Такие взрослые дети

Аглая Прокофьева

Распечатать
«Время Ч» по Антону Чехову. Режиссер Владимир Богатырев. Художник Рашид Доминов
ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург. Премьера 10 октября 2019

В основе постановки — рассказы Антона Чехова разных лет. Лейттема взаимоотношений родителей и детей пронизывает спектакль, рассчитанный на семейный. Насколько важна роль взрослого в формировании личности ребенка? Чем дети обогащают мироощущение взрослых? Что объединяет старшее и младшее поколения?

Режиссер Владимир Богатырев — ученик З.Я. Корогодского, для него ТЮЗ — родное одухотворенное пространство. Здесь режиссер выпустил четыре спектакля, один из которых, «Летучкина любовь», стал культурным достоянием театра, завоевавшим любовь не одного поколения зрителей. Спектакль рассматривает нетривиальную тему — осмысление подростком своего места в большом мире, порой довольно болезненное. Поставка «Время Ч» продолжает исследование детской психологии, для театра являющейся одной из главных тем морально-этических исканий.

«Время Ч» — это время Чехова, время Человека, время Честного слова, время Честного театра — расшифровка названия предполагает различные варианты. Важным оказывается наличие некоего нравственного кодекса, человеческого существования. Мир состоит из тех, кто в него приходит, и тех, кто в нем уже живет — баланс нового и укоренившегося всегда примерно одинаковый. Как передать детям только положительные знания и воспитать в них хорошие качества? Как взрослым научиться понимать детей, вернув себеспособность удивляться? Как стать ребенку духовным учителем, а не надзирателем? Вокруг этих вопросов организуется действие спектакля.

Жанром постановки объявлена «игра — размышление», призванная включить зрителей в активный диалог. Происходящее на сцене — зарисовки, наблюдения за миром взрослых и детей, которые изысканно поданы режиссером. Отсутствие вердикта взаимоотношениям дает возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон и разрушить привычные стереотипы. Игровое начало жизни ребенка — в том числе стереотип восприятия детей, который бытует у взрослых. На самом деле, игра пронизывает человеческое существование, только в зависимости от возраста увеличиваются человеческие потребности. Минимализм декораций и многофункциональность вещного мира спектакля это иронично подчеркивает: родители и дети живут в очень похожих мирах, только не задумываются об этом.

Артисты существуют в условном пространстве, состоящем из больших темных кубов и маленький ярких кубиков, играющих роли различных предметов. Периодически на сцене появляются маркеры современного детского досуга — велосипеды, самокаты, гироскутер. Минимализм декораций призван подчеркнуть вневременной характер проблемы. На авансцене расположены 10 стульев, на которых висят атрибуты одежды для артистов, перевоплощающихся в различные роли (художник Рашид Доминов). Конечно, это метафора: человеческая жизнь состоит из последовательности перевоплощений: детство, отрочество, юность, взрослая жизнь — люди проходят определенные этапы, которые отмечаются соответствующими атрибутами. Но человечность — понятие, которое воспитывается в ребенке с самых малых лет жизни. Интерес режиссера к чувствам и переживаниям маленького человека — отрадная ценность постановки. Поэтому важной деталью сценографии оказывается видеопроектор, который крупным планом высвечивает лица, фокусируясь на главном — мироощущении ребенка.

Десять чеховских рассказов играют десять артистов, исполняя то роли детей, то взрослых — так режиссер подчёркивает абсолютную вариативность образов. В спектакле заняты новые артисты труппы: Денис Гильманов и Матвей Паксяйкин, с успехом играющие роли отцов. Особо хочется отметить Константина Федина, играющего злого мальчика Колю в зарисовке «Зиночка». Артист нашел особую, выразительную интонацию, создав образ ребенка, тиранящего свою гувернантку и брата.

В зарисовке «В приюте для престарелых» запоминается Сергей Жукович, представивший страшный образ деспотичного деда, воспевающего кошмары своего поведения как добродетель. В сценках «Дома» и «Житейская мелочь» заметен Илья Божедомов, воплощающий мальчишек, их светлое восприятие жизни, умение фантазировать и беззаветно верить.

В спектакле комическое и трагическое пронизывают друг друга, рождая горькое ощущение контрастов жизни. Чаще всего дети не воспринимаются родителями всерьез и превращаются в главную игрушку взрослых. Так, в сценках: «Отец семейства» и «Не в духе» ребенок оказывается объектом, на котором можно выместить накопившуюся злобу, а в сценке «В приюте престарелых» мать манипулирует ребенком. Безвинный и зависимый ребенок вынужден подчиняться ситуации, не в силах высказать свой протест окружающим. Так и происходит взросление и первое переосмысление мира и самого себя.

Чеховская ирония пронизывает постановку, стремится его глазами увидеть жизнь. В зарисовке «Кухарка женится» именно детское восприятие верно описывает ситуацию. Женитьба кухарки и извозчика показана как что‑то неестественное и насильственное, приносящеелишь страдания. Наивное восприятие жизни вскрывает все пороки ситуации, обновляет восприятие. В сценке «Дома» тонкое чутье мальчика позволяет отдалить смерть близких. Леденящая тоска и непосильная ребенку боль переживаний пронизывает сюжет «Ванька». В сценке «Житейская мелочь» мальчик, рассказавший свою тайну взрослому человеку, испытывает свое первое разочарование в жизни, принимая суровый урок действительности.

Последняя зарисовка «О драме» — о том, как непросто осознать собственные пороки и совместить идеалы с реальностью. Дети — зеркало своих родителей, в большинстве случае впитывающие манеру поведения взрослых. Так в рассказе «Папаша» лицемерный сын — прямое отражение сытого и наслаждающегося жизнью отца, который прекрасно знает рычаги воздействия на окружающих людей. В «Зиночке» злой мальчик оказывается естественно вписан в окружающую среду.

Возврат к списку