Page 10 - Журнал «Сцена» №5(127)-2020
P. 10

инСтитут иСкуССтвознания



                 В  1920-е  годы  Добужинский     Великолепный  художник,  ма-  «Севильский  цирюльник»  Д.  Росси-
             работает  для  Дрезденской  опе-  стер  цвета,  Борис Анисфельд,   ни,  «Дон  Жуан»  В. А.  Моцарта.  Ис-
             ры,  оформляет  спектакли  в  Брюс-  чьи  долгие  и  плодотворные  жизнь   полнил две декорации к спектаклю
             селе  и  Дюссельдорфе,  исполняет   и  творчество  разделены  между   по  произведению  К. Д.  Бальмонта
             декорации  для  спектаклей  театра   Российской  империей  и  США,  пер-  для  «Театра  трагедий»,  организо-
             Никиты  Балиева  «Летучая  мышь»   вую  свою  театральную  постановку   ванного артистом Художественного
             в  Париже,  а  в  1931  году  становит-  оформил  для  спектакля  Мейер-  общедоступного  театра  Н. Н.  Ваш-
             ся  главным  художником  Литов-  хольда  «Свадьба  Зобеиды»  (1907).   кевичем» .  Замечательно  талант-
                                                                                       6
             ского  государственного  театра.   В 1909 он году исполнил декорации   ливый художник, входивший в объ-
             В  Англии  Добужинский  выполнил   по  эскизам  Льва  Бакста  для  «Рус-  единение  «Голубая  роза»,  и  тонко
             декорации  к  опере  «Борис  Году-  ского балета» Дягилева, после чего   чувствовавший саму атмосферу ис-
             нов»  (1935)  и  балету  «Щелкунчик»   работал  как  самостоятельный  ав-  кусства модерна, Николай Сапунов
             (1937).  Сотрудничая  с  актером   тор  в  постановках  балетов  «Под-  исполнил эскизы декораций к пьесе
             и  режиссером  Михаилом  Чехо-   водное  царство»  (1911),  «Исламей»   «Дядя Ваня» для Александринского
             вым,  художник,  вместе  с  театром   в  Мариинском  театре  (1912),  «Пре-  театра в Петербурге и для частного
             М. А.  Чехова  переехал  в  США,  где   люды»  и  «Семь  дочерей  Горного   театра Незлобина в Москве. Среди
             работал над декорациями и костю-   короля» в Берлине для антрепризы   его  театральных  работ  «Гедда  Га-
             мами  в  Метрополитен-опере  для   Анны  Павловой  (1912-1913),  «Египет-  блер»  (1906),  «Балаганчик»  (1906,
             постановок  оперы  Д.  Верди  «Бал-  ские ночи» в Берлине и Стокгольме   оба  —  Театр  В. Ф.  Комиссаржев-
             маскарад» (1940) и оперы М. П. Му-  для  антрепризы  Михаила  Фокина   ской),  пантомима  «Шарф  Коломби-
             соргского «Хованщина» (1950).    (1913-1914),  «Сильфиды»  в  Лондоне   ны»  (1910).  Премьера  последнего
                 Художник Александр Головин   для  антрепризы  Вацлава  Нижин-  спектакля,  оформленного  Сапуно-
             получил  заслуженное  признание   ского  (1914).  Выехав  в  1917  году   вым — «Принцессы Турандот» в те-
             как  мастер  станковой  живописи,   в  Нью-Йорк  для  организации  вы-  атре  Незлобина  —  состоялась
     8       создатель  мебели  и  интерьеров,   ставки в Бруклинском музее, Анис-  в 1912 году через несколько месяцев
             был  активным  участником  проек-  фельд остался работать в США. Он   после гибели художника.
             тов  объединения  «Мир  искусства».   успешно  сотрудничал  с  Метропо-  Федор Федоровский и  Петр
             В  1900  году  начинает  работать   литен  Опера  и  Чикагской  оперой,   Вильямс — создатели художествен-
             для Большого театра, а в 1902 году   оформил  множество  спектаклей,   ных решений спектаклей Большого
             приглашается в Петербург на долж-  балетов, опер, но из-за творческих   театра  середины  ХХ  века,  ставших
             ность  главного  художника  импе-  разногласий завершил работу с теа-  подлинными легендами отечествен-
             раторских  театров,  где  создает   трами, сосредоточившись на препо-  ного  театра.  Федоровский,  в  1913-
             самые  известные  свои  постановки,   давании и станковой живописи.  1914 гг. работавший в Париже для ан-
             среди  которых  «Кармен»  (1908),    «В 1905 году началось сотрудни-  трепризы Сергея Дягилева, а позже
             «Орфей и Эвридика» (1911), «Камен-  чество (Николая Сапунова — прим.   создавший проект рубиновых звезд
             ный гость» (1917). Для Александрин-  авт.) с В. Э. Мейерхольдом в только   для башен Кремля (1936) и «золото-
             ского театра в Петербурге Головин   что  возникшей  при  МХТ  экспери-  го» занавеса Большого театра, стал
             оформляет  спектакли  «У  врат  цар-  ментальной  Студии  на  Поварской   автором  художественного  оформ-
             ства»  (1908),  «Гроза»  (1916),  «Ма-  (Москва).   Художник   участвовал   ления  эпических  опер  в  Большом
             скарад»  (1917).  Как  и  многие  его   в  декорировании  интерьеров  сту-  театре, среди которых «Борис Году-
             коллеги,  Головин  работал  для  дя-  дии  и  оформлении  первого  спек-  нов» (1927, 1948), «Садко» (1935, 1949,
             гилевских  «Русских  сезонов»,  где   такля  «Смерть  Тентажиля»  М.  Ме-  1950),  «Князь  Игорь»  (1934,  1953),
             в  его  художественном  оформле-  терлинка.  В  этом  же  году  Сапунов   «Великая  дружба»  (1947),  «Царская
             нии  вышли  опера  «Борис  Годунов»   исполнил  две  декорации  к  опере   невеста»  (1955),  «Хованщина»  (1949
             (1908)  и  балет  «Жар-птица»  (1910).   П. И. Чайковского «Евгений Онегин»   в ГАБТ и 1952 в ЛАТОБ им. С. М. Киро-
             После  Октябрьской  революции  он   для оперного кружка художествен-  ва), «Псковитянка» (1932 ГАБТ и 1952
             работал  в  советских  театральных   ных  исканий,  которым  руководили   в ЛАТОБ им. С. М. Кирова).
             постановках,  среди  которых  «Же-  И. А.  Сац  и  Л. А.  Сулержицкий;  на-  Петр Вильямс начал работать
             нитьба  Фигаро»  (1927)  и  «Отелло»   писал  декорации  для  музыкальных   как театральный художник с 1929 г.,
             (1930, обе — МХАТ).              постановок  на  больших  сценах:   оформлял  спектакли  МХАТ  и  теа-



             6   «Николай Сапунов. 1880-1912. Выставка произведений. Каталог». Государственная Третьяковская галерея. Москва. 2003. С. 31.



       С це на  № 5 (127 )  / 20 20
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15