Такая профессия – счастье!

Татьяна Ткач

Распечатать
Интервью Светлана Мазурова

В Петербурге состоялся бенефис народной артистки России Татьяны Ткач, посвященный 50-летнему юбилею её службы в Театре «На Литейном». На сцену актриса вышла в главной роли очаровательной, авантюрной и проницательной миссис Этель Сэвидж, героини пьесы «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика в постановке Александра Кузина.

Татьяна Ткач сыграла на родной сцене около 40 ролей. Здесь получила звание заслуженной и народной артистки России и Государственную премию. Была занята в спектаклях режиссеров: Камы Гинкаса, Геннадия Тростянецкого, Григория Козлова, Александра Галибина, Александра Кузина, которые оформили Эдуард Кочергин, Владимир Фирер, Александр Орлов, Кирилл Пискунов, Вячеслав Окунев, Андрей Климов.

Папина мечта

- Татьяна Дмитриевна, вы не коренная ленинградка? Читаю: в 1965 году окончила Харьковский институт искусств, театральный факультет.

- Я родилась на Колыме, в Якутии. Когда мне было три года, семья переехала в Харьков. Папа очень любил меня и мечтал, чтобы я стала артисткой. Говорил: «Танечка, умоляю, только не меняй фамилию! Так хочу, чтобы она прозвучала!». Я возражала: «Ткач? Ну что это за фамилия для актрисы?». Дважды была замужем, но выполнила папину просьбу. И до сих пор папочка для меня – святое: перед выходом на сцену или когда оказываюсь в сложной ситуации, мысленно произношу: «Папочка, помоги!». На сцене он меня, к сожалению, не увидел.

Хотела поехать поступать в Москву. Но папа не отпустил: «Куда ты поедешь, такая маленькая?». Мне было 16 лет. Я поступила в Харьковский институт, и на четвёртом курсе меня приняли в Харьковский театр русской драмы.

Первая большая роль – в спектакле «Миллионерша» Бернарда Шоу. Буквально через три дня мне выходить на сцену, а я не представляю, как играть её! И вдруг увидела в газете заметку о том, что Юлия Борисова в Москве играет «Миллионершу». Я тут же помчалась в аэропорт, билетов до Москвы не было, но узнав, зачем я туда стремлюсь, стюардессы провели меня в самолет. В Вахтанговском театре показала администратору харьковскую афишу, сказала, что мне необходимо увидеть, как надо играть, и он посадил меня в первый ряд! Я не отрываясь смотрела на игру Борисовой, восхищалась её мастерством. Увидела, что такое зрительская реакция, обмен энергией. И что это за профессия, к которой я так стремилась. Это был блистательный урок! И наш спектакль в Харькове имел большой успех.

Ленинград - Петербург

- А как вы очутились в Ленинграде, попали в Большой драматический театр?

- Я была на втором курсе театрального института, когда впервые приехала в Ленинград. У меня до сих пор хранится фотография: я, семнадцатилетняя, стою на заснеженной лестнице Эрмитажа. И точно помню, о чём думала в тот момент: хочу жить только здесь.

После показа отрывка из «Поднятой целины» Шолохова в роли Лушки Товстоногов взял меня на договор. В штат меня приняли, спустя три месяца, одним приказом вместе с Наташей Теняковой.

Я не только не пропускала спектакли Товстоногова, но присутствовала на его репетициях. Смотрела со стороны и училась. Сколько раз шёл «Идиот» со Смоктуновским, столько раз я его и смотрела.

Вскоре режиссёры Алов и Наумов пригласили меня на «Мосфильм», на роль Люськи Корсаковой в картину «Бег» по Булгакову. Работа с великими мастерами Ульяновым, Евстигнеевым, Баталовым, Дворжецким, Савельевой оставила незабываемые впечатления. Я считаю «Бег» одним из лучших фильмов ХХ века.

Однажды спросила Товстоногова, буду ли я когда-нибудь играть главные роли. «Нескоро», – ответил он. Это вообще беда – многие талантливые люди годами ждут, но так и не дождутся ведущих ролей, успеха. Товстоногов сказал: «Если вы хотите играть главные роли, идите к Хамармеру». Это был главный режиссер Театра драмы и комедии на Литейном. Встретила работавшего там режиссёра Ефима Падве, он посоветовал показаться Якову Семёновичу. Меня приняли, и началась активная работа. Мне было 27 лет.

- И все 50 лет здесь? Никуда не уходили?

- Не уходила. Хотя предложения были. Разве уйдёшь оттуда, где тебе хорошо?

- Сейчас вы довольны занятостью в репертуаре? Или считаете, что у вас мало ролей?

- В Театре «На Литейном» у меня четыре любимых спектакля: «Семейный портрет» по пьесе Горького «Последние», «Поминальная молитва», «Игра в джин», «Странная миссис Сэвидж». В Театре имени Андрея Миронова я играю мать Иудушки в «Господах Головлевых», постановка Влада Фурмана, оформлял художник Олег Молчанов. 16 лет аншлаги! В антрепризе «Амазонки» (режиссёр Андрей Носков) великолепные партнеры: Эра Зиганшина, Ирина Соколова, Сергей Барковский. Это театральный роман об актёрских судьбах.

В плохой сценографии невозможно сыграть хорошо

- Пространство, в котором вы играете, помогает, создаёт настроение? Какие художники остались в памяти?

- Большое счастье работать с выдающимися художниками. На плохой сценографии невозможно сыграть хорошо. Всё как будто сопротивляется.

Режиссёр выстраивает концепцию вместе с художником. Спектакль «Царствие земное» Теннесси Уильямса, созданный режиссёром Камой Гинкасом и художником Эдуардом Кочергиным, был настоящим праздником! Геннадий Тростянецкий ставил «Скупого» в соавторстве с художником Владимиром Фирером. Постановку Григория Козлова «Лес», за которую мы получили Госпремию, оформлял Александр Орлов, а его жена Ирина Чередникова создала прекрасные костюмы.

Потом я встретилась с режиссёром Кузиным. Александр Сергеевич уникальный педагог, мне очень нравится, как он работает с артистами, с молодёжью, репетиционная атмосфера приятная, легкая, спокойная. Наше общее эмоциональное состояние передаётся зрителям. Это и есть взаимодействие, ради которого театр существует. Спектакли «Семейный портрет» Горького и «Поминальная молитва» Горина создали потрясающие соавторы: Кирилл Пискунов – художник-постановщик и Вячеслав Окунев, художник по костюмам. Когда в «Поминальной молитве» я играю последнюю сцену, то чувствую, как зал замирает – невероятная тишина, как у людей катятся слезы по щекам, никаких аплодисментов. А когда выходим на поклон, стоя аплодируют, кричат «браво!» Это заслуга всех, кто работал над спектаклем, но прежде всего – режиссёра и художника.

- Какие великолепные костюмы и шляпы у вас в спектакле «Странная миссис Сэвидж»!

- С нами работал талантливый московский художник Андрей Климов. Он нарасхват по всей стране. Мы обсуждали, какой я вижу свою героиню? Миллионерша, вылетела из своего гнезда, как жар-птица – значит, всё должно быть легкое, летящее.

Я благодарна судьбе за 50 удивительных лет в родном Театре «На Литейном». Сколько ярких встреч с настоящими профессионалами! А какое удовольствие играть на сцене с любимыми партнерами! Могу сказать, что во время пандемии, когда мы не играли спектакли, у меня было ощущение, что меня покидали жизненные силы. Такая профессия – счастье!

Возврат к списку