Семейкка в zoomе

Мария Смахтина

Распечатать

Представьте ситуацию, когда вам необходимо выбрать из близких людей только трёх, с которыми вы можете общаться лично (тет-а-тет) в течение года. С остальными людьми контакт возможен только виртуально. Кто бы это был:ваша семья, друзья, коллеги по работе или любовники?

Таким вопросом задались герои пьесы Дмитрия Данилова «Выбрать троих». Пьеса, получив старт на онлайн-фестивале читок мини-пьес CoronaDrama, затем была дополнена и представлена публике в скринлайф формате «Мастерской Петра Фоменко», а также Нововокузнецким драматическим театром и Воронежским Камерным театраом.

Остановимся на Ютуб-трансляции спектакля «Мастерской Фоменко» в постановке режиссёра Евгения Каменьковича.Формат скринлайф-спектакля, появившийся еще до коронавируса, но не привычный для заядлого театрала, оказался востребованным и доступным для широкой интернет-аудитории,он позволяет поддерживать связь между публикой и актерами во времясоздавшейся на неопределённый срок изоляции.

Декорациями для спектакля служит экран вашего компьютера. Открывая трансляцию, мы оказываемся невольными участниками семейного зум-звонка. Избеседыучастников семейного совета,зритель узнаёт, что, в связи с опасностью распространения пандемии и принимаемыми мерами по её преодолению,членам семьи надлежитрешить, как они смогут общатьсядруг с другом в течение ближайшего года. Выбор оказывается сложным, учитывая тот факт, что у каждого из нихпо три слота, а членов семьи пятеро.

Проблема семьи в том, что уже подготовлена почва для разобщения, и остается только с относительной лёгкостью принять идею обограничении личных контактов. Герои не способны «по настоящему» слышать друг друга, и, поставленные в неожиданные обстоятельства, они тем более не могут договориться между собой. Вот глава семьи ( АнатолийГорячев), считает необходимым всячески демонстрировать собственныйавторитет. Но он -Paterfamilius, который гордится тем, что все его интересыпосвящены работе, не может сохранить архитектуру семейныхотношений от неизбежных трещин. Человек жёсткий и властный, легкосрывается на крик, но вместе с тем с явным подобострастием относится ксвоему начальнику, «кормильцу» Карену Багдасаровичу, у которого безграничное количество слотов, и он не будет стоять перед выбором, с кемему можно лично контактировать несмотря на эпидемию. Cупруга главного героя - Нелли( Галина Кашковская) понимает недостатки мужа, и ее не может не уязвлять, что он явнопредпочитает работу семье, но, как изменить его ценностные установки, она не знает.Они разные, общаются как будто на разном языке: она- филолог, в разговоре непринуждённо делает отсылки к Маяковскому, к римскому праву, для него же все это просто пустой звук. Нелли в данной постановке эмоциональная, иистеричная, на этом фоне ироничность реплик, заложенная в пьесе, как будто стирается, а на передний план выходит её глубокое переживание сложившейся ситуации Бабушка Аглая Павловна (Вера Строкова) спокойно относится кформальному отношению невестки, привычно ждет от сына немноговнимания, и тем ярче её мимолётная вспышка радости, когда узнаёт, что Светочка будет к ней приезжать, и дальше снова скатывается в однообразный речитатив: «Мне ничего не нужно, мне помереть только спокойно и всё, атак можно и по вотсаппу поговорить». Пока отец и мать тратят время на разборки, младшее поколение стремится сепарироваться отродителей. Дочь Света (Александра Кессельман) крайне спокойно относится к перспективе невозможности личного общения, сын Паша ( Вениамин Краснянский) даже сознательно доводит разговор на эту тему до абсурда. Дети как будто совсем не заинтересованы в разговоре взрослых и большую часть спектакля остаются наблюдателями стычек в семействе.

Можно ли данное действие, разворачивающееся на мониторе назвать театром? Тут есть некие атрибуты театра: пьеса, режиссер,актёры, но нет зрительного зала. Актер не входит в контакт со зрителем. Перед ним бездушная камера. Ежи Гротовский – польский театральный режиссер считал, что театр может выжить без текста, но он не сможет обойтись без актера и публики. Выходя на сцену, актер уже с первых минут считывает настроение зрителей. В виртуальном пространстве пока это невозможно. Актер принадлежит сам себе и партнера он может ощущать только в воображении. Новый формат постановки является хорошей практикой для театра и необычной реальностью для театральной публики.

На мой взгляд у актёровстаршего поколения(Анатолий Горячев, Галина Кашковская) и младшего поколения (Александра Кессельман, Вениамин Краснянский, Вера Стокова)энергия, которую они создают посредством своей игры на камеру и посылают в «зал» разнится. Есть некое преимущество у молодых, которые комфортнее чувствуют себя в кадре.Сложнее воплощение вне сцены даётся Галине Кашковской. У актрисы глазакак будто не находят себе места, и создаётся ощущение, что она читает текст с листка.

В настоящее время,со снятием обязательных карантинных мер, актуальность темы спектакля размывается, да и формат зум спектаклей в российском обществе пока не популярен. Публика не готова к такому несколько упрощенному и плоскому восприятию театра.Вместе с тем радостно, что театр пробует новые формы для спектаклей и завлекает в них зрителя. Чтобы добиться совершенства в формате скринлайф, тоже надо пройти определённый путь, и это только начало в области зум спектаклей. Возможно, в будущем мы увидим на сцене, как режиссёр привносит элементы виртуального театра в традиционную постановку.

Возврат к списку