Page 6 - Журнал «Сцена» №5(127)-2020
P. 6

инСтитут иСкуССтвознания


             ТеаТральное художесТвенное


             наследие в часТных


             коллекциях россии


             Инна ПулИкова









                 Театральное  художественное   Государственной Третьяковской га-  кальных  и  драматических,  появле-
             наследие — одно из самых интерес-  лереи и Государственного Русского   ние  целой  плеяды  замечательных
             ных для исследования направлений   музея. Например, в Отделе личных   художников  и  громко  заявивших
             в  российском  частном  коллекци-  коллекций  ГМИИ  им.  А. С.  Пушки-  о  себе  художественных  объедине-
             онировании  произведений  искус-  на,  хранятся  значимые  собрания   ний.  Над  театральными  проектами
             ства.  Не  затрагивая  коллекции  те-  эскизов   театральных   костюмов   стали  работать  группы  единомыш-
             атральных  костюмов,  театральных   и  декораций,  поступившие  в  со-  ленников,  привлекая  к  сотрудни-
             афиш, программок и меморабилий,   ставе  коллекций  Никиты Лобано-  честву  близких  по  духу  людей  —
             связанных  с  личностями  деятелей   ва-Ростовского   и  Ильи  Зильбер-  композиторов,   драматургов,
                                                           1
             театра, я остановлюсь на наиболее   штейна   (фактического  создателя   художников. Русский театр на рубе-
                                                    2
             популярном  сегменте  «театрально-  Отдела  личных  коллекций).  После   же  эпох  распространял  свое  влия-
     4
             го» коллекционирования — эскизах   Октябрьской  революции  многие   ние на другие виды искусств и, мож-
             и  проектах  театральных  костюмов   русские  художники  продолжили   но  сказать,  «втягивал»  их  в  свою
             и декораций. Эти рисунки, наброски   свою  работу  (в  том  числе  для  теа-  орбиту;  совершенно  естественно,
             (как правило, графика или произве-  тров) в эмиграции, поэтому русское   что лучшие русские художники ста-
             дения,  выполненные  в  смешанной   театральное  художественное  на-  ли  приглашаться  для  оформления
             технике),  нередко  с  пояснениями   следие до сих пор можно встретить   театральных постановок. Это было
             и  инструкциями  художника,  сто-  и в зарубежных собраниях.      новшеством — впервые имя автора
             летиями  являлись  неотъемлемой      Почему  же  «технические»  те-  декораций и костюмов становилось
             и совершенно рутинной частью под-  атральные  работы  русских  худож-  важным  фактором,  привлекающим
             готовки спектакля.               ников  получили  коллекционный   публику,  а  театральные  работы
                 Однако  сегодня,  театральные   статус?  Изменение  их  восприятия   художников  такого  уровня  стали
             работы  русских  художников  за-  обусловлено  объективными  исто-  приобретать  значимость  наряду
             нимают  важное  место  не  только   рически  причинами  и  произошло   с их станковыми работами.
             в  богатых  фондах  «профильного»   в конце XIX — начале ХХ века, когда   Одним  из  первых  таких  авто-
             Государственного центрального те-  по времени совпали расцвет русско-  ров   стал  Константин  Коровин  —
                                                                                  3
             атрального музея имени А. А. Бахру-  го  музыкального  искусства,  отече-  прославленный  живописец  сотруд-
             шина, но и в собраниях крупнейших   ственной  драматургии,  активное   ничал  с  Частной  оперой  Саввы  Ма-
             художественных музеев, в том числе   развитие частных театров — музы-  монтова  и  в  1885-1898  гг.  оформил



             1   С начала 1960-х годов Никита Лобанов-Ростовский вместе с супругой Ниной Лобановой-Ростовской стал собирать коллекцию русского
                 театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX веков. Сегодня она насчитывает около тысячи произведений и является
                одним из самых значительных собраний русского искусства за пределами России. Коллекция Лобановых-Ростовских дважды
                демонстрировалась в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина  — в 1988 и 1994–1995 годах.
             2   В собрание Ильи Зильберштейна входят произведения группы художников объединения «Мир искусства», почти 50 работ Л.С. Бакста
                и столько же  —  К.А. Сомова, 72 рисунка А.Н.  Бенуа и многих других. Только в Отделе личных коллекций ГМИИ им А.С. Пушкина есть
                полное собрание эскизов Льва Бакста к постановке, в частности - к балету на музыку Ж.Ж. Роже-Дюкасса «Орфей» (1914-1915).
             3   Ограниченный объем журнальной публикации не дает возможности упомянуть абсолютно всех художников, сотрудничавших
                с отечественными театрами в конце XIX – начале XXI века (и все постановки, к оформлению которых они приглашались),
                поэтому здесь будут названы имена авторов, чьи работы наиболее часто встречаются в частных коллекциях и востребованы
                на арт-рынке.




       С це на  № 5 (127 )  / 20 20
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11