Смотреть на сцену его глазами

Наталия Каминская

Распечатать
Александр Соколянский «Театр+Театр=театр». Изд. «Петербургский театральный журнал», Санкт-Петербург, 2020. Редактор Е.В. Миненко, оформление К.А. Люстикова, верстка Ю.В. Малека.

«Эту книгу в одной из ее частей Александр Соколянский в 2003 году собрал сам», – так начинается предисловие к изданию, написанное составителями, одним из которых является автор этих строк. Еще один составитель – театральный критик Елена Груева. Елена училась с ним вместе на театроведческом факультете ГИТИСа, я же работала с ним в одном отделе – театральном, в газете «Советская культура». Дружба, вместе проведенные в учебе и работе молодые годы жизни, конечно, фактор очень важный. Однако история появления на свет этой книги замечательна тем, что этому способствовало едва ли не все наше театральное сообщество. Потому что Александр Соколянский был выдающимся критиком, чье творчество пришлось на 80-90-нулевые годы, скорее всего, он был лучшим из нас!

Будучи необычайно одаренным и глубоко, фундаментально образованным человеком, он в своей оптике обязательно расширял границы сугубо театрального факта, смотрел на явление сцены как бы с высоты полета, вбирая в поле своего зрения весь социокультурный ландшафт, на котором это явление размещалось. Оттого его статьи дышат тем временем, когда написаны, щедро насыщены приметами живого исторического процесса, общественными идеалами момента и даже бытовыми его подробностями. И анализ конкретного спектакля пробирается у него в самые разные сопредельные сферы, обрастает богатыми культурными ассоциациями и точными человеческими наблюдениями. А еще он обладал недюжинным литературным даром, его статьи написаны превосходным, острым, «летящим» языком. Без сомнения, Соколянский был настоящим театральным писателем, а не просто фиксатором событий.

В книге содержатся три раздела: рецензии, портреты и обзоры. Рецензии, разумеется, посвящены спектаклям, причем, зачастую наиболее значимым из тех, что выпускались в 90-е и нулевые годы. Однако среди «портретов» вы найдете далеко не только драматических артистов, а среди «обзоров» – не одни лишь явления драматической сцены. Соколянский писал и о прозе, и о поэзии, и даже об эстраде. Она сам, собирая эту книгу, включил в нее «нетеатральные» статьи. Его не стало в 2013 году, закончить дело он не успел. Нам с Еленой Груевой был передан написанный им план книги, которому мы и следовали, но в процессе составления посчитали важным на свое усмотрение дополнить издание еще некоторым количеством его статей о театре: рецензиями, обзорами, актерскими портретами и даже просто ироническими заметками по тому или иному поводу. Вот тут-то и подключилось множество коллег: они вспоминали и рекомендовали наиболее яркие статьи А. С., длились советами, где их можно отыскать. Одним, словом, книга делалась всем театрально-критическим миром. Отважное маленькое издательство ПТЖ (Петербургский театральный журнал) во главе с Мариной Дмитревской взялось за нелегкий труд ее издания: выбивали деньги, придумывали дизайн обложки (Ксения Люстикова), добывали недостающие иллюстрации. Книга вышла тиражом 1000 экземпляров, и, говорят, на складе ПТЖ ее уже почти не осталось.

На обложке помещено высказывание Алексея Вадимовича Бартошевича: «…Точность театрального взгляда, мгновенно проникавшего в суть происходящего на сцене, соединялась в нем со способностью находить верные слова, открывавшие эту суть читателям. Читая его сочинения, вы начинали смотреть на сцену его глазами». А ведь лучше о Соколянском – и не скажешь!

Возврат к списку