Сценография Барокко

Андрей Золотов – мл.

Распечатать
Выставка Лодовико Оттавио Бурначини в Театральном музее Вены.

Всем хоть мало-мальски знакомым с австрийской столицей известен и её самый знаменитый памятник – Чумная колонна на Грабене. Этот барочный монумент возведён по обету императора Леопольда I в благодарность за избавление от страшной эпидемии чумы 1679 года и изображает его, императора, на коленях молящегося вознесённому на вершину памятника Богу-Троице. Между монархом и Богом многочисленные ангелы на облаках, а под ним поверженная старуха-чума, которую поражают Вера – женщина с крестом, и Знание – ангелочек с факелом. В год пандемии коронавируса этот памятник неожиданно актуализировался – венцы стали приносить к нему и зажигать свечи как знак молитвы об избавлении от нового мора. При этом мало кто помнит, что придумал Чумную колонну театральный художник, инженер и, как бы мы сегодня сказали, продюсер придворных шоу Лодовико Оттавио Бурначини (1636-1707).

Бурначини – венецианец, если не по месту рождения (оно неизвестно), то по месту, где начиналась его карьера, и явно по духу своему как художника, купавшегося своим творчеством в эстетике карнавала. Но проработал, а вернее прослужил он больше всего в Вене - 55 лет, при дворе трёх императоров. Можно сказать, что Бурначини - и главный шут, и один из главных пропагандистов Священной Римской Империи второй половины XVII века. Он строил театры и временные сцены, конструировал сценические машины, организовывал процессии, триумфы и карнавалы, придумывал сотни, если не тысячи костюмов. Именно Бурначини создал 24 декорации и много изысканной машинерии, изображавшей, в частности, крушение корабля, для вошедшего в историю мирового театра грандиозного шоу – постановки в 1668 году на открытой сцене в Вене оперы Антонио Чести и Франческо Сбарра Il pomo d’oro («Золотое яблоко»). Вероятно, Бурначини был и «главным продюсером» того костюмированного бала, на который в июле 1698 года был приглашён прибывший в Вену с «Великим посольством» русский царь Пётр Первый со своей делегацией. Известно, что на этом балу действие разворачивалось в декорациях деревенской таверны, хозяев которой изображали император Леопольд и его жена, а Петру Великому досталась роль фрисландского крестьянина.

В сезоне 2020-21 годов, в который европейским музеям повезло больше, чем театрам, – они оставались закрытыми гораздо меньше времени – венский Театральный музей показал публике настоящий фейерверк образов барокко, организовав выставку «Гротески комедии. Лодовико Оттавио Бурначини». Она открылась в начале октября и продолжается по начало мая – с двумя перерывами на объявлявшиеся правительством локдауны. Здесь в двух залах представлены 125 рисунков мастера – и, прежде всего, эскизы костюмов для карнавалов и персонажи Commedia dell’arte. Эти эскизы, поражающие детальностью проработки, выразительностью лиц, богатством фантазии и яркостью цветов, отобраны из около 400 рисунков мастера, хранящихся в собрании музея.

Добавлено к ним очень немногое. Здесь два больших живописных портрета придворных карликов из собрания Музея истории искусств (Театральный музей – один из его филиалов), несколько листов характерных гротескных рисунков других художников той же эпохи, изготовленные современными мастерами по образцам XVII века карнавальные маски и как бы освящающие собою многовековую традицию комедии два древнеримских артефакта – бронзовая театральная маска и небольшая скульптура персонажа с маской комедии в руках. Пожалуй, главная попытка кураторов выставки приблизить к нам искусство Бурначини – это сшитые по его эскизам костюмы, развешанные в динамичных «позах» в центре залов, и два видеофильма, в которых артисты труппы Bottega Buffa CircoVacanti из северо-итальянского Тренто двигаются и танцуют как персонажи Commedia dell’arte в костюмах авторства Бурначини. Поэтому Арлекина или Панталоне мы видим на выставке трижды: на рисунке Бурначини, исполненными в ткани в рост человека и движущимися на видеоэкране. А барочная музыка звучит в залах, настолько завораживая своими ритмами, что прямо заставляет посетителя, если не танцевать, то хотя бы двигаться в такт.

На фоне множества мелких, требующих тщательного рассмотрения рисунков и нескольких увеличенных персонажей, лишь пара графических работ Бурначини – как, например, «Карнавальная колесница», отдалённо намекают на общий дизайн создававшихся им процессий, сцен и декораций. И, увы, почти никак не показаны на выставке сконструированные им машины. По-видимому, их чертежи не хранили в придворных архивах.

Остается поверить на слово императору Леопольду I, поделившемуся в письме своему другу юности впечатлениями от поставленного иезуитами при помощи Бурначини спектакля: «В комедии… появлялось множество страшных чертей, которые летали при помощи машин и были похожи на Искушения святого Антония, но особенным образом. Один чёрт прыгал в воздух очень галантно. Другой стоял на бочке, и когда ещё один приближался, так поворачивался, что парень оказывался внутри бочки, высовывая из неё голову через дыру. В общем, я никогда не видел ничего более ужасного».

Если при этом вспомнить, что поставленное на службу контрреформации искусство барокко призвано было поражать и шокировать, а через это воспитывать и возвращать в лоно Католической церкви, то становится ясно, что полёт творческой фантазии и невероятное мастерство ради развлечения и воспитания были для Лодовико Оттавио Бурначини частями единого театрального процесса.

Возврат к списку