Шпилька или костыль. Втулка или стакан или…

Руслан Ситников

Распечатать

Вот уже несколько лет, путешествуя с гастролями, я, по возможности, стараюсь познакомиться с традициями, ритуалами и терминами разных театров страны. И, вцелом, всё везде очень похоже, но далеко не одинаково…

С самого детства я имею не-то хобби, не-то диагноз - коллекционирование. И, попав в театральную среду, не смог удержаться и начал собирать всё подряд, но отдельной страстью стали «шпильки*». Так вот, в одном из театров (не имеет значения какого города) на мою просьбу подарить мне шпильку в коллекцию, я впервые услышал ответ завмонта*.

- «Мы шпильками не пользуемся».

У меня сначала аж мурашки побежали, думаю, наверное, все спектакли на «кобылки*» собирают или ещё какой крутой технологией… Я, естественно, переспросил:

Как монтируетесь, и главное - чем?

Тк костылями.

В этот момент мы оба смотрели друг на друга, как на чудиков, я - потому что подумал, что мой собеседник, в лучшем случае, не понял моей просьбы, а в худшем - просто не в себе, а он на меня глядел с явным снисхождением, будто усмехаясь про себя: «То же мне, «завпОст*», про костыли в первый раз слышит».

Возможно, он даже мысленно добавил: «Гнать вас таких из театров нужно!».

Но уже через несколько минут я держал в руке тот самый волшебный костыль, отрезок 6-ти миллиметрового прута, подогнутый с одной из сторон под прямым углом.

«А, ну про это, так сказать, устройство я вам и говорил» - ответил я – «у нас оно шпилькой называется».

«Какая же это шпилька, на нём же загиб!»

С этого момента и до сей поры я размышляю о множестве театральных споров и философских вопросов. Например, действительно, а почему шпилька? Или, ещё интересней, что появилось раньше - шпилька или костыль?

В тот же день я обратился к всезнающим ресурсам за определением слова «шпилька» и, помимо каблука женской туфли, вилки с двумя зубьями, булавки и язвительного замечания, нашёл только одно конструктивное определение.

Шпилька — крепёжное изделие в виде стержня с наружной резьбой, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия. (Википедия)

Рисунок 1. А. изготовлена холодной ковкой; Б. изготовлена горячей ковкой;

В. Комплект втулок для навески.

После чего я понял, что недопонимание со стороны завмОнта было не просто обосновано, а скорее даже справедливо. И, видимо, необходимо либо добавить ещё одно значение термину «театральная шпилька» в Википедию, либо переходить на какое-то другое название. Но это решение я оставлю на общее обсуждение.

Теперь предлагаю немного порассуждать об этом основополагающем элементе большинства декораций с практической стороны.

Если отойти от театрального назначения и вручить всю мою коллекцию в руки, например, студенту «Политеха», то от него, думаю, можно будет услышать примерно такое заключение: изделие из стального (в 99% сталь 3*) прута, с одной стороны имеющее конусное окончание, с другой стороны загнутого примерно на 1/5 часть от общей длинны на 90 градусов… А вот тут уже есть поле для размышлений. Если вы имеете представление о простой обработке металлов, то обратившись к иллюстрации (стр. 1), сможете сразу найти основное конструктивное отличие всех представленных шпилек (естественно помимо разного диаметра). Дело в том, что изогнуты они ,как раз таки, разным способом. Часть, так сказать, «на холодную», а часть, перед тем как согнуть, была нагрета. На этом моменте я бы остановился поподробнее. Большинство «шпилек» в моей коллекции (все кроме одной), с наибольшей долей вероятности, изготовлены из стали, называемой сталь3*. Дело в том, что гибка без нагрева называется холодная ковка и нам доподлинно известно, что при холодной ковке снижается плотность материала (за счёт частичного разрушения и деформации кристаллической решётки), но, чтобы не уходить глубже в физику и сопромат, представим, что мы пытаемся изготовить эту деталь из пластилина. Если мы разогреем его руками то у нас всё получится без проблем, а если достанем его из холодильника и согнём, то, с большой вероятностью он либо треснет, либо сломается в месте сгиба.

Исходя из этого, мы приходим к выводу, что в шпильке, изготовленной методом холодной ковки , сгиб - самое слабое звено. Теперь проанализируем, для чего он вообще нужен и каким нагрузкам подвергается. Думаю, почти ни для кого из читателей не станет новостью, что этот загиб необходим для извлечения шпильки из совмещённых втулок «навески*» при демонтаже. И, если декорация не идеально ровная, то зачастую для её извлечения приходится прибегать к помощи подручных средств (как правило, молотка). Вследствие ударов по такой шпильке, в первую очередь, она начинает разгибаться, так как самое слабое место это сгиб, после чего, из-за смещения направления силы, может деформироваться «тело шпильки» (рис 1.2), и, получается, чем сильнее и чаще её выбивать, тем сильнее со временем она застревает.

Чтобы избежать такого эффекта, необходимо при изготовлении использовать метод горячей ковки. Для сталь3 достаточно достижения температуры в диапазоне от 850 до 1200 градусов (если вы используете алюминиевые сплавы от 400-480).

Когда в мастерских одного из театров я задал вопрос: «Почему при наличии необходимого оборудования, мастера не пользуются таким методом?», мне ответили, что боятся перекалить сгиб, вследствие чего шпилька может лопнуть в этом месте. После таких заявлений я понял, что, возможно, будет полезным написать краткий ликбез по металловедению. Дело в том, что сталь3 не калится, от слова совсем, максимум, чего вы можете добиться - это минимального поверхностного сжатия, и то при охлаждении, если вы сразу опустите разогретую до температуры около 1000 градусов (или более) заготовку в воду. И если вам удастся добиться поверхностного сжатия, оно только сыграет вам на руку.

Замечу, что при использовании горячего метода, мы получаем гораздо более крепкую, точную и аккуратную деталь, которая, в отличии от холодной, ещё и не будет застревать в верхней втулке при монтаже за счёт пологого сгиба.

Ещё одной больной для меня темой, как для инженера, стало отсутствие стандартов или, как их можно назвать в нашем случае, калибров. Собственно, к этому и привела меня моя коллекция. Нет, я прекрасно понимаю, что бывают случаи, когда условно стандартная шпилька не подойдёт под конкретную задачу. Вместе с тем, я уверен, что в основной массе переход на стандартную шпильку (изготовленную определённым образом) и стандартные втулки приведёт к положительным результатам. А именно:

1. При поездке на гастроли не нужно переживать за то, что их не хватит и «грабить» свой театр, если ты уверен, что в гостях с тобой без проблем поделятся десятком-другим.

2. В случае повреждения декорации (как это часто бывает при транспортировке), гостеприимные хозяева всегда помогут, приварив одну из своих втулок, и, после этого, по возращении домой, не нужно сломя голову тащить декорацию в мастерские для исправления «полевого» ремонта.

3. Монтировочному цеху не будет необходимости хранить несколько калибров (как правило в вёдрах), то спотыкаясь о них, то надрываясь, перекладывая с места на место.

4. В случае повышения спроса на определённые калибры прута и трубы, они подешевеют в каждом регионе.

5. Коммерческие мастерские не смогут экспериментировать или делать «навеску*» из того, что есть (остатков материала), тем самым, подвергая декорации риску поломки (а в некоторых случаях и подвергая опасности здоровье работников театра).

6. Увеличится скорость монтажа спектаклей, так как больше не нужно будет искать и подбирать ту, которая подходила в прошлый раз.

7. Во всех мастерских появится производственная оснастка, которая позволит сократить время на производство (да и навыки мастеров подрастут, каждый раз приваривая «навески» из одного и того же материала и размера)

Хочу отдельно заметить, что не настаиваю на насильном внедрении этого размера, а лишь делюсь своими размышлениями.

Ну, а теперь предлагаю снова обратиться к иллюстрации на странице 1. Сразу замечу, что путь к стандарту уже прослеживается, так как из 15 имеющихся на фото шпилек (гвоздь не в счёт, так как он используется для петель, при монтаже декораций из дерева) 6 штук, то есть 40%, уже изготовлены из круга (прута) диаметром 10 мм, который по своим прочностным и прочим характеристикам вполне подходит для большинства задач театра.

Исходя из своего опыта и знаний, смею заявить, что длинны тела в 120 мм, зачастую, более, чем достаточно, заострения от 7 до 12 мм, тоже - вполне. Ну а хвост, чем короче, тем крепче, поэтому, я бы предложил 20-25 мм от внутреннего угла. Приходим к выводу, что длинна заготовки не превышает 150 мм, то есть, мы получаем, без малого, 40 штук с хлыста, при его стандартной длиннее 600см.

За стандарт стакана предлагаю взять бесшовную холоднодеформированную трубу бшхд 16x2,5, с внешним диаметром 16 мм и внутренним 11мм (ГОСТ 8733-74 и ГОСТ 8734-75). Толщина стенки при таком диаметре и материал, из которого изготовлена труба (сталь 10, 20), вполне позволяют рассчитывать на достойный сварочный шов; запас в 1 мм (10% от диаметра прута) практически на 100% страхует нас от застревания. А высота втулки в 30 мм приведёт к экономии трубы. Из одного хлыста (6м) получаем минимум 180 стаканов, то есть, 60 комплектов для навесов.

И, в завершении, хотелось бы обратить внимание всех руководителей театральной сферы на то, что в последние годы основные технологии производства декораций, не претерпели весомых изменений. И ответственность за здоровье и жизни людей, эксплуатирующих эти декорации, лежит на наших с вами плечах. Думаю, каждый согласится с тем, что совместное введение безопасного и проверенного решения, снижающего риски несчастных случаев, и позволяющего экономить время. При производстве и сборке конструкций, при приобретении материалов, исключая поиск неведомых доселе видов металлопроката (закупщики поймут); а также, в последствии, экономить средства, добившись применения одного и того же универсального комплекта шпилек на всех используемых декорациях, приведёт, к пусть и неочевидному, но положительному результату.

По каким признакам можно понять, что применение этого стандарта приведёт вас к экономии или повышению надёжности?

7. Длина используемых вами шпилек более 120 мм в согнутом или 150 мм в разогнутом состоянии.

8. Шпилька изогнута без нагрева. Об этом свидетельствует более плавный изгиб. (рис 1.2)

9. Шпилька не заострена. Это увеличивает время при монтаже.

10. Диаметр шпильки изготовленной из ст3 менее 8 мм (в случае применения более прочных материалов, менее 6 мм) - повод задуматься о расчётах прочности. Выдержит ли навеска экстремальную нагрузку в случае нарушения технологии сборки или условий эксплуатации?

11. Диаметр шпильки более 10 мм - повод задуматься о расчётах прочности, для определения целесообразности применения такого материала, он дороже, сложнее в производстве и эксплуатации.

Так же считаю необходимым введение постоянной (не реже 2 раз в сезон) ревизии всего крепежа (включая резьбовой, такелажный и прочие) для исключения эксплуатации искривленных, затупленных, ржавых или повреждённых шпилек. Все вышеперечисленные шпильки необходимо передавать в мастерские для исправления дефекта или списания и последующей утилизации.

Используемые термины:

Шпилька* - в этой статье крепёжный элемент используемый при монтаже декораций для быстрой фиксации совмещающихся элементов декораций.

Завмонт*- сокращение от должности Заведующий монтировочным (или машинно-декорационным МДЦ) цехом. Как правило, в его подчинении находятся все монтировщики и машинисты сцены. Ответственен за хранение, перемещение, монтаж и демонтаж декораций и других материальных ценностей театра.

Кобылка*- или мёртвое крепление троса. Как правило, деревянный или фанерный (реже металлический) кронштейн, крепящийся на вертикальной плоскости, предназначен для плотной фиксации элементов декорации между собой на высоте выше человеческого роста. Используется при монтаже высоких декораций, при должной сноровке монтировщика, позволяет заметно экономить время. Веревку прикреплённую к одному элементу набрасывают на кобылку закреплённую на соседнем элементе, затем натягивают, плотно прижав элементы друг другу, и закрепляют.

Завпост - сокращение от должности Заведующий Художественно-Постановочной Частью.

Сталь 3 (ст3) - универсальный конструкционный материал. Применяется для изготовления несущих и не несущих элементов для сварных и не сварных конструкций, а также деталей, работающих при положительных температурах.

Навеска - комплект элементов крепления, состоящий из 3 втулок и шпильки. Втулки №1 и №3 приварены к одному из совмещаемых элементов, втулка №2 приварена ко второму элементу, при совмещении по оси отверстий скрепляются между собой шпилькой.

Возврат к списку