Page 6 - Журнал «Сцена» №5(127)-2020
P. 6
инСтитут иСкуССтвознания
ТеаТральное художесТвенное
наследие в часТных
коллекциях россии
Инна ПулИкова
Театральное художественное Государственной Третьяковской га- кальных и драматических, появле-
наследие — одно из самых интерес- лереи и Государственного Русского ние целой плеяды замечательных
ных для исследования направлений музея. Например, в Отделе личных художников и громко заявивших
в российском частном коллекци- коллекций ГМИИ им. А. С. Пушки- о себе художественных объедине-
онировании произведений искус- на, хранятся значимые собрания ний. Над театральными проектами
ства. Не затрагивая коллекции те- эскизов театральных костюмов стали работать группы единомыш-
атральных костюмов, театральных и декораций, поступившие в со- ленников, привлекая к сотрудни-
афиш, программок и меморабилий, ставе коллекций Никиты Лобано- честву близких по духу людей —
связанных с личностями деятелей ва-Ростовского и Ильи Зильбер- композиторов, драматургов,
1
театра, я остановлюсь на наиболее штейна (фактического создателя художников. Русский театр на рубе-
2
популярном сегменте «театрально- Отдела личных коллекций). После же эпох распространял свое влия-
4
го» коллекционирования — эскизах Октябрьской революции многие ние на другие виды искусств и, мож-
и проектах театральных костюмов русские художники продолжили но сказать, «втягивал» их в свою
и декораций. Эти рисунки, наброски свою работу (в том числе для теа- орбиту; совершенно естественно,
(как правило, графика или произве- тров) в эмиграции, поэтому русское что лучшие русские художники ста-
дения, выполненные в смешанной театральное художественное на- ли приглашаться для оформления
технике), нередко с пояснениями следие до сих пор можно встретить театральных постановок. Это было
и инструкциями художника, сто- и в зарубежных собраниях. новшеством — впервые имя автора
летиями являлись неотъемлемой Почему же «технические» те- декораций и костюмов становилось
и совершенно рутинной частью под- атральные работы русских худож- важным фактором, привлекающим
готовки спектакля. ников получили коллекционный публику, а театральные работы
Однако сегодня, театральные статус? Изменение их восприятия художников такого уровня стали
работы русских художников за- обусловлено объективными исто- приобретать значимость наряду
нимают важное место не только рически причинами и произошло с их станковыми работами.
в богатых фондах «профильного» в конце XIX — начале ХХ века, когда Одним из первых таких авто-
Государственного центрального те- по времени совпали расцвет русско- ров стал Константин Коровин —
3
атрального музея имени А. А. Бахру- го музыкального искусства, отече- прославленный живописец сотруд-
шина, но и в собраниях крупнейших ственной драматургии, активное ничал с Частной оперой Саввы Ма-
художественных музеев, в том числе развитие частных театров — музы- монтова и в 1885-1898 гг. оформил
1 С начала 1960-х годов Никита Лобанов-Ростовский вместе с супругой Ниной Лобановой-Ростовской стал собирать коллекцию русского
театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX веков. Сегодня она насчитывает около тысячи произведений и является
одним из самых значительных собраний русского искусства за пределами России. Коллекция Лобановых-Ростовских дважды
демонстрировалась в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — в 1988 и 1994–1995 годах.
2 В собрание Ильи Зильберштейна входят произведения группы художников объединения «Мир искусства», почти 50 работ Л.С. Бакста
и столько же — К.А. Сомова, 72 рисунка А.Н. Бенуа и многих других. Только в Отделе личных коллекций ГМИИ им А.С. Пушкина есть
полное собрание эскизов Льва Бакста к постановке, в частности - к балету на музыку Ж.Ж. Роже-Дюкасса «Орфей» (1914-1915).
3 Ограниченный объем журнальной публикации не дает возможности упомянуть абсолютно всех художников, сотрудничавших
с отечественными театрами в конце XIX – начале XXI века (и все постановки, к оформлению которых они приглашались),
поэтому здесь будут названы имена авторов, чьи работы наиболее часто встречаются в частных коллекциях и востребованы
на арт-рынке.
С це на № 5 (127 ) / 20 20