Совокупный доход, цены и доступность театра

Александр Рубинштейн

Распечатать
Выставка молодых художников театра KLINXIV XX XX, в название которой ее создатели использовали римские цифры (порядковый номер и год выпуска), открылась в конце декабря 2020 года в рамках Театральной резиденции СТД РФ Щелыково – новом проекте Союза театральных деятелей России. Рассказывает куратор проекта Инна Мирзоян.

Одной из самых свежих новаций в экономической теории Театра является введение категории валового дохода, представляющего собой совокупный результат театральной деятельности, объединяющий в себе его рыночную и нерыночную составляющие – доходы от продажи билетов и бюджетную субсидию, отражающие индивидуальную и социальную полезность театральных благ (Рубинштейн, 2020). Именно валовый или совокупный доход театров в наибольшей степени соответствует методологии Системы национальных счетов и учитывается при определении валового внутреннего продукта (ВВП) и добавленной стоимости, созданной в экономике.

При этом в театральной деятельности особую роль играет структурная характеристика совокупного дохода - удельный вес его рыночной составляющей, отражающий степень коммерциализации театра, главным образом, в результате роста цен на театральные билеты. На следующем рисунке представлена динамика изменения этого показателя театральной деятельности во втором десятилетии XXI века (Рис.1).

Рис.1. Рост рыночной составляющей совокупного дохода театров (2008-2019 гг.)

Расчеты указывают на формирование явно выраженной тенденции коммерциализации. Если в конце первого десятилетия текущего века – в годы экономического кризиса, доля выручки от продажи билетов составляла от 19% до 21%, то, начиная с 2013 года, она стала возрастать, достигнув в 2017 г. рекордного уровня 27%. Причем, это средние цифры по российским театрам; анализ статистических данных свидетельствует также, что по отдельным театрам рост рыночной части совокупного дохода превысил 30%-35% рубеж.

При этом Всероссийский социологический опрос театральных зрителей 2019 года продемонстрировал зависимость доступности театра от уровня цен на билеты. И кроме стандартных теоретических интенций о том, что при повышении цен на билеты зрительская активность может снижаться, результаты социологического опроса выявили важный факт - сверхинфляционный рост цен на билеты превратился в реальное препятствие посещаемости спектаклей (Рубинштейн, 2019, с. 122-133). Следует отметить также, что из двух факторов, обуславливающих уровень доступности театра – цены на билеты и доходы населения, материальные возможности зрителей явно отставали в рассматриваемый период от роста театральных цен (Рис.2).

Рис.2. Индексы роста средней номинальной заработной платы населения, средних потребительских цен в экономике и средних цен на билеты в театры (2009=1)

Приведенный график позволяет предположить, что фактор доходов потребителей театральных благ, действующий при прочих равных условиях в сторону повышения платежеспособного спроса, после 2012 года был нейтрализован более быстрым ростом цен на билеты, обуславливая снижение доступности театра. Надо сказать, что анализу зависимости потребления товаров и услуг от величины душевых доходов населения посвящены многочисленные исследования. При этом многие авторы обращают внимание не на среднюю величину душевого дохода, а на его дифференциацию и возникающие различия в уровне потребления товаров и услуг состоятельными гражданами и низкодоходными группами населения.

Очевидно, что бедность и низкие доходы населения могут служить реальным препятствием для потребления некоторых товаров и услуг. Другой вопрос, существует ли прямая связь между уровнем потребления тех или иных благ и неравенством доходов населения? Может ли вообще наличие групп с высокими и очень высокими доходами как-то влиять на потребление бедных и доступность для них тех или иных товаров и услуг?

В последние годы тема неравенства «перекочевала» и в такую особую сферу, как театр, где потребители театральных благ составляют не более 10% зрителеспособного городского населения, и основная часть публики представлена населением со средними доходами, в то время как ничтожно малая их доля принадлежит богатым людям. Для ответа на поставленный вопрос можно воспользоваться статистическими данными о распределении денежных доходов населения с выделением восьми групп городов, упорядоченных по числу их жителей, предположив одновременно, что доходы театральной публики соответствующих городов не сильно отличаются от доходов жителей, имеющих высшее образование (Табл. 1).

Табл. 1. Среднемесячная номинальная заработная плата по группам городов

Общие характеристики театральных зрителей

Начну с того, что в указанном социологическом исследовании приняли участие 11 393 респондента, ответивших на вопросы анкеты в отношении выбранных ими почти 600 театров, расположенных в 178 городах, и 866 респондентов, проживающих в городах, где нет театров, но которые они посещали в других городах России. Результаты социологического опроса театральной публики позволили выяснить основные социально-демографические характеристики зрителей и особенности их поведения, обуславливающие потребление театральных благ в разрезе восьми групп городов. Расчеты показывают, что при переходе к группе городов с большей численностью населения, растет доля зрителей с высшим образованием при небольших колебаниях доли женщин в городах с населением свыше 100 тыс. жителей (Рис. 3).

Рис. 3. Доля женщин и лиц с высшим образованием по группам городов (% к числу ответивших респондентов)

При этом возрастная структура потребителей театральных благ в каждой из рассматриваемых групп городов почти не отличается от средней по всему массиву респондентов, где доля зрителей в возрасте от 19 до 24 лет составляет около 15%; в возрастных когортах от 25 до 34 лет, от 35 до 44 лет и от 45 до 59 лет – примерно по 25%; в возрастных группах до 19 лет и старше 60 лет – почти по 6%. Иными словами, среди социально-демографических характеристик единственным фактором, по которому различаются потребители театральных благ, является наличие у них высшего образования. Интересной в данном контексте представляется связь фактора высшего образования зрителей с частотой их посещения театра (Рис.4).

Рис. 4. Доля респондентов с высшим образованием, посещающих театры 3-5 раз, 6 и более раз за год, по группам городов (% к числу ответивших респондентов)

Расчеты показывают, что среди публики, имеющей высшее образование, в малых, средних и больших городах с численностью населения до 250 тыс. жит. доля зрителей с частотой посещения театра 3 - 5 раз в год возрастает - от 29% до 35%, при снижении доли театралов (с частотой посещения 6 и более раз в год) от 49 и 52 % до 46%. Следует отметить также, что в крупных городах и мегаполисах с населением свыше 250 тыс. жит. доля образованных зрителей с частотой посещения театра 3 - 5 раз в год и театралов (6 и более раз в год) фактически одинакова в каждой из пяти выделенных групп городов. Исключение составляет лишь Санкт-Петербург, где доля театралов несколько выше.

О доступности театральных благ

Отвечая на соответствующий вопрос анкеты 23,3% участников социологического опроса 2019 года указали, что при их нынешнем доходе цены на билеты в театр являются для них недоступными или ограниченно доступными. Итак, для довольно большой группы россиян действующие цены на театральные билеты являются реальным барьером для посещаемости театра. Отмечу, что оценка доступности театральных благ меняется в зависимости от групп городов, где расположены театры, и их количества в каждой группе (Рис. 5).

Рис. 5. Число театров и их ограниченная доступность по группам городов (% к числу ответивших респондентов)

Приведенный график позволяет обнаружить весьма примечательную закономерность: недоступность или ограниченная доступность театральных благ растет прямо пропорционально численности населения городов и, практически, независимо от числа театров. Несколько выпадает из данной закономерности Санкт-Петербург, численность жителей которого в два раза меньше населения Москвы, притом, что уровень недоступности театральных благ в северной столице на 5% выше.

Иначе говоря, исходя из того, что в крупных городах и мегаполисах душевые доходы потребителей театральных благ в общем случае выше душевых доходов зрителей, проживающих в малых, средних и больших городах, можно предположить, что доступность театра выше в той группе городов, в которых численность населения не превышает 250 тыс. жит. Эта гипотеза кажется неожиданной и нуждается в проверке.

О доступности культурных благ и доходах населения

Результаты социологического опроса театральной публики 2019 года и данные о средней заработной плате лиц с высшим образованием, полученные на основе «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах», позволяют построить следующий график (Рис. 6).

Рис. 6. Заработная плата (руб) лиц с высшим образованием и ограниченная доступность театра по группам городов (% к числу ответивших респондентов)

Представленный график позволяет выделить три сегмента средних душевых доходов потребителей театральных благ: от 38 до 41,5 тыс. руб в малых, средних и больших городах; около 36 тыс. руб. в крупных городах и от 51 до 60 тыс. руб в Санкт-Петербурге и Москве. Примечательным является тот факт, что доступность театральных благ в этих сегментах и в целом по всем выделенным группам городов не вполне соответствует ожиданиям.

Так, при росте средней зарплаты в городах первого сегмента доступность театра остается фактически неизменной, при почти одинаковой зарплате в городах второго сегмента доступность снижается, при росте зарплаты в городах третьего сегмента доступность также снижается. Выполненные расчеты позволяют сделать общий вывод о том, что более высокий уровень доходов зрителей, которые все равно отстают от роста цен на билеты, не является фактором, определяющим большую доступность театральных благ, как и тот факт, что при низких доходах публики доступность меньше.

Тем самым пусть и с некоторыми оговорками, но можно считать доказанной, несостоятельность весьма распространенной гипотезы об универсальной зависимости доступности театральных благ от размера душевых доходов. Подтверждает данный вывод и следующий график, демонстрирующий противоположный характер распределений по группам городов «бедной» части публики и недоступности театральных благ (Рис.7).

Рис. 7. Доля «бедных» потребителей (%) и уровень недоступности или ограниченной доступности театральных благ (%) по группам городов

Заключительный комментарий

Представленный на последнем рисунке «графический крест», судя по всему, опровергает блуждающие в литературе выводы о фундаментальном характере влияния неравенства по доходам на доступность культурных благ. Этот важный вопрос нельзя решать чисто с идеологических позиций абстрактной справедливости, но требует изучения реальных причин, ограничивающих доступность культурных благ. И, судя по всему, дело не в неравенстве, а в количестве бедных и малообеспеченных семей и, главное, в слишком высоких ценах на культурные блага.

Выполненные исследования свидетельствуют, что в крупных городах с большим числом жителей и более высоким уровнем их доходов, при недостаточном бюджетном финансировании театров сформировались условия для сверхинфляционного роста цен на билеты, направленного на компенсацию увеличивающихся расходов, обусловленных «майскими указами 2012 года». При этом, как уже было показано, цены на билеты в театр росли быстрее, чем доходы потребителей, что, собственно, и привело к снижению доступности театральных благ. Из выполненных расчетов следует также, что рост цен на билеты, вызвавший снижение уровня доступности театральных благ, стал главной причиной снижения посещаемости спектаклей (Рис. 8).

Рис.8. Динамика цен на билеты в театры и посещаемости спектаклей (2009=1)

Подчеркну, что процесс снижения средней посещаемости одного спектакля, как это видно на приведенном выше графике, начался после 2012 года, когда в соответствии с принятыми решениями регулятора театры должны были повышать заработную плату своим работникам в условиях неполной обеспеченности бюджетными средствами. Следствием такого положения дел, собственно, и стал рост цен на билеты, который почти в два раза превысил общий уровень инфляции в экономике (Рис. 2), и на что надо обратить особое внимание – изменил структуру совокупного дохода в сторону снижения удельного веса его нерыночной составляющей (Рис.1).

Выполненные на основе методологии совокупного дохода расчеты (Рубинштейн, Славинская, Бураков, 2020) позволили определить величину бюджетной субсидии, какой она должна была быть для обеспечения нормальной деятельности театров в условиях исполнения «Майских указов 2012 г», и тем самым, оценить уровень недофинансирования театров (Рис. 9).

Рис. 9. Фактическая и расчетная величина бюджетной субсидии в (млрд руб)

Расчеты показали, что область Q, находящаяся между кривыми расчетной и фактической бюджетной субсидии, определяет недофинансирование российских театров в размере от 14% - в 2009 году и 28% - в 2011 году, до 39% - в 2015 году и 40% - в 2018 году, при среднегодовом уровне недофинансирования 28% от ее фактической величины.

Можно предположить, что сохранение негативной практики недофинансирования театров чревато рисками дальнейшего роста цен на билеты и еще большего сокращения их доступности для населения, что в итоге проявится в снижении зрительской активности.

Литература
Рубинштейн А. Я. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста // Экономическая социология. Т. 20. № 5. Ноябрь 2019, c. 158-205.
Рубинштейн А. Я. «Мнимый больной» или каким должно быть финансирование опекаемых благ // Экономический журнал Высшей школы экономики, 2020. т.24. №3, с. 434–464
Рубинштейн А. Я., Славинская О. А., Бураков Н.А. Государственное финансирование театров: доступность, цены на билеты, субсидия. Научный доклад. - М.: Государственный институт искусствознания, 2020. 56с. (Препринт)
«Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, 2016» Федеральной службы государственной статистики (Росстат) https://gks.ru/storage/mediabank/sbornik2011-2017(3).pdf.

Возврат к списку