Page 7 - Журнал «Сцена» №4(126)-2020
P. 7
инСтитут иСкуССтвознания
2
тень», принадлежавшее киевскому шей сцены?» Так, уже сто лет назад, ми музыкальными театрами — Ме-
театральному антрепренеру Писа- выдающийся артист определил одну трополитен-опера, Ла-Скала, Боль-
реву, и некоторые малоизвестные из задач, которые сегодня призва- шой театр, Ковент-Гарден и др.
фирмы, не оставившие какого-то за- ны решать театральные трансляции для приобщения потенциальных
метного следа в истории кино. в кинотеатрах. зрителей живых представлений. На-
Театральные деятели, современ- В СССР в 70-е годы лучшие спек- чиная с 2006 года, на показы «The
ники первых кинематографов в Рос- такли показывали не только по теле- Met: Live in HD» по всему миру было
сии, были убеждены, что экран — видению, но и в кинотеатрах. Уже продано более 24 млн билетов. В на-
не самостоятельное искусство тогда считалось, что такой подход стоящее время увидеть трансляции
с огромным будущим, а лишь тех- позволит расширить зрительскую ау- опер Метрополитен-опера можно
ническое средство репродуцирова- диторию. Одними из первых на боль- в 2200 кинотеатрах в более чем 70
ния и тиражирования театрального шие экраны вышли спектакли МХА- странах. В первый сезон 2006 / 2007 г.
спектакля. Так, например, известно, Та («Школа злословия») и Малого была показана опера В. А. Моцарта
что К. С. Станиславский очень ревниво театра («Васса Железнова» и «Горе «Волшебная флейта», трансляция ве-
относился к кинематографическим от ума») . лась в 98 кинотеатрах. Безусловный
3
опытам актеров Художественного Современный этап развития успех проекта воодушевил организа-
театра и Первой студии. Но после театральных трансляций: торов, и во второй сезон 2007 / 2008 г.
увиденной киноленты «Кармен», успешный опыт проекта количество постановок увеличилось
по легенде, сам решает открыть «The Met: Live in HD» до восьми. А к концу сезона транс-
при студии МХТ «отдел светотворче- Если рассматривать причины, ляции шли на 700 экранах по всему
ства». Нужно отметить, что особен- по которым театры обращаются к миру. Генеральный менеджер теа-
но много фильмов ставилось именно проведению онлайн-трансляций, то тра Питер Гелб, благодаря которому
по спектаклям МХТ. В этом отноше- эти мотивы можно объединить в три и возник проект «The Met: Live in HD»,
нии плодотворным был 1915 год, ког- большие группы: изначально собирался сократить де-
да были сняты такие постановки, 1. Расширение аудитории — фицит бюджета театра и повысить
как «Братья Карамазовы», «Николай формирование нового имиджа, ре- популярность Метрополитен-опера.
Ставрогин», «Екатерина Иванов- клама театра, новые формы работы Сегодня театр проводит 9-10 транс- 5
на» Л. Андреева, «Сверчок на печи» со зрителем ляций в сезон, запущен круглосуточ-
по Ч. Диккенсу. В Камерном театре 2. Просветительский или соци- ный радиоканал, сервис видео по за-
был экранизирован «Мертвец» в по- альный мотив — сохранение записей просу — «Met Opera on Demand»,
становке А. Таирова, к большому театра для будущих поколений где за 14,99 долларов в месяц поль-
сожалению, не сохранившийся до на- 3. Получение дополнительного зователь получает неограниченный
ших дней, так же, как и «Портрет дохода доступ к медиатеке театра. Кроме
Дориана Грея», поставленный Мей- Многие театры в разных стра- платных сервисов, Метрополитен-
ерхольдом. Для изучения театра, нах сталкиваются с таким явлением, опера проводит бесплатные показы
режиссуры, биографий эти утерян- как «старение аудитории». В связи спектаклей в школах, на открытых
ные ленты могли бы стать значимым с этим работа с молодой аудитори- экранах на Таймс-сквер и в Лин-
дополнением, а иногда и открытием ей идет по разным направлениям. кольн-центре. В 2014 г. Бродвей
нового. Для музыкального театра, облада- также подключился к модели транс-
Федор Шаляпин, снявшийся ющего своей спецификой, транс- ляции и записи спектаклей. Теперь
в немом фильме «Царь Иван Василье- ляции оперных и балетных спекта- большинство мюзиклов можно за-
вич Грозный», уже сто лет назад так клей в кинотеатры по всему миру казать онлайн с помощью сервиса
ответил на вопрос о том, для чего и в Интернете стали одним из таких Broadway HD, а в кинотеатрах — уви-
4
нужны записи театральных спекта- подходов . Исследователи отмеча- деть как идущие, так и уже снятые
клей: «При серьезном отношении ют, что такая форма помогает вос- с репертуара постановки.
к делу кинематографии можно ис- питать вкус у молодой аудитории, С 2011 г. международные онлайн-
пользовать экран для отдельных за- предоставляя ей знания об оперном трансляции зарубежных спектаклей
дач театра и искусства… Чего стоит и балетном искусстве. Привычная в России стали проводиться регу-
5
дать провинции хотя бы на экране для молодого поколения атмосфера лярно . Вслед за оперными хитами
увидеть лучших представителей на- кинотеатров используется ведущи- на российских экранах дебютиро-
2 Театральная газета, 1914, №1 // Цит.по: Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 2007. С.338.
3 Решетникова В.В. О жанре телевизионного спектакля // Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета)
телевидения МГУ им. Ломоносова, серия 2. М.: Алгоритм, 2010. С. 25.
4 Колотова Д.А., Гетьман А.А. Продюсирование трансляций постановок в музыкальном театра // В сб. статей:
«Театральное дело: наука и практика». М.; СПб.: Изд-во РГИСИ; Изд-во «Чистый лист», 2017. С. 19 – 36.
5 Первая прямая трансляция из Большого театра в кинотеатрах России прошла 12 мая 2013 г. Компания CoolConnections стала
С це на № 4 (126) / 20 20