Владимир Джулухадзе: 50 лет в балете

Стерликова Люба

Распечатать

Всё началось с желания родителей чем-то занять ребёнка, пока они на работе. Мама любила балет, и выбор пал на танцевальный кружок в Доме культуры ткацкой фабрики. Это решение встретило сопротивление ребёнка, но воля родителей была непреклонна. "Будешь танцевать", – гласил вердикт. Занятия оказались не такими уж тяжёлыми. Мальчик любил прыгать, бегать и скакать и вскоре стал солистом. Его заметил педагог хореографического училища Юрий Зарецкий и предложил продолжить занятия профессионально.

Родители с радостью согласились – ребёнок был бы в училище с утра до вечера. В этот раз они прибегли к политике пряника: согласие на хореографическое училище вознаграждалось велосипедом. Так что это вожделенное десятилетним мальчиком транспортное средство можно назвать тем мощным рычагом, который определил дальнейшую судьбу Владимира Джулухадзе.

Восемь лет в Тбилисском хореографическом училище заложили основы фундамента его творческой жизни – дисциплину, чёткость, требовательность, огромную работоспособность, желание узнавать новое и быть первым.

В начальных классах учеников разделили на две группы. В одной педагогом была молодая и красивая женщина, в другой – дама весьма почтенного возраста. Kаково же было огорчение Володи, когда он узнал, что попадает именно к ней. И только позже пришло понимание важности этих первых шагов в балете. "Как педагог она не срывала звёзд с неба и не претендовала на титулы или новшества в преподавании. Но она прекрасно знала свою, в чём-то рутинную, работу и требования, предъявляемые к начальному уровню, который был чрезвычайно важен для закладки фундамента профессии. Она воспитывала учеников в чётко очерченных рамках. В любом бизнесе именно такие люди делают большое дело, создавая основы будущего здания. Нужны рабочие, чтобы замешать цемент для фундамента, а потом архитекторы уже могут претворять в жизнь свои идеи. Без таких людей невозможно возведение здания," – с теплотой вспоминает Джулухадзе о Тамаре Михайловне Выходцевой.

Последние два года в училище Владимир занимался у легендарного Вахтанга Чабукиани. Этот гениальный танцовщик от Бога имел огромное влияние на публику. То же можно сказать и о его занятиях со студентами, которые были буквально заворожены своим педагогом. Вахтанг Михайлович не был искушён в методологии преподавания. Он очень много показывал, давая свои оригинальные объяснения того, как надо делать тот или иной элемент. Учеников больше всего поражало, что казавшиеся нелогичными и даже несколько странными объяснения работали, давали результат. Особое внимание Чабукиани уделял выразительности рук и говорил, переходя на грузинский, "джохеби", то есть, руки не должны быть как палки.

Извечная нехватка мальчиков позволила отличнику Владимиру Джулухадзе танцевать выпускные спектакли два года подряд – в 1969 году "Тщетную предосторожность" Л. Гертеля и на следующий год "Коппелию" Лео Делиба. Репетиции проводила Маргарита Гришкевич, ученица Агриппины Вагановой, а "шлифовкой" занимался Чабукиани. Эта серьёзная работа с большими мастерами была первым шагом на творческом пути будущего народного артиста Грузии.

И вот долгожданная сцена Театра оперы и балета им. З. Палиашвили, которая станет для артиста родной на долгие 20 лет. Пришлось пройти необходимые стадии сценического опыта – кордебалет и участие в оперных постановках. Но очень скоро Владимиру начали давать небольшие роли, а вскоре доверили станцевать ведущую партию в поставленной Алексеем Чичинидзе "Поэме" Сулхана Цинцадзе вместе с народной артисткой Грузии Лилианой Митаишвили. Затем Лаэрт в "Гамлете" В. Чабукиани на музыку Реваза Габичвадзе.

Но хотелось двигаться вперёд еще быстрее. И Джулухадзе решает отправиться в Ленинград на класс усовершенствования. Претенденты на две вакансии приехали из всех союзных республик. Отбор комиссии, в которую вошли педагоги Вагановского училища, был очень жёстким. "Борис Брегвадзе провёл мужской класс. Нас было человек 14. На мне единственном – белое трико и красная майка. Наверное, поэтому меня и выбрали", – смеётся Джулухадзе. Это счастливое красно-белое сочетание на всю жизнь останется любимым, и артист даже сам сделает костюм в этих тонах для роли Базиля в "Дон Кихоте" Л. Минкуса.

В то же лето неизбывная энергия молодого танцовщика толкает его принять участие в конкурсе артистов балета в Москве. Ему хочется продемонстрировать что-то необыкновенное, и он вновь и вновь репетирует сложный дубль тур анлер с приземлением в арабеск с растяжкой. Всё заканчивается перетружеными ногами и крепатурой. "Я теперь понимаю, – говорит Джулухадзе, – как важно иметь опытного репетитора, который может тебя направить, подсказать и даже вовремя остановить. У меня же в то время совсем не было опыта, a только неуёмное желание танцевать".

Несмотря на неудачу в конкурсе, это желание танцевать было замечено, и вскоре Джулухадзе приглашают принять участие в международных гастролях группы ведущих танцовщиков "Звёзды советского балета". "Мне невероятно повезло, – вспоминает Джулухадзе, – я встретился с замечательными артистами – Майей Плисецкой, Марисом Лиепой, Мариной Кондратьевой, Маликой Сабировой. Это был необыкновенный опыт." В течение последующих лет Джулухадзе гастролирует в 20 странах Европы, Америки, Азии и Африки.

Приглашение Джулухадзе в Ленинград не было встречено руководством тбилисского театра с большим энтузиазмом, ведь на артиста имелись вполне определённые виды. Как раз в это время художественным руководителем театра становится балетмейстер Георгий Алексидзе. Молодому артисту запомнились его слова: "Танцовщик растёт сначала в зале, а потом на сцене. Нужна сценическая практика. И я предоставлю тебе такую возможность. Советую остаться". Джулухадзе решил последовать этому совету и не ошибся.

Джулухадзе танцует премьеры балетов Георгия Алексидзе, хореография которого явилась неожиданностью не только для широкой публики, но и для профессионалов. "Хореография Алексидзе была очень тяжела для исполнителей – новые эстетические зарисовки, связки, другая пластика. Этот переход давался нелегко. И, особенно, очень тяжело танцевать физически. Естественно, что такие нагрузки мог выдержать только молодой здоровый организм", – вспоминает Джулухадзе.

Как из рога изобилия, премьеры следуют одна за одной -– "Орфей и Эвридика" Зураба Кикалейшвили, балеты Алексидзе "Берикаобa", "Орестея", "Вариации на тему Моцарта", "Античные эскизы", "Безделушки", "Времена года", "Туонельский лебедь".

Особое место в творчестве артиста занимает балет, а впоследствии кинофильм, "Медея", поставленный Алексидзе на музыку Реваза Габичвадзе. В роли Ясона соединились все качества Джулухадзе-танцовщика, умеющего передать и лирические, и мужественные грани своего героя, демонстрируя великолепную технику и свободное владение языком классического и современного танца.

Известный деятель балета Владимир Преображенский писал: "Прекрасен Ясон – В. Джулухадзе. Мужественная манера его танца, резкость и энергичность сопротивления уговорам и призывам Медеи производят впечатление сильное. Но ещё сильнее впечатляет тот монолог, где Ясон словно всматривается в ужасы содеянного, предчувствует грядущую расплату и ... оказывается не в силах отказаться от Креусы. “

В дальнейшем репертуар артиста обогатится работами западных хореографов -– "Серенадой" и "Темой с вариациями" Джорджа Баланчина, " Кармен-сюитой" Альберто Алонсо, "Собором Парижской богоматери" Ролана Пети, "Паваной Мавра" Хосе Лимона. Последняя роль заслужила особо высокую оценку критики и публики. Балетный критик Нелли Шургая писала: "Вот это была неожиданность. Артист был в роли Мавра неузнаваем. Он, сугубо классический танцовщик, в жанре модерн чувствовал себя так, как будто всю жизнь работал в этом своеобразном стиле. Искренность его исполнения порождала наивную мысль о том, что он вкладывает в танец своего героя какие-то личные переживания. Страдальческий взор его Мавра здесь легко сменялся гневным, темпераментность – расслабленностью, нежность и любовь соседствовали с неистовством и ненавистью..."

Несомненно, основное место в творчестве Владимира Джулухадзе занимали ведущие партии классического репертуара: полный огня и страсти Базиль в "Дон Кихоте", задумчивый Зигфрид в "Лебедином озере", мечтательный поэт в "Шопениане", мужественный Актеон в па-де-де с Дианой, и многие-многие другие созданные им образы, отличавшиеся высокой техникой исполнения и необыкновенной искренностью и эмоциональностью.

Вершиной своего творчества танцовщик считает Альберта в "Жизели" А. Адана. Он преднамеренно откладывал эту роль, считая, что только зрелый артист в состоянии передать все сложные душевные переживания героя. Партия Альберта, не изобилующая сложными техническими построениями, вместе с тем требует невероятных физических, а, главное, эмоциональных сил.

Критика писала: "Он изображает своего героя пылко влюблённым, увлечённым. Его Альберт изыскан и нежен в вариации второго акта и особенно в коде, где в россыпи мелких движений по диагонали как бы выплескивается вся взволнованность героя, и поэтому В. Джулухадзе искренен и убедителен. В дуэте второго действия между партнёрами, столь разными по сценическому характеру, возникали гармония и согласие".

Качества Джулухадзе как партнёра завоевали высокую похвалу не только критики, но и блестящих балерин, с которыми ему довелось танцевать. Среди них Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Цискари Баланчивадзе (племянница Д. Баланчина), Нина Ананиашвили, Алла Ханиашвили, Любовь Кунакова, Ирма Ниорадзе.

Заслуженная артистка Грузии Мака Махарадзе вспоминает о работе над спектаклем "Кармен-сюита": "Владимир Джулухадзе, по моему мнению, один из наиболее уважаемых людей в профессии. Для меня было высокой честью работать над своей первой ведущей партией с премьером, танцовщиком высочайшего профессионализма. Вообще, можно сказать, что он был какой-то особенный, очень понимающий и помогающий. Я не имела большого опыта партнёрства, и полагаю, что он со мной намучился в сложных поддержках, но Владимир проявил большую чуткость и такт. Я чувствовала себя уютно, удобно и надёжно".

Особый творческий союз сложился буквально с первых шагов танцовщика в театре с народной артисткой Грузии Ириной Джандиери. Более опытная, она очень много помогала Владимиру, который был её партнёром как на сцене родного театра, так и в многочисленных гастролях. Особенно запомнилась работa над "Лауренсией" А. Крейна, новую постановку которой сделал Вахтанг Чабукиани в 1979 году, доверив танцевать премьеру Джандиери и Джулухадзе. Дружба с Ириной и её братом Никой Джандиери, известным театральным режиссёром, сохранится на всю жизнь.

Значительно обогатила молодого танцовщика работа с легендарными мастерами – Константином Сергеевым, Натальей Дудинской, Феей Балабиной, Татьяной Вечесловой, Владимиром Васильевым, Александром Плисецким, Раисой Стручковой, Михаилом Лавровским. Особенно его поразила неиссякаемая энергия, с которой заслуженные мастера отдавались работе даже в преклонном возрасте. Вспоминая о репетициях "Лебединого озера" с Сергеевым и Дудинской, он отмечает: "Удивительно, откуда у людей старой закалки были силы. Они могли работать 24 часа в сутки, в то время как мы уже не могли стоять на ногах. В своё время Сергеев танцевал созданную им версию вариации с дубль тур анлер. До сих пор мало кто это делает. Я был полон духа соревнования, азарта, спортивного интереса и решил сделать так же". Джулухадзе выполнил задуманное и произвёл впечатление на мастера.

Балетный спектакль – это сложный организм, который оживает только перед зрителем, когда магия искусства исполнителей объединяет все составляющие его элементы – музыку, хореографию, декорации, костюмы. Джулухадзе довелось работать с замечательными самобытными художниками, создававшими гармоничное сценическое единство. Он не перестаёт восторгаться красотой "Щелкунчика", оформленного Георгием Месхишвили. Оригинальностью поражали "Гамлет" и "Ромео и Джульетта"(редакция Михаила Лавровского), созданные ломающим стереотипы выдающимся театральным художником Теймуразом Мурванидзе. По-современному звучал спектакль " Берикаоба " в сценографии Николая Игнатова. Трудно представить "Медею" без костюмов Юрия Гогешидзе. Костюм по эскизам Татьяны Бруни в виде туники с фактурой, напоминающей шкуру оленя, помог Джулухадзе создать один из наиболее любимых им образов – Актеона, превращённого в оленя богиней Дианой в знаменитом па-де-де. Джулухадзе сравнивает значение костюма для танцовщика с ролью дирижёра, задающего правильный темп для успешного проведения спектакля: "Костюм помогает войти в образ уже на стадии примерки. Ты с ним постепенно сживаешься. Он становится твоим. И это чрезвычайно важно, так как костюм, помимо эстетической функции, несёт и чисто утилитарную: он должен быть удобным, не стеснять движений танцовщика. Я работал с удивительными мастерами, для которых не существовало незначительных деталей, каждый шов и складочка имели значение. Мне всегда доставляло удовольствие видеть, насколько они скрупулёзно подходили к своему делу. Эти художники по духу, по образу мысли, по отношению к своей работе были мне очень близки, что, как я полагаю, и давало прекрасный результат – спектакль, где все компоненты дополняли друг друга".

Жизнь артиста балета коротка, и наступает момент, когда встаёт вопрос: а что же дальше? Джулухадзе занимается преподаванием, как хореограф ставит спектакли в театрах Тбилиси. По совету Евгения Валукина, декана ГИТИСа, получает высшее образование и становится дипломированным педагогом балета и хореографом. Он вспоминает: "Мне казалось, что я всё знаю о балете, но, начав серьёзно заниматься педагогикой, понял, что ничего не знаю. Танцовщик и педагог – это совершенно разные профессии. Одно дело – танцевать самому, и совсем другое – научить этому других."

Завершил Джулухадзе свою сценическую карьеру в 1991 году, выступив в роли педагога и танцовщика одновременно. Он помог Ирме Ниорадзе, будущей ведущей солистке балета Мариинского театра, в подготовке к Международному балетному конкурсу в Джексоне, США, где был её внеконкурсным партнёром. Выступление оказалось успешным. Оно явилось поворотным моментом в судьбе артиста. Получив приглашение стать артистическим директором Балета Миссисипи и его балетной школы, Джулухадзе переезжает в Америку. Первые шаги оказались трудными. Незнание языка, обычаев, совершенно иной системы построения труппы и школьного обучения были проверкой качеств, приобретённых ещё в хореографическом училище – целеустремлённости, работоспособности, упорства. Важным явилось приглашение известного балетмейстера Олега Виноградова в Кировскую балетную академию в Вашингтоне, созданную по образцу Вагановского училища. Здесь дар Джулухадзе-педагога проявился в полной мере. Его ученики стали ведущими танцовщиками в престижных балетных компаниях, международными звёздами, победителями таких значительных балетных конкурсов, как Варна и Джeксон. Любителям балета известны имена Мэтью Голдинга (Matthew Golding), Бруклина Мака (Brooklyn Mack), Мишель Уайлс (Michele Wiles), Расты Томаса (Rasta Thomas), Дэнни Тидвелла (Danny Tidwell), Мелиссы Хоу (Melissa Hough).

И как в своё время зрители видели частичку Чабукиани в Джулухадзе-танцовщике, так и в его учениках можно видеть частичку Джулухадзе-педагога. "Наверное, счастье, – говорит Джулухадзе, – это когда ты любишь своё дело, свою профессию и видишь, как дело твоей жизни живёт в учениках. Звучит банально, но это истинная правда. Балет дал мне всё, сформировал меня как человека, и сейчас, спустя 50 лет после моих первых шагов на сцене, я каждый раз испытываю такое же волнение, когда на сцену выходят мои ученики. Это держит меня, даёт энергию, и я надеюсь, что смогу воспитать ещё не одно поколение танцовщиков, которые по-настоящему любят и понимают балет."

Возврат к списку