Живописцы или рисовальщики? К истории театрально- декорационного искусства первой половины XIX века

Елена Федосова

Распечатать

Общую историю русского театрально-декорационного искусства мы изучаем, в основном, по монографиям замечательных искусствоведов Ф. Я. Сыркиной, М. Н. Пожарской и Е. М. Костиной. Фундаментальные труды этих авторов схожи в одном — это учебники по истории русского и советского театрально-декорационного искусства, в которых подробно описаны дошедшие до наших дней старые эскизы декораций и костюмов, и работы современных художников-сценографов.

В рассказах о декорационном искусстве первой половины XIX века часто употребляется понятие «перенос спектакля», заказы декораций за рубежом. При этом авторы не объясняют, как это происходило практически, с какими конкретно иностранными художниками вела переговоры Дирекция императорских театров. При переносе спектакля на российскую сцену оговаривалась ли, кто в этом случае является автором декораций? Существовало ли авторское право в современном его понимании? О художественных связях с европейскими мастерами известно очень мало. Часто пишут о влиянии, но в чем оно заключается — не уточняется.

Данная статья имеет скорее прикладное значение. За десятилетия работы в Отделе театрально-декорационного искусства Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства в качестве хранителя отдела автор пересмотрела практически все материалы этого отдела, имела возможность их сравнения и спокойного изучения. За эти годы мною установлен ряд имен западноевропейских художников, которые опосредованно оказали огромное влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства.

Для начала необходимо определить положение театрального художника в служебной иерархии Императорских театров.

В 1891 году в Санкт-Петербурге скончался театральный художник Андреас Леонгард Роллер (в России его называли Андреем Адамовичем Роллером). В Ежегоднике Императорских театров за сезон 1890-91 год опубликован большой некролог на смерть Роллера. В контексте темы статьи примечательна следующая строка: «За время своей службы при Императорских театрах Андреем Адамовичем Роллером исполнен целый ряд прекрасных живописных работ, из которых особенно замечательны декорации: к опере «Роберт-дьявол» (1834 г.) …. балету «Фауст» (1854 г.)»1.

То есть, декорации спектакля приравнены к живописной работе. Следовательно, имеют самостоятельное художественное значение, как станковое живописное произведение. Но декорации выполнялись по эскизам декораций, которые имели своих авторов. Тем не менее в данной статье о них речь не идёт, поскольку им придают второстепенное значение. Здесь необходимо уточнить практику изготовления театральных декораций.

Обратимся к профессионалу. Погожев Владимир Петрович — управляющий делами Петербургской конторы Императорских театров с 1882 по 1900 гг. в своих воспоминаниях написал: «Особый уголок сценической жизни представляет собой малоизвестная публике область подготовки внешней обстановки спектаклей. Мало кто интересуется этим уголком… А между тем к этому делу приурочен большой состав разного рода художников-специалистов, начиная от живописца и до закройщика, портного и парикмахера…

Наиболее благоприятное поле для закулисной работы художника представляет собой, конечно, декорационная часть, т. е. изготовление живописных картин пейзажа, и построек, и внутренности зданий и подобающих машинных устройств для сценических эффектов. В этом отношении у петербургских театров почтенное прошлое…

Упомяну ещё о штатных художниках Дирекции. В дореформенное время рисунки для монтировочного инвентаря изготовлялись не для всех постановок, а лишь для исключительных, исторических или фантастических. Они заказывались обыкновенно художникам-рисовальщикам с хорошим именем, а потому оплачивались весьма высоко».2

В обоих источниках четко разделяются два типа художников — художники-рисовальщики и живописцы. Живописцами называют художников, которые выполняли сами театральные декорации. Сегодня их называют исполнителями. На театральных афишах XIX века всегда стоит имя художника-живописца. Так кто же были художники-рисовальщики — в нашем понимании авторы идеи художественного оформления спектакля?

C 30-х годов XIX века художественное оформление спектаклей в императорских театрах полностью определялось немецкими художниками. Причиной тотального господства немецких художников-декораторов были эстетические пристрастия Императорского двора. Отправной точкой стал 1815 год. 23 октября 1815 года в Берлине состоялась помолвка Великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты. Это было взаимное чувство, с романтическими прогулками по Берлину и первым совместным посещением театра. В Берлинской опере они посмотрели «Волшебную флейту» Моцарта в оформлении Карла Шинкеля. Живописные задники Шинкеля стали мерилом прекрасного для будущей русской императрицы Александры Федоровны. Венчание состоялось в Санкт-Петербурге в 1817 году. Брак был счастливым для обоих. В 1832 году в самом центре Санкт-Петербурга был открыт новый драматический театр. В честь любимой супруги императора новый театр получил название Александринский. И в качестве личного подарка Александре Федоровне, как напоминание о счастливых днях помолвки в Берлине потолки трех аванлож театра (семейная, личная и царская) были выкрашены в синий цвет и украшены золотыми звездами. Это ремейк задника Карла Шинкеля для арии Царицы ночи к опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.

Великий немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (1782-1841) с 1815 по 1832 год оформлял спектакли для Берлинских королевских театров. Самой прославленной его работой стало оформление оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта» (1815 год). С 1811 года художник занимался искусством литографии. Самостоятельно переводил свои эскизы декораций в литографии, сохраняя их этим самым для изучения и копирования. Стал первым немецким литографом. Преподавал. Любимым и самым знаменитым учеником Шинкеля был Карл Вильгельм Гропиус (1793-1870).

По рекомендации Шинкеля, именно к Гропиусу обратились представители Дирекции Императорских театров.

Карл Гропиус стал первым немецким художником, чьи декорации появились на сцене Большого и Эрмитажного театров. Кроме готовых комплектов декораций, изготовленных братьями Гропиусами непосредственно в Берлине, в 1830 году в Санкт-Петербург поступили и рисунки типовых, образцовых декораций. Примечательно использование их русскими декораторами.

У работы Гропиуса нетрудно заметить связь с аналогичным эскизом образцовой декорации Карла Шинкеля «Готический зал».

Незначительные изменения и типовая декорация в руках русского художника Павла Александровича Исакова (1823-1881) приспосаблива-ется к конкретному спектаклю.

В данном случае следует отнести и Карла Гропиуса и Павла Исакова к категории художников-рисовальщиков. Потому что на афише 1844 года стоит имя художника Андрея Адамовича Роллера.

Проводником немецкого романтизма в русском театрально-декорационном искусстве стал Андрей Адамович Роллер (1805-1891). После окончания учебы в Венской Академии Изобразительных искусств начал профессиональную деятельность в качестве декоратора и изобретателя машин в театре «Ан-дер-Вин» (Вена). Работал в Мюнхене, где сблизился с художниками Симоном и Анджело Квалио. В 1830 году поступил в Берлинский придворный Кенигштадский театр. В 1834 году по приглашению Дирекции Императорских театров приехал в Россию и был принят на службу в качестве машиниста и декоратора петербургской сцены. Карьера Роллера была стремительной — в 1839 году он уже академик Императорской Академии Художеств. За 45 лет службы оформил сотни спектаклей и воспитал несколько поколений художников-декораторов. Первой самостоятельной работой Андрея Адамовича Роллера в России стало оформления балета «Кесарь в Египте» на музыку Г. Спонтини, П. Романи, И. Вейгля, М. Карафы, Большой театр, Санкт-Петербург, 1834 год. Художник использовал новейшие технические изобретения немецкого театра и перенёс их на русскую сцену: движущиеся панорамы и разваливающиеся декорации. Особым успехом у зрителей пользовалась сцена «Пожар в Александрии». По контракту с Дирекцией Роллер мог заниматься театральной живописью в свободное от изготовления машин время. Плата за сочинение декораций была вдвое меньше, чем за изготовление театральной машинерии. Однако самолюбивому Роллеру хотелось быть именно художником. Эскизы декораций к «Кесарю в Египте» не самые удачные — рисунок слишком дробный, излишне многоцветный.

Для того чтобы добиться признания и угодить художественным вкусам Императорскому семейству, Роллер прибегает к помощи своих знаменитых соотечественников. Можно сказать, что использует их в качестве художников рисовальщиков. В собрании нашего музея есть уникальные экспонаты, которые иллюстрируют эту помощь.

В 1854 году на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера балета «Фауст» на музыку Джакомо Паниццы и Цезаря Пуни. Постановка Жюля Перро. В афише перечислены следующие художники Г. Вагнер, А. Роллер, Ф. Серков, И. Шангин и скульптор Бастид. Это художники-живописцы, исполнители декораций. Хотя в некрологе Роллера он указан как единственный художник.

Рассмотрим эскизы художников рисовальщиков, которые помогали живописцам. Необходимо сказать, что практически все работы Роллера и его современников в собрании музея происходят из коллекции Левкия Ивановича Жевержеева, который в свою очередь приобрел их у генерала Нарбута, мужа дочери Андрея Адамовича Роллера. То есть Жевержеев приобрел личное собрание Роллера.

Эскиз из коллекции Л. И. Жевержеева. Записан в инвентарную книгу в качестве работы Андрея Роллера. Но в левом нижнем углу есть подпись «Simon Gvaglio» и дата 1854.3 Размер почтового конверта 12,2 х 15,5. Это дружеское письмо Симона Квалио Андресу Роллеру. На обороте эскиза большой текст на немецком языке следующего содержания:

«Кулисы с чертями по мере необходимости, ажурный занавес по контурам большого среднего чёрта, однако необходимы крылья, цепочка летучих мышей и кусок скалы на который опираются его руки. (неразборчиво) ещё остаются при ажурном занавесе. Нижняя часть черта, правда, может показаться чем-то уж очень непотребным, посему хорошо если ты сделаешь нижнюю часть несколько больше. Перспектива со скалами и огнем и побольше воды».4

Эскиз из коллекции Л. И. Жевержеева. Записан в инвентарную книгу в качестве работы Андрея Роллера. Художник Анджело Квалио. Подпись в левом нижнем углу черными чернилами. Размер 9,1 х 13,0. Это также одновременно эскиз декорации и дружеское письмо. Только текст на немецком языке не на обороте, а внизу под рисунком.

Технические указания, как соединить идиллию с бездной и кровавой водой с помощью расписных тюлей.

Симон и Анджело Квалио (отец и сын) принадлежат к знаменитой семье итальянских художников, в XVII веке переселившейся в Германию. Наиболее знамениты братья Доменико, Лоренце и Симон Квалио.

Доменико (1786-1837) и Лоренце (1793-1869) — художники архитектурных и пейзажных видов. Симон Квалио (1795-1878) — с 1814 года был художником придворного театра в Мюнхене, а с 1828 года — декоратор Мюнхенских королевских театров. Судя по автобиографии Андреаса Роллера, хранящейся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, художники близко познакомились уже в 1839 году. В это время Роллер совершил большую поездку по Германии, с целью познакомиться с последними достижениями европейского декорационного искусства.

Анджело Квалио (1829-1890) — сын Симона Квалио сменил своего отца на должности придворного театрального живописца. Основал в Мюнхене собственную декорационную мастерскую. Познакомился и, судя по доверительному тону письма, подружился с Роллером уже в 1840-е годы.

А теперь сравним рисунки декораций отца и сына Квалио с работой Роллера.

Эскиз состоит из двух листов, склеенных по горизонтали. Оба листа разграфлены, что свидетельствует о том, что они подготовлены к переносу на живописные декорации.

На афише стоит имя Андрея Адамовича Роллера.

Сходство рисунков поразительное. Роллер соединил рисунки и Симона и Анджело Квалио. Особенно интересна «Пещера дьяволов». Роллер учитывает рекомендации Симона Квалио о «непотребности» нижней части фигуры дьявола и заменяет змей на кусок скалы.

Так кто же автор оформления? Идея и суть картины, безусловно, принадлежат Симону и Анджело Квалио. Но, по терминологии В. П. Погожева, они — художники-рисовальщики. Декорации выполнил Андрей Роллер — он художник-живописец. Как следствие, имена Симона и Анджело Квалио отсутствуют на афише и остаются неизвестными зрителям.

29 октября 1868 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера балета «Царь Кандавл» на музыку Цезаря Пуни. В премьерной афише перечислены следующие художники: Г. Вагнер, П. Егоров, Прохоров5, М. Шишков, А. Бредов, А. Роллер. Вагнер, Егоров, Прохоров, Шишков, Бредо — это все ученики Андрея Роллера и его помощники «в живописном деле», то есть исполнители декораций.

В фондах музея не найдено ни одного эскиза декораций к балету «Царь Кандавл», выполненного вышеперечисленными художника-ми. Зато есть два великолепных эскиза декораций и четыре макета, промаркированных печатью парижского ателье декораций «C. David». Необходимо было выяснить, чьи рисунки легли в основу оформления этого балета.

В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1869 год опубликована гравюра с рисунком Н. Богданова «Сцена из 2-го действия балета «Царь Кандавл».

История повторяется. Дирекция императорских театров закупила комплект эскизов и макетов к балету «Царь Кандавл» в Парижской декорационной мастерской, но самостоятельного художественного значения этим работам не придала. Для Дирекции — это подготовительный материал. С современной точки зрения, безусловно, автором художественной идеи балета «Царь Кандавл» является неизвестный художник из парижского ателье «С. Давид». На афише остались имена «художников-живописцев», то есть исполнителей. Автор забыт.

Но всё же главным источником вдохновения для Андрея Адамовича Роллера и его учеников оставался великий немецкий художник романтик Карл Шинкель. Невозможно рассматривать Роллера как самостоятельного, независимого художника. Практически все его работы в той или иной степени соотносятся с творчеством Карла Шинкеля, вплоть до прямого копирования.

Роллер дважды оформлял оперу «Фердинанд Кортес» Гаспаре Спонтини. И оба раза в качестве первоисточника использовал оформление Шинкеля. В фондах музея имеется четыре эскиза декораций к этой опере размером с почтовый конверт. Это, скорее всего, рисунки друга и коллеги Роллера художника Анджело Квалио. Зарисовки Квалио полностью копируют литографии Карла Шинкеля. Очевидно, в 1838 году Роллер повторил оформление Шинкеля, используя зарисовки своего друга. В 1859 году Роллер пользуется опубликованным в 1849 году литографированным альбомом декораций Шинкеля6.

Есть ещё более показательные примеры. В 1853 году в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Джоаккино Россини «Отелло». Художник спектакля Андрей Роллер. В качестве основы своего эскиза декорации Роллер использовал гравированный рисунок Шинкеля. Просто раскрасил его и подал в качестве собственного произведения. В театральной афише 1853 года главным художником указан Андрей Роллер, без какого-либо упоминания Карла Шинкеля.

В 1856 году Роллер получает звание Профессора перспективной живописи Петербургской Академии художеств. Это время полного признания художника как Императорским двором, так и публикой. В 1860 году возобновлена постановка оперы «Отелло» Дж. Россини. Художник — А. Роллер. Но спустя семь лет профессор Роллер уже не копирует Шинкеля, а выступает как его благодарный последователь. Влияние Шинкеля видно и в композиции рисунка и в стремлении к монументальной подаче изображения.

Подытоживая сюжет о влиянии немецких художников на формирования русского театрально-декорационного искусства первой половины XIX века, можно сказать, что благодаря Андреасу Роллеру, российская публика знакомилась с лучшими образцами европейской театральной живописи. Творчество Карла Шинкеля и его учеников сформировало визуальный образ русского театра.

А практика разделения театральных художников на рисовальщиков и живописцев продолжалась до конца XIX века.

1 Ежегодник Императорских театров. Сезон 1890-01. С.-Петербург. 1892.Стр.296.
2 В.П.Погожев. Силуэты театрального прошлого. И.А.Всеволожский и его время. «Кучково поле. Фонд «Связь эпох».2016. стр.233
3 Подпись и дата написаны черной краской кисточкой, на последних двух цифрах пятно. Поэтому можно увидеть, как «1» так и «4».
4 Перевод сделан старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, хранителем отдела немецкой живописи 19 века Б.И. Асварищем.
5 Имя художника Прохорова не найдено
6 Sammlung von Theater-decorationen. Erfunded von Schinkel. Vollstandig auf 32 Tafeln Darcetellt. Neue verbesserte Aufolage. Potsdam. Verlag von Ferdinanl Riegel/ 1849 /
7 Репродукция напечатана в зеркальном изображении

(ИСАЕВ: сноска №7 стоит в подписи к картине!)

Подписи в порядке следования в тексте:

Карл-Вильгельм Гропиус. Эскиз типовой декорации. Готический зал
1830-e гг. Бумага, тушь, акварель. ГИК 3569/622
Павел Александрович Исаков. Эскиз декорации IV действия
к опере «Роберто д’Эвере» Г. Доницетти. 1844
Императорская итальянская опера
Большой театр. 1845. Бумага, акварель
ГИК 5638/17
А.А. Роллер. Эскиз декорации к балету «Кесарь в Египте»
на музыку Г. Спонтини, П. Романи, И. Вейгля, М. Карафы
Большой театр. Санкт-Петербург. 1834
ГИК 3239/11
Эскиз декорации к балету «Фауст». «Пещера дьяволов». ГИК 3569/216
Эскиз декорации к балету «Фауст». «Пещера дьяволов». ГИК 3569/216. Оборот
Анджело Квалио. Эскиз декорации к балету «Фауст»
«Идиллический пейзаж». ГИК 3569/313
А.А. Роллер. Эскиз декорации к балету «Фауст» на музыку Дж. Паниццы
и Ц. Пуни. Постановка Ж. Перро. Большой (Каменный) театр
Санкт-Петербург. 1854. ГИК 3569/369
Эскиз декорации 2-го действия к балету «Царь Кандавл»
на музыку Ц. Пуни. Неизвестный художник из парижской
мастерской «C. David»
К. Шинкель Декорация к опере «Фердинанд Кортес» Г. Спотини
Репродукция с авторской литографии К. Шинкеля. Потсдам. 18497.
(ИСАЕВ: здесь – сноска №7!)
А.А. Роллер. Эскиз декорации 1 акта оперы «Фердинанд Кортес»
Г. Спонтини. Большой театр. Санкт-Петербург. 1856. ГИК 3569/321
А.А. Роллер. Эскиз декорации и мизансцена к опере «Фердинанд Кортес»
Г. Спонтини. Большой театр. Санкт-Петербург. 1856. ГИК 3569/929
А.А. Роллер. Эскиз декорации 1 акта к опере «Отелло» Дж. Россини
Большой театр. Санкт-Петербург. 1853. Репродукция с авторской
литографии К. Шинкель, акварель. ГИК 3147/34
А.А. Роллер. Эскиз декорации 1 акта к опере «Отелло»
Дж. Россини. Большой (Каменный) театр
Санкт-Петербург. 1860. ГИК 2449/43

Возврат к списку