Пьесы Маяковского

Стерликова Люба

Распечатать

Для движения футуристов, членом которого был молодой поэт Владимир Маяковский, 1913 год ознаменовал проведение футуритических театральных постановок. Афишу для «первых постановок в мире футуристов театра» в «Луна-парке» 2–5 декабря 1913 года, организованных Обществом художников «Союз молодёжи», создала его активный участник Ольга Розанова, прошедшая несколько направлений авангарда, от супрематизма до цветописи. Анонс представляет собой футуристический рисунок с зашифрованным текстом, в котором только читаются отдельные буквы «фу ту те», сопровождаемый краткой информацией о месте проведения спектаклей, названия которых не указаны.

Вторая афиша, напечатанная красным шрифтом различного стиля, размера и насыщенности с чёрно-белым рисунком художника-футуриста Давида Бурлюка в центре, давала более подробную информацию о постановках. Публике были представлены «Владимир Маяковский», трагедия в 2-х действиях с эпилогом и прологом, сочинение Владимира Маяковского, который также был режиссёром и действующим лицом, и «Победа над Солнцем», «опера в 2-х действиях»

С именем Маяковского связана и первая поставленная в советской России пьеса, посвященная годовщине революции. "Мистерия Буфф" анонсировалась как "героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное В.Маяковским". Плакат, созданный также Маяковским, изображал перечёркнутый земной шар, на котором написано "старый свет" и содержал подробное описание всех пяти картин действия. О его создателях было сказано: "Раскрашено Малевичем. Поставлено Мейерхольдом и Маяковским. Разыграно вольными актерами." Напечатанный плакат давал только контур изображения и был вручную раскрашен Маяковским. Наиболее крупным шрифтом выделено название пьесы в окружении восклицательных знаков - "! Мистерия Буфф!", и имя автора, который также исполнял роль «Человек просто». Спектакли проходили 7-8 ноября 1918 г. в Коммунальном театре музыкальной драмы в Петрограде.

В Москве была поставлена вторая значительно переработанная редакция пьесы в мае-июне 1921 г. в Театре РСФСР Первом (впоследствии Государственный театр им. Вс.Мейерхольда).

Через несколько лет Мейерхольд поставил сатирические пьесы Маяковского "Клоп" и "Баня". Премьера феерической комедии «Клоп», состоявшаяся 12 февраля 1929 года, была анонсирована шрифтовым плакатом в одну краску на тонированной бумаге, созданным одним из основоположников конструктивизма Александром Родченко. На плакате он указан как художник-конструктор 2-й части — костюм, вещественное оформление. Конструктором 1-й части был сам Всеволод Мейерхольд, в то время как «цвет, костюмы, грим и вещественное оформление сработаны художниками Кукрыниксами». Плакат изобилует информацией о структуре спектакля — даны названия всех девяти картин, а также имена создателей, администраторов театра и даже номера общественного транспорта для проезда в театр и предупреждение: «После третьего звонка вход в зрительный зал не разрешается». Больше четверти листа занимает название пьесы. Крупно выделено имя Мейерхольда как постановщика и директора театра, а несколько скромнее — композитора Дмитрия Шостаковича. Информация разделена на блоки, отделённые линиями разной толщины. Некоторым украшением служат зигзагообразные разделительные линии в центральной части плаката.

Родченко также сделал дизайн небольших рекламных листков с текстом Маяковского, напечатанных в одну краску шрифтом различного размера и насыщенности, декоративно украшенного вертикальными и горизонтальными линиями разной толщины. Один текст гласит:

«ЛЮДИ ХОХОЧУТ
и морщат лоб
в театре МЕЙЕРХОЛЬДА
на комедии “КЛОП”»

Другой, более расширенный, без знаков препинания:

«ГРАЖДАНИН
cпеши
на демонстрацию “Клопа”
y кассы хвост
в театре толпа
но только не злись
на шутки насекомого
это не ПРО ТЕБЯ
а твоего знакомого».

Наиболее крупным шрифтом было выделены слова «ПРО ТЕБЯ», что сводило на нет более мелко написанное отрицание этого факта, и естественно, именно таким было первое восприятие зрителя.

На следующий год была поставлена сатирическая комедия Маяковского «Баня», вызвавшая неоднозначную реакцию публики и критики. Постановку в театре Мейерхольда нашли вредной, и «Баня» была изъята из репертуара театров на долгие годы. О возвращении спектаклей на сцену сообщают плакаты Юрия Могилевского для постановок в Московском академическом театре Сатиры в 1950-е гг. Художник передаёт суть пьесы «Баня» (реж. В.Плучек совм. с Н.Петровым и С.Юткевичем) о ненужности бюрократов, оставив фигуру на плакате непрорисованной, по существу, пустым местом. Пьеса «Клоп» (реж. В. Плучек и С. Юткевич) заглядывает в будущее, свободное от мещанских пороков — пьянства, вещизма, стяжательства. На плакате Могилевского зрители через лупу, как клопа, разглядывают персонажей пьесы, символизирующих эти пороки.

Возврат к списку