Умри и воскресни

Наталия Каминская

Распечатать
«Сад» Алексея Шипенко. Режиссёр Денис Азаров. Художник Николай Симонов. Художник по свету Иван Виноградов. Художник по костюмам Анна Хрусталева. Совместный проект продюсера Леонида Робермана и Электротеатра «Станиславский». Премьера 31 января 2021

Драматург Алексей Шипенко, в конце ХХ века бывший действующим лицом московского художественного андеграунда, а ныне живущий в Германии и весьма часто там инсценируемый, написал пьесу «Сад» о событиях мрачного Средневековья. В сущности, перед нами монолог женщины, возлюбленной португальского инфанта, от которого она родила троих детей, но жениться он на ней не мог, а бедняжку жестоко умертвили. Однако уже после её смерти, когда политическая ситуация в стране изменилась, инфант приказал эксгумировать тело любимой и прилюдно его короновал. Вот такая леденящая кровь история, полная мистических и вполне реальных ужасов. Однако Шипенко – писатель современный, и сюжет предстаёт в форме дневниковых записей героини по имени Инес де Кастро, а записки эти звучать абсолютно свежо, даром, что сделаны как бы средневековой дамой и поэтому полны сочных подробностей соответствующей эпохи. В монологах Инес есть масса сегодняшних (или попросту вечных) женских горестей, радостей, забот и чаяний: вот от тоски хочет отравиться; вот мучается беременностями и родами; вот счастлива, когда любимый человек, наконец, рядом с ней и детьми; вот радуется солнцу и травке…

Пьеса устроена так, что ей надобна сильная центральная актриса, остальные же персонажи – «гарнир», служебная функция. Талантливая Юлия Ауг в роли Инес, собственно, и обеспечивает этой истории на сцене Электротеатра сильную притягательность и, одновременно, полное созвучие с мироощущением современной женщины. Ведь нашу современницу она и играет, хотя выглядит так, будто только что сошла с полотен живописцев эпохи Возрождения: полнокровная, белокожая, роскошные волосы медного отлива рассыпаны по плечам. Интонации, живое чувство, внутренняя «драматургия» её переживаний – всё нынешнее, близкое и понятное нашим современницам. А, вместе с тем, играется вечная история сильной любви и смерти, которые ходят рядом, и бывает-таки, как ни пафосно это звучит, что смерть побеждена любовью. Ведь уже погибшая от рук жестоких убийц Инесс продолжает свою исповедь так, будто смерти нет, и вот она, живая, непосредственная, эмоциональная, продолжает переживать события собственной жизни.

Художник Николай Симонов делает пространство игры лаконичным и стильным: заднюю стену рассекает вертикальная черная прорезь, из которой появляются и в которую, как в небытие, уходят персонажи. Безмолвные слуги просцениума, одетые в черное, выносят бесконечных голых пупсов, у нас на глазах разбирают и складывают их по частям: голова, ручки, ножки. Частые мучительные роды, появление на свет нового человека… Пупсы в большом количестве сидят на сцене, шейки их при этом снабжены черными «испанскими» гофрированными воротничками, и это зрелище выглядит зловеще, отсвечивает смертью. Скромная, в сущности, чёрно-серо-белая гамма (фоном действия является холодная белая кафельная стена, напоминающая интерьер прозекторской) отринута художником только в последней сцене – при коронации мертвой Инес. И здесь перед нами разворачивается настоящее великолепие классического полотна. Героиня в роскошном платье восседает на фоне тяжёлого, алого бархатного полотна, увенчанного белым черепом. Так, нарочито грубо, пышно и пафосно иллюстрируется чудовищная, в сущности, хотя и произведенная по любви, акция коронования трупа. Однако и в таком антураже героиня Ауг остаётся живой и искренней, и сам контраст «оформления» с сутью производит сильнейшее впечатление.

Электротеатру Станиславский, в котором мистерия, небывальщина, готика и мистика, откровенно вымышленные эстетические красоты, как правило, сознательно ставятся вперёд, уступая место всяческой злободневности и актуальности, спектакль «Сад» пришёлся как раз в пору. Он очень красив, благодаря художнику Николаю Симонову. Он щекочет нервы людей с воображением, которым, собственно, Электротеатр и адресует своё творчество. Он, благодаря режиссёру Денису Азарову, умело и внятно рассказывает недюжинную человеческую историю. Но успех всей затеи решает именно актриса Юлия Ауг, которая, обладая сильным талантом превращений, имеет ещё одно, притом весьма мощное свойство – в её присутствии на сцене ощущается присутствие глубокой, сложной и искренней личности. А что, в сущности, может быть интереснее этого?

Возврат к списку