Пространство для Снегурочек

Мирзоян Инна

Распечатать
Выставка молодых художников театра KLINXIV XX XX, в название которой ее создатели использовали римские цифры (порядковый номер и год выпуска), открылась в конце декабря 2020 года в рамках Театральной резиденции СТД РФ Щелыково – новом проекте Союза театральных деятелей России. Рассказывает куратор проекта Инна Мирзоян.

У авторов возникла потребность в уединенном месте, обладающем особой атмосферой, историей, «силой притяжения» и одновременно желание избежать столь вредных по нынешним временам «закрытых пространств». Так, художники – выпускники Школы-студии МХАТ, ГИТИСа, ВГИКа им. Герасимова, Московской школы нового кино, действующие междисциплинарные художники, осуществившие ряд совместных проектов: Анна Агафонова, Егор Корягин, Алевтина Ляпунова, Лена Микулинская, Илария Никоненко, Ольга Сикорская, Натали-Кейт Пангилинан, Павел Соколов, Виктория Сорокина, Антон Трошин – подумали о формате open space.

Экспозиция KLINXIV XX XX объединила три сюжета: выставку, внедренную в пейзаж Щелыково, видео-проект «Образы Снегурочек Щелыково» и вернисаж, превратившийся в шествие гостей к объектам, разбросанным по маршруту протяженностью полтора километра.

В своей концепции авторы развивали две темы. Первая – тема счастья как основной рефрен в разговорах с местными жителями. Художники имели возможность убедиться в актуальности этой темы в предваряющей проект экспедиции. «Здесь часто произносят слово “счастье”, будто есть необходимость облечь в форму присутствующее ощущение, связанное с ушедшей эпохой русской усадебной жизни, в которой было место праздничным гуляниям с салютами, созерцанию ландшафта, жизни под чистым небом», – убеждены художники. Вторая тема – театральность, которую задает главное культовое место – дом А.Н. Островского – последнее пристанище драматурга, где он покинул этот мир, трудясь за переводом трагедии «Антоний и Клеопатра» почитаемого им Шекспира. Каждый сюжет-пейзаж в Щелыково сценичен, будь то лес, в это время года такой безлюдный и торжественный, как опустевшие подмостки в ожидании актеров; или аллея-променад, ведущая к дому драматурга, и даже безликие корпуса-коробки санатория СТД архитектуры эпохи «застоя».

Основные составляющие экспозиции – инсталляции и объекты – художники разместили в заснеженном морозном пейзаже села Щелыково и трактовали этот пейзаж как бескрайнее театральное пространство. Идею «счастья» художники материализовали в нескольких арт-объектах: отбрасывающие блики «золотые» звезды, замерзшие в ветвях деревьев; «золотые» и «серебряные» лужицы, внезапно проступающие сквозь снег; вспышки разноцветных «салютов» на заснеженном пустыре… – все это лесное «закулисье», будто чуть принаряженное и приукрашенное «рабочими сцены» – каждодневное счастье Щелыково.

Для мечтающих насладиться белоснежными каскадами приусадебного парка в виде театральных кресел придуманы качели, обеспечивающие зрительские места в первом ряду. Пари над обрывом – владей безмолвием…

Авторы проекта подумали и о птицах. Кормушки - домики для местных пернатых по замыслу – компактные фанерные павильоны. В их живописном оформлении использованы реплики декораций первых постановок пьес Островского. Птицы – персонажи некоего старинного спектакля, в котором им предоставлены все главные и второстепенные роли.

«Чаепитие со Снегурочками» – инсталляция с длинным «серебряным» столом с угощением – россыпью «серебряных» конфет, - разместилась в снегу вблизи корпусов санатория в день вернисажа. После горячего чая художники повели гостей по извилистому пути к «Сердцу Снегурочки», где предложили понаблюдать за живой пульсацией этого никогда не замерзающего колодца-водоема. Вернувшись к началу маршрута, уже в наступившей темноте, гостям представили видео-инсталляцию «Образы Снегурочек Щелыково», тиражированную на торцах трех корпусов санатория СТД, ставших на время гигантскими экранами.

Сюжет «Образы Снегурочек Щелыково» заключался в перевоплощении местных жительниц в сказочный персонаж Островского - легенду, символ, лесной дух... Каждой героине, – а ими стали директор санатория СТД, администратор, официантка, буфетчица, жительницы села, – было предложено создать свой образ, добавив к сочиненным артефактам: головным уборам-кокошникам, «тулупам» из воздушно-пупырчатой пленки, разноцветным длиннющим косам и т. д. свои вполне бытовые, каждодневные аксессуары. Образы получились очень «домашними» и не лишенными иронии. Так, одна из Снегурочек при наличии царственного серебряного кокошника оказалась в шлепанцах, другая не рассталась с фартуком, третья дефилировала в ярко-розовом меховом жилете, а четверная лишь украсила себя коралловыми сухоцветами... В галерею Снегурочек вошли и полностью завершенные образы, которые были сочинены художниками и не допускали вольных интерпретаций. Снегурочки в длинных прозрачных тулупах из пупырчатой пленки на фоне снега и сумеречных теней походили на хрупкие замерзшие льдины, которым вот-вот суждено было растаять согласно драматическому сюжету.

Задуманный как превью выставки, посвященной 200-летнему юбилею А.Н. Островского, проект предполагает свое продолжение.

Возврат к списку