Page 10 - Журнал «Сцена» №5(127)-2020
P. 10
инСтитут иСкуССтвознания
В 1920-е годы Добужинский Великолепный художник, ма- «Севильский цирюльник» Д. Росси-
работает для Дрезденской опе- стер цвета, Борис Анисфельд, ни, «Дон Жуан» В. А. Моцарта. Ис-
ры, оформляет спектакли в Брюс- чьи долгие и плодотворные жизнь полнил две декорации к спектаклю
селе и Дюссельдорфе, исполняет и творчество разделены между по произведению К. Д. Бальмонта
декорации для спектаклей театра Российской империей и США, пер- для «Театра трагедий», организо-
Никиты Балиева «Летучая мышь» вую свою театральную постановку ванного артистом Художественного
в Париже, а в 1931 году становит- оформил для спектакля Мейер- общедоступного театра Н. Н. Ваш-
ся главным художником Литов- хольда «Свадьба Зобеиды» (1907). кевичем» . Замечательно талант-
6
ского государственного театра. В 1909 он году исполнил декорации ливый художник, входивший в объ-
В Англии Добужинский выполнил по эскизам Льва Бакста для «Рус- единение «Голубая роза», и тонко
декорации к опере «Борис Году- ского балета» Дягилева, после чего чувствовавший саму атмосферу ис-
нов» (1935) и балету «Щелкунчик» работал как самостоятельный ав- кусства модерна, Николай Сапунов
(1937). Сотрудничая с актером тор в постановках балетов «Под- исполнил эскизы декораций к пьесе
и режиссером Михаилом Чехо- водное царство» (1911), «Исламей» «Дядя Ваня» для Александринского
вым, художник, вместе с театром в Мариинском театре (1912), «Пре- театра в Петербурге и для частного
М. А. Чехова переехал в США, где люды» и «Семь дочерей Горного театра Незлобина в Москве. Среди
работал над декорациями и костю- короля» в Берлине для антрепризы его театральных работ «Гедда Га-
мами в Метрополитен-опере для Анны Павловой (1912-1913), «Египет- блер» (1906), «Балаганчик» (1906,
постановок оперы Д. Верди «Бал- ские ночи» в Берлине и Стокгольме оба — Театр В. Ф. Комиссаржев-
маскарад» (1940) и оперы М. П. Му- для антрепризы Михаила Фокина ской), пантомима «Шарф Коломби-
соргского «Хованщина» (1950). (1913-1914), «Сильфиды» в Лондоне ны» (1910). Премьера последнего
Художник Александр Головин для антрепризы Вацлава Нижин- спектакля, оформленного Сапуно-
получил заслуженное признание ского (1914). Выехав в 1917 году вым — «Принцессы Турандот» в те-
как мастер станковой живописи, в Нью-Йорк для организации вы- атре Незлобина — состоялась
8 создатель мебели и интерьеров, ставки в Бруклинском музее, Анис- в 1912 году через несколько месяцев
был активным участником проек- фельд остался работать в США. Он после гибели художника.
тов объединения «Мир искусства». успешно сотрудничал с Метропо- Федор Федоровский и Петр
В 1900 году начинает работать литен Опера и Чикагской оперой, Вильямс — создатели художествен-
для Большого театра, а в 1902 году оформил множество спектаклей, ных решений спектаклей Большого
приглашается в Петербург на долж- балетов, опер, но из-за творческих театра середины ХХ века, ставших
ность главного художника импе- разногласий завершил работу с теа- подлинными легендами отечествен-
раторских театров, где создает трами, сосредоточившись на препо- ного театра. Федоровский, в 1913-
самые известные свои постановки, давании и станковой живописи. 1914 гг. работавший в Париже для ан-
среди которых «Кармен» (1908), «В 1905 году началось сотрудни- трепризы Сергея Дягилева, а позже
«Орфей и Эвридика» (1911), «Камен- чество (Николая Сапунова — прим. создавший проект рубиновых звезд
ный гость» (1917). Для Александрин- авт.) с В. Э. Мейерхольдом в только для башен Кремля (1936) и «золото-
ского театра в Петербурге Головин что возникшей при МХТ экспери- го» занавеса Большого театра, стал
оформляет спектакли «У врат цар- ментальной Студии на Поварской автором художественного оформ-
ства» (1908), «Гроза» (1916), «Ма- (Москва). Художник участвовал ления эпических опер в Большом
скарад» (1917). Как и многие его в декорировании интерьеров сту- театре, среди которых «Борис Году-
коллеги, Головин работал для дя- дии и оформлении первого спек- нов» (1927, 1948), «Садко» (1935, 1949,
гилевских «Русских сезонов», где такля «Смерть Тентажиля» М. Ме- 1950), «Князь Игорь» (1934, 1953),
в его художественном оформле- терлинка. В этом же году Сапунов «Великая дружба» (1947), «Царская
нии вышли опера «Борис Годунов» исполнил две декорации к опере невеста» (1955), «Хованщина» (1949
(1908) и балет «Жар-птица» (1910). П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в ГАБТ и 1952 в ЛАТОБ им. С. М. Киро-
После Октябрьской революции он для оперного кружка художествен- ва), «Псковитянка» (1932 ГАБТ и 1952
работал в советских театральных ных исканий, которым руководили в ЛАТОБ им. С. М. Кирова).
постановках, среди которых «Же- И. А. Сац и Л. А. Сулержицкий; на- Петр Вильямс начал работать
нитьба Фигаро» (1927) и «Отелло» писал декорации для музыкальных как театральный художник с 1929 г.,
(1930, обе — МХАТ). постановок на больших сценах: оформлял спектакли МХАТ и теа-
6 «Николай Сапунов. 1880-1912. Выставка произведений. Каталог». Государственная Третьяковская галерея. Москва. 2003. С. 31.
С це на № 5 (127 ) / 20 20