прим авт.) на- кратно, в 1910, 1923-1925 и 1940-х го- комившись с нашим кругом, он, на-
чалось «вторжение» посторонних дах на разных площадках художник оборот, увидел возможность самого
художников в замкнутую сферу дея- создавал версии постановок балета интимного сближения. ˂…˃ Беспри-
тельности профессионалов и специ- «Жизель». После Октябрьской ре- страстно можно сказать, что резуль-
4
алистов» . Александр Бенуа — ху- волюции Александр Бенуа работа- таты нашей связи с театром были
5
дожник, критик, теоретик искусства, ет за границей, а с 1946 г. участвует поистине счастливыми» . Художник,
основатель объединения «Мир ис- в возрождении театра Ла Скала, где которому принадлежит значитель-
кусства» — в своих воспоминаниях создает оформление большинства ное место в обновлении театрально-
он зафиксировал момент «массово- спектаклей, поставленных театром, го русского и европейского искусства
го» появления на театральной сцене в том числе «Бал-маскарад», «Труба- первой половины XX века, продол-
художников, которые отказывались дур», «Фальстаф», «Травиата», «Ри- жал сотрудничество с МХТ до 1917 г.
от привычной декорации-фона и вос- голетто». Он создал оформление спектаклей
принимали спектакль как единое це- Лев Бакст — художник, моде- «Месяц в деревне» (1909), «Николай
лостное художественное «произве- льер, дизайнер, иллюстратор; не- Ставрогин / Бесы» (1913), «Нахлебник»,
дение». За свою долгую творческую вероятные цветовые сочетания его «Где тонко, там и рвется», «Провин-
жизнь Бенуа оформил огромное театральных костюмов с восторгом циалка» (все — 1912), «Горе от ума»
количество постановок (он высту- принимались зрителями и сделали (1914), «Будет радость» (1915), «Село
пал и как художник и как сценограф художника фактическим законо- Степанчиково» (1916). Добужинский
и как постановщик), поэтому на рус- дателем мировой моды. Бакст был сотрудничал с Малым театром, офо-
ском антикварном рынке его рабо- ведущим художником «Русских се- рмлял постановки Мейерхольда,
ты появляются достаточно часто зонов» и «Русского балета С. Дяги- создал декорации балетов «Бабоч-
и пользуются неизменной любовью лева» и создал костюмы и декора- ки» и «Мидас» (1914) для «Русских
коллекционеров. ции к балетам «Клеопатра» (1909), сезонов» Дягилева в Париже.
4 «Александр Бенуа. Мои воспоминания». Книга четвертая и пятая. Москва. «Наука». 1993. С.456.
5 «М.В. Добужинский. Воспоминания». Москва. «Наука». 1987. С. 235.
С це на № 5 (127 ) / 20 20