Page 7 - Журнал «Сцена» №4(126)-2020
P. 7

инСтитут иСкуССтвознания



                                                          2
               тень»,  принадлежавшее  киевскому   шей сцены?»  Так, уже сто лет назад,   ми  музыкальными  театрами  —  Ме-
               театральному  антрепренеру  Писа-  выдающийся артист определил одну   трополитен-опера,  Ла-Скала,  Боль-
               реву,  и  некоторые  малоизвестные   из  задач,  которые  сегодня  призва-  шой  театр,  Ковент-Гарден  и  др.
               фирмы, не оставившие какого-то за-  ны  решать  театральные  трансляции   для   приобщения   потенциальных
               метного следа в истории кино.    в кинотеатрах.                   зрителей живых представлений. На-
                   Театральные деятели, современ-   В СССР в 70-е годы лучшие спек-  чиная  с  2006  года,  на  показы  «The
               ники  первых  кинематографов  в  Рос-  такли показывали не только по теле-  Met: Live in HD» по всему миру было
               сии,  были  убеждены,  что  экран  —   видению,  но  и  в  кинотеатрах.  Уже   продано более 24 млн билетов. В на-
               не   самостоятельное   искусство   тогда  считалось,  что  такой  подход   стоящее  время  увидеть  трансляции
               с  огромным  будущим,  а  лишь  тех-  позволит расширить зрительскую ау-  опер  Метрополитен-опера  можно
               ническое  средство  репродуцирова-  диторию. Одними из первых на боль-  в  2200  кинотеатрах  в  более  чем  70
               ния  и  тиражирования  театрального   шие  экраны  вышли  спектакли  МХА-  странах. В первый сезон 2006 / 2007 г.
               спектакля.  Так,  например,  известно,   Та  («Школа  злословия»)  и  Малого   была  показана  опера  В. А.  Моцарта
               что К. С. Станиславский очень ревниво   театра  («Васса  Железнова»  и  «Горе   «Волшебная флейта», трансляция ве-
               относился  к  кинематографическим   от ума») .                    лась в 98 кинотеатрах. Безусловный
                                                      3
               опытам  актеров  Художественного     Современный этап развития    успех проекта воодушевил организа-
               театра  и  Первой  студии.  Но  после   театральных трансляций:   торов, и во второй сезон 2007 / 2008 г.
               увиденной  киноленты  «Кармен»,      успешный опыт проекта        количество постановок увеличилось
               по  легенде,  сам  решает  открыть   «The Met: Live in HD»        до  восьми.  А  к  концу  сезона  транс-
               при студии МХТ «отдел светотворче-   Если  рассматривать  причины,   ляции  шли  на  700  экранах  по  всему
               ства».  Нужно  отметить,  что  особен-  по  которым  театры  обращаются  к   миру.  Генеральный  менеджер  теа-
               но много фильмов ставилось именно   проведению  онлайн-трансляций,  то   тра Питер Гелб, благодаря которому
               по спектаклям МХТ. В этом отноше-  эти мотивы можно объединить в три   и возник проект «The Met: Live in HD»,
               нии плодотворным был 1915 год, ког-  большие группы:              изначально собирался сократить де-
               да  были  сняты  такие  постановки,   1.  Расширение  аудитории  —   фицит  бюджета  театра  и  повысить
               как «Братья Карамазовы», «Николай   формирование  нового  имиджа,  ре-  популярность Метрополитен-опера.
               Ставрогин»,   «Екатерина   Иванов-  клама театра, новые формы работы   Сегодня театр проводит 9-10 транс-  5
               на»  Л.  Андреева,  «Сверчок  на  печи»   со зрителем             ляций в сезон, запущен круглосуточ-
               по  Ч.  Диккенсу.  В  Камерном  театре   2.  Просветительский  или  соци-  ный радиоканал, сервис видео по за-
               был экранизирован «Мертвец» в по-  альный мотив — сохранение записей   просу  —  «Met  Opera  on  Demand»,
               становке  А.  Таирова,  к  большому   театра для будущих поколений  где за 14,99 долларов в месяц поль-
               сожалению, не сохранившийся до на-   3.  Получение  дополнительного   зователь  получает  неограниченный
               ших  дней,  так  же,  как  и  «Портрет   дохода                   доступ  к  медиатеке  театра.  Кроме
               Дориана  Грея»,  поставленный  Мей-  Многие  театры  в  разных  стра-  платных  сервисов,  Метрополитен-
               ерхольдом.  Для  изучения  театра,   нах сталкиваются с таким явлением,   опера проводит бесплатные показы
               режиссуры,  биографий  эти  утерян-  как  «старение  аудитории».  В  связи   спектаклей  в  школах,  на  открытых
               ные ленты могли бы стать значимым   с  этим  работа  с  молодой  аудитори-  экранах  на  Таймс-сквер  и  в  Лин-
               дополнением, а иногда и открытием   ей  идет  по  разным  направлениям.   кольн-центре.  В  2014  г.  Бродвей
               нового.                          Для  музыкального  театра,  облада-  также подключился к модели транс-
                   Федор  Шаляпин,  снявшийся   ющего  своей  спецификой,  транс-  ляции  и  записи  спектаклей.  Теперь
               в немом фильме «Царь Иван Василье-  ляции  оперных  и  балетных  спекта-  большинство  мюзиклов  можно  за-
               вич Грозный», уже сто лет назад так   клей  в  кинотеатры  по  всему  миру   казать  онлайн  с  помощью  сервиса
               ответил  на  вопрос  о  том,  для  чего   и в Интернете стали одним из таких   Broadway HD, а в кинотеатрах — уви-
                                                        4
               нужны  записи  театральных  спекта-  подходов .  Исследователи  отмеча-  деть  как  идущие,  так  и  уже  снятые
               клей:  «При  серьезном  отношении   ют,  что  такая  форма  помогает  вос-  с репертуара постановки.
               к  делу  кинематографии  можно  ис-  питать  вкус  у  молодой  аудитории,   С 2011 г. международные онлайн-
               пользовать экран для отдельных за-  предоставляя ей знания об оперном   трансляции  зарубежных  спектаклей
               дач театра и искусства… Чего стоит   и  балетном  искусстве.  Привычная   в  России  стали  проводиться  регу-
                                                                                      5
               дать  провинции  хотя  бы  на  экране   для молодого поколения атмосфера   лярно .  Вслед  за  оперными  хитами
               увидеть  лучших  представителей  на-  кинотеатров  используется  ведущи-  на  российских  экранах  дебютиро-


               2   Театральная газета, 1914, №1 // Цит.по: Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 2007. С.338.
               3   Решетникова В.В. О жанре телевизионного спектакля // Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета)
                  телевидения МГУ им. Ломоносова, серия 2. М.: Алгоритм, 2010. С. 25.
               4   Колотова Д.А., Гетьман А.А. Продюсирование трансляций постановок в музыкальном театра // В сб. статей:
                  «Театральное дело: наука и практика».  М.; СПб.: Изд-во РГИСИ; Изд-во «Чистый лист», 2017. С. 19 – 36.
               5   Первая прямая трансляция из Большого театра в кинотеатрах России прошла 12 мая 2013 г. Компания CoolConnections  стала




                                                                                                  С це на  № 4 (126)  / 20 20
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12