14.11.2023
Славный юбилей! И какой!
…Априорно сострадающий взгляд, с его рассеянной лучистостью. Мягкая манера речи, извиняющиеся интонации, внезапная твёрдость оценок: истинно и — теперь уже редкостно — петербургский тип. Кто знакомился, уже не мог его забыть.
Театр как школа воспитания, как опыт взросления души — был его предметом и задачей во всех школах, где он преподавал, и, конечно, в театре юношеского творчества, легендарном ТЮТе (Театр юношеского творчества), сооснователем которого он стал вместе с выдающимся педагогом и режиссёром Матвеем Дубровиным.
За двадцать лет работы в 24-й и 213-й школах Ленинграда успел поставить с учениками все комедии Шекспира, а ещё Шоу, Голдсмита, Шеридана. По сути, им, знатоком британской литературы и культуры, был создан отдельный театральный феномен, имевший своего зрителя, поклонников и ставший явлением в культуре Ленинграда.
А потом, с 1986 года — Малый драматический. Десятилетия жизни в театре, книги и пьесы. Казалось, кабинет с камином, оставшимся от другой эпохи, был его родиной; впрочем, он и сам был немного из другой эпохи. Той, где чтили слово, бредили стихами и превыше всего уважали образованность.
Виртуоз нескольких языков, парадоксально-неожиданный переводчик, обладатель безупречного чувства сцены, чьи советы нужны были на репетициях, и эта ненавязчивая поддержка растворялась в самых знаменитых спектаклях Льва Додина, таких, как «Дом», «Братья и сестры», «Повелитель мух», «Бесы», «Гаудеамус». Его переводы, интерпретации, само присутствие «в кулисах» — стали частью истории Малого Драматического/театра Европы.
Он умел своим тихим способом создавать события: таким стал первый перевод на русский язык книги Питера Брука «Пустое пространство», а потом ещё и «Блуждающей точки». Об этих книгах говорили все, их читали все, кто хотел расти, развиваться в российском театре.
Михаилу Фёдоровичу Стронина только что исполнилось девяносто. Без малого век. И какой!
Редакция журнала «Сцена» поздравляет мэтра с юбилеем и желает здравствовать!