Page 6 - Журнал «Сцена» №4(126)-2020
P. 6
инСтитут иСкуССтвознания
Трансляции
спекТаклей
в киноТеаТрах
Ек атЕрина Х аунина, Га ЛиЯ ЮСуПОВа
Трансляция спектаклей стала од пандемии и закрытия всех театров исТорический
отдельным сегментом досуга, инте- и кинотеатров страны были частично экскурс
рес к которому постепенно растет. переведены в режим онлайн-транс- В связи с тем, что в данной статье
Эта форма изменяет восприятие теа- ляций, в большинстве случае став рассматриваются основные тренды
тральных спектаклей, а сам феномен доступными без какой-либо оплаты. развития современных театральных
заслуживает внимания для исследо- Современные трансляции спек- трансляций, то исторический контекст
4 вания с точки зрения культурологи- таклей приобрели важное свой- мы затронем только фрагментарно.
ческих, правовых, экономических ство — они охватывают широкую История первых встреч театра
и продюсерских аспектов. Онлайн- аудиторию по всему миру, носят и кинематографа довольно увлека-
трансляции спектаклей можно от- регулярный характер, а репертуар тельна, а порой и драматична. Вза-
нести к новому этапу, как в художе- составляется на весь прокатный год имоотношения этих двух искусств
ственном контексте, так и в способе вперед. Чтобы сделать спектакль начались с дискуссий об «умирании»
реализации. Экранизации, создан- доступным зрителям в кинотеатрах театра в начале XX века, когда ста-
ные режиссерами с использовани- по всему миру, ведется солидная рая театральная сцена ополчилась
ем современных технологий кино- подготовка: постановку снимают за- против кинематографа, предчув-
индустрии, позволяют реализовать ранее, создают своего рода раска- ствуя, как тогда казалось, мощного
интересные, инновационные идеи дровку, оценивая, где необходимо соперника. Эта тема — эстетически
и делать их доступными широкому взять крупный, а где — общий план. самостоятельная, имеющая боль-
зрителю. Отметим, что за последнее Как правило, на это уходит две-три шую исследовательскую значи-
десятилетие трансляции постановок недели. Главная цель — заставить мость и достаточно разработанная.
как музыкальных, так и драматиче- зрителя почувствовать себя соучаст- В начале кинематографической эры
ских театров приобрели большую ником спектакля, хотя добиться в России существовало ряд полу-
1
популярность во всем мире . Геогра- ощущения присутствия в одном зале кустарных фирм, связанных с те-
фия трансляций лучших постановок с актерами, конечно, трудновыпол- атрами и занимающихся съемкой
театров мира постоянно расширя- нимая работа. Однако в кинотеатре театральных спектаклей. Одним
ется и уже давно вышла за пределы зритель, не ощущая магии живого из первых было товарищество «Пер-
крупных городов. В данной статье спектакля, получает массу преиму- вая ласточка», почти дословно вос-
мы остановимся на одном аспекте — ществ. Благодаря многокамерной производившее гоголевский «Реви-
прямые и в записи трансляции опер- съемке можно одновременно и на- зор» в постановке Малого театра,
ных, балетных и драматических спек- ходиться в партере, наблюдая круп- петроградская компания «Русская
таклей, которые осуществляются ные планы, и любоваться геометрией лента», работавшая с Петроград-
в российских кинотеатрах, а в пери- массовых сцен. ским Малым театром, ателье «Свето-
1 Колотова Д.А., Гетьман А.А. Продюсирование трансляций постановок в музыкальном театра // В сб. статей: «Театральное дело:
наука и практика». М.; СПб.: Изд-во РГИСИ; Изд-во «Чистый лист», 2017. С. 19 – 36.
С це на № 4 (126) / 20 20