Современное состояние традиции в народном театре кукол

Александр Греф

Распечатать

Рождественский кукольный вертеп, рожденный где-то на Западных границах Российской империи в 18 веке — театр восхитительной красоты! Увидев раз, забыть невозможно. Традиция эта объединяет не только культуры — Украинскую, Польскую, Белорусскую, Русскую, имеет отношение не только к христианской культуре в целом, но через средневековые мистерии, относит нас к античному театру.

По известным причинам В России традиция кукольного Рождественского вертепа в начале XX века была прервана, и стихийное возрождение ее началось лишь в конце 1970-х годов. Вертеп сегодня даже не реконструкции, а скорее стилизации на тему, поскольку современные исполнители не имеют возможности соприкоснуться с традицией в ее живом бытовании и в работе опираются на доступные им источники.

Среди возможных источников информации о народном театре ку-кол, отметим, на наш взгляд, наиболее значительные: Литературные источники — монографии и статьи, дневниковые записи, описания в художественной литературе и др. (В этом ряду особая роль принадлежит замечательным сборникам А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной1 «Фольклорный театр» и «Народный театр».); Изобразительные материалы, по которым можно судить о конструкции театра, куклах, взаимоотношениях артистов с публикой; Музейные фонды, в которых есть возможность «общения» с подлинником — «живой» куклой, оригинальными вертепными ящиками; Опыт работы зарубежных коллег в тех кукольных традициях, которые не прерывались в течение XX века; Интернет — новейший источник обмена опытом в деле народных кукольных представлений, который приобретает все большее значение в силу своей доступности.

Напомним читателю, что восточнославянский вертеп как вид театра определяет несколько неизменных составляющих: «<…> вертепная драма разыгрывалась в специальном ящике, разделенном на два (редко три) этажа. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались в верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом и бытовая, комедийная часть — на нижнем. Деревянные куклы <…> закрепляли на стержнях, с помощью которых передвигали по прорезям в полу домика-вертепа»2.

С начала 80-х годов XX века по сей день вертепный театр пережил, можно сказать, три периода своего возрождения. Первый период: от начала 1980‑х до середины 1990‑х гг. Вертеп появляется в среде художественной интеллигенции как диковина3, их в стране единицы. Литературы и источников мало и доступ к ним затруднен. Изготавливаются новые вертепы, зачастую нетрадиционных конструкций: вертепы без прорезей в полу с верхним управлением куклами на проволоках (дуэт-театр «Котофей», вертеп семьи Назарити); вертепы на столе (Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова) и даже на колесиках (театр «Черная курица»); смешанные техники (фольклорный кукольный театр «Душегреи»).

Одновременно интерес к вертепу зарождается в фольклорных кругах. Подход здесь иной, с изучением архивных, экспедиционных материалов, с желанием как можно более точно воссоздать традиционное вертепное действо. Среди фольклорных коллективов этого времени первым и очень ярким явлением культуры стал вертеп ансамбля Д. Покровского, изготовленный и поставленный под руководством В. Новацкого (1980 г.). Кроме того появляются небольшие постоянно действующие театральные труппы, самостоятельно проведшие работу по реконструкции традиционного вертепа и включившие этот спектакль в постоянный репертуар (театры «Три Лика», «Пилигрим», «Бродячий Вертеп»).

В это же время в театрах кукол появляются большие спектакли-стилизации по мотивам традиционной вертепной драмы (к примеру, «Вертеп» Архангельского театра кукол, получивший за эту постановку «Золотую маску» в 1996 году). Для публики вертепное действо — абсолютная диковина, и даже фабула пьесы зрителям практически не известна. Вертеп не воспринимается как отдельный вид театра, и любая Рождественская пьеса может быть названа вертепом.

С середины 1990-х годов по 2000‑е характерна другая картина. Рождественских вертепов уже десятки, публика очень интересуется эти видом кукольного театра и хорошо знает события Рождества. Основными исполнителями вертепного действа становятся семьи и фольклорные коллективы. Вертепы, как правило, имеют традиционную двухэтажную конструкцию, имеющим нижнее управление кукол по щелям.

Развитие вертепного дела этого периода отличает несколько тенденций: Комедийная кукольная часть вертепа исполняется редко. Вместо нее многие вертепщики разыгрывают колядование, поют народные песни, заводят игры со зрителем. Традиционный сюжет смягчается за счет купирования сцен «насилия», даже тех, которые относятся не только к преданию (появление чертей, Смерти; усекновение главы Ирода), но и описаны в Евангелии (избиение младенцев).

Наряду с компиляциями традиционных текстов, взятых главным образом из книги «Фольклорный театр» А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной, за основу все чаще берется пьеса В. Тихомирова «Ирод-царь», написанная для школьного театра4.

В спектаклях зачастую представлена воображаемая, стилизованная ситуация праздника «как было в старину», в результате чего вертеп оказывается помещенным в обстановку для него несвойственную — например, в декорации русской крестьянской избы, хотя по имеющимся данным, вертеп в России не был крестьянским театром, но являлся элементом городской народной культуры5. Все больше семей строят вертепы, играя для себя и для друзей. Кроме того возрождается старинный обычай приглашать вертепы на семейный Рождественский праздник.

Большую роль в популяризации вертепа сыграл фестиваль, организованный Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ «Рождественские семейные вечера» (1993-2005 гг.), который впоследствии дал несколько дочерних фестивалей. К середине 2000-х и по настоящее время «вертепное дело» приобрело ряд новых черт. Кукольный Рождественский вертеп широко распространяется по всему отечеству, и публика, как правило, отличает особенности этого вида театра от иных Рождественских спектаклей. На сегодняшний день вертепов в России, возможно, более двухсот. Фестивали вертепов проходят в Москве — фестиваль школьных и семейных вертепов «Старый новый год», организованный театром «Бродячий Вертеп» (с 2007 г.); Коломне — Рождественский фестиваль народной музыки и театра «Вертеп», организованный театром «Пилигрим» (с 1999 г.); Санкт-Петербурге — ежегодное Санкт-Петербургское собрание рождественских и вертепных театров «Рождественская мистерия» (с 2003 г.); Владимире — праздник-фестиваль «Рождество во Владимире» (2001-2007 гг.); Череповце — фестиваль «Рождественский вертеп» (2013-2015 гг.; с 2016 г. — «Свет рождества»); Сарове — фестиваль домашних Рождественских вертепов «Ясельки» (с 2015 г.); Барнауле — краевой фестиваль вертепных театров (с 2010 г.). Вертепы есть не только в средней полосе России (Нижегородской, Костромской, Пензенской губерниях), но в Сибири и дальше:

Магадане, Хабаровске, Якутии. Более того, вертепы начали строить далеко за пределами России — в Германии6 и даже в США7.

Сегодня вертеп становится неотъемлемой частью празднования Рождества. Все больше семей, воскресных школ и школьных театров играют вертепы, как правило, воспроизводя традиционную двухэтажную конструкцию с вождением кукол по щелям. В настоящее время происходит формирование нового вертепного текста. Для него характерно то, что на первый план все чаще выдвигается не эстетическая компонента вертепного действа, как было двадцать лет назад, а этическая — перед вертепом ставится просветительская, а нередко и катехизационнная задача. В пьесах сюжет точно следует за фабулой, что для народного театра совсем не обязательно, но естественно и привычно для современного восприятия. Пьесы грешат повествовательностью в ущерб изобразительности, действие уступает место описанию, авторскому пояснению, дополненному цитатами из Священного Писания. Вертепщики-неофиты все реже работают с первоисточниками, и все чаще основным источником знаний для них становится Интернет, а в нем зачастую лишь первые «строки» поиска. Кукольной, трюковой, зрелищной составляющей вертепа уделяется недостаточно внимания.

Рождественский кукольный вертеп сегодня — это крепкая живая традиция. Стилевые особенности этого вида театра кукол далеко не исчерпаны и таковы, что позволяют работать полнокровно и на хорошем эстетическом уровне как любительским коллективам, так и профессиональным. В этом смысле вертеп — явление уникальное, и как нам кажется, интерес к нему будет в дальнейшем повышаться.

1 Фольклорный театр / сост., вступит. статья, предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрылова, Н. И. Савушкина. М.: Современник, 1988. 476 с.; Народный театр / сост., вступит. статья, подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрылова, Н. И. Савушкина. Библиотека русского фольклора. М.: Советская Россия, 1991. 544 с.
2 Народный театр... С. 18; cм. также: Вертеп; Вертепная сцена / Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. М.: Время, 2004. С. 91-92; 96.
3 Впервые за долгие годы вертеп был показан широкой публике в документальном фильме «Русский народный театр», часть 3 «Народная драма (опыт реконструкции)» (реж. Л. Купершмидт, 1975)
4 Тихомиров В. Г. Ирод-Царь. М.: Круг, 1992.
5 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники… С. 66; см. также: Кулиш А. Театр кукол в России XIX века.
6 Вертеп при храме св. Великомученика и целителя Пантелеймона (Кельн, Германия).
7 Вертеп, созданный в 2015 г., труппой “Hobgoblin Hill” под руководством Alice Wallace (штат Луизина, Новый Орлеан, США).

v

Возврат к списку