Невозможно остановить приход будущего

Олег Христолюбский

Распечатать

Интервью Елизавета Ронгинская

Пьеса «Говорение» Полины Коротыч и МашиВсё-таки представляет современный взгляд на школьный мир: подготовка к ОГЭ, первые влюбленности, сложные отношения с учителями и родителями. Подростки ищут свою правду и хотят свободно размышлять о мире, учителя пытаются (или не пытаются) установить личный контакт, родители с усердием воспитывают своих детей. На чьей стороне окажется правда и может ли она быть абсолютной для всех? Что такое современное гражданское общество и как в нем живется детям? Все эти темы будут затронуты в новой постановке Олега Христолюбского, спектакле «Говорение», который выйдет осенью в ТЮЗе имени Брянцева, всегда живо откликающемся на изменения в современном обществе и ставящем интересы ребенка превыше всего.

Олег Христолюбский – молодой режиссер. Несколько лет был главным режиссером Лесосибирского театра «Поиск», участник лабораторий, посвященных исследованию современного театра. - Олег, с чем связан выбор материала?

- С пьесой я познакомился давно, когда она была прочитана на фестивале «Любимовка». Когда мы стали обсуждать с Адольфом Яковлевичем Шапиро возможный материал для подростков, я вспомнил про «Говорение». Мы сошлись на мнении, что будет хорошо поставить эту пьесу в ТЮЗе.

- Вы успели порепетировать с артистами или репетируете онлайн?

-У нас были встречи с артистами зимой, мы знакомились, утверждали состав, затем в середине марта поработалинад постановкой еще полторы недели. Онлайн встреч нет: мы прервались на том этапе, когда уже было нужно наше личное присутствие, мы наговорились и хотели что-то делать уже на сценической площадке. Я положительно отношусь к онлайн репетициям, это необходимый и интересный формат, но все зависит от задач. Чтобы не переливать из пустого в порожнее, мы все-таки договорились дождаться личной встречи. Пред самым выходом из карантина можно будет встретиться онлайн и обсудить, какие мысли пришли в голову после такого длительного перерыва.Кстати, опыт онлайн перформанса у меня недавно был: мы с Егором Пшеничными и независимыми перформерами выпустили работу «Одиссея СOVID-19» на фестивале «Точка доступа», получилась интересная пьеса в формате потокового письма. А также с Анастасией Букреевой и Анастасией Насонкиной выпустили спектакль «Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне». Аудиопроменад по собственной квартире, который пишется каждый раз почти заново для каждого нового зрителя.

- Насколько сдвинулись сроки выпуска спектакля «Говорение»?

-Изначально премьера должна была состояться в конце мая, а сейчас я надеюсь, что мы вернемся к репетициям в середине июля и сыграем премьеру в начале сентября.

- Поменялась ли ваша концепция за время карантина? В этом году как раз отменили ОГЭ для 9 классов.

-На самом деле не поменялась, потому что мы изначально смотрели шире на материал, в нашем внимании находился довольно большой корпус проблем. Для нас эта история не столько о подготовкешкольников к ОГЭ, сколько о невозможности удержать развитие какими-то силовыми методами. Невозможно остановить приход будущего, а значит и отмирание старого, как бы этого не хотелось. Ситуация пандемии гораздо больнее вскрыла эту проблему и приблизила наше будущее гораздо быстрее. И, как мы убедились на практике, в будущее взяли не всех.

- Расскажите о вашей постановочной команде.

- У нас большая и приятная команда. За художественную часть отвечает Егор Пшеничный, с которым мы часто работаем вместе, азрителям ТЮЗаон знакомблагодаря спектаклю «Спички». Наш композитор - Дима Etoeto, постоянный участник группы «Простывший пассажир трамвая№7»:вместе с литератором Ваней Пинжениным они делают очень классную, интересную музыку. У нас будет саунд-дизайнер Анастасия Насонкина, с которой я выпускал все свои последние спектакли. За видеоарт отвечает молодойхудожник из КИТа Александр Жикин, с которым мы сотрудничали в хабаровском ТЮЗе.

- То есть, вы уже имеете опыт постановок для детской аудитории?

- Да, но важно понимать, что подростки и дети –это две разные, несмешиваемые аудитории. Я ставил несколько работ для детей: «Воскресный ребенок»в театре «Поиск»,сейчас нахожусь в процессе выпуска спектакля в хабаровском ТЮЗе «Джордж и тайны Вселенной», это своеобразный научпоп для детей по физике, очень веселаяистория с космическими путешествиями, интерактивный, а местами партисипаторный спектакль-квест по всему театру. Я ставил подростковые спектакли, например, пьесу «Юра» в Никитинском театре и «Варшавскую мелодию», адаптированную под подростков в театре «Поиск». Теперь будем работать над пьесой«Говорение», но это уже совершенно другой язык, другой способ выразительности и другая аудитория.

- Вы любите современную драматургию и активно работаете с ней, чем она вам близка?

- Всегда интереснее брать что-то новое и необычное.Я«топлю» за новую драматургию, я не могу себя заставить пойти в театр смотреть очередную версию Шекспира или Чехова. Столько есть классных современных сюжетов, почему мы с ними не работаем? В кино к ним активно обращаются, сколько можно ставить в театре одно и то же! Со всей любовью к классике, постмодерну,метамодерну, мне пока неинтересно крутиться и вариться в этих великих смыслах, бессмертных произведениях, мне важно размышлять, что происходит здесь и сейчас.

-Один из важных мотивов произведения, может ли школа воспитывать творческих личностей. Что вы думаете на этот счет?

- Ябуду говорить со своей субъективной позиции, возможно, я чего-то не знаю или еще не вижу. Я считаю, что не нужно делить личность на творческую и нетворческую, свободную и несвободную, есть просто личность и какой-то набор ее характеристик. Конечно, в школе необходимо работать с каждым учеником, только для этогонужно научиться видетьв ребенке личность. Мы много беседовали об этом с актерами – у нас в группе присутствуют и совсем молодые актеры, и люди среднего,и почтенного возраста. Мы смогли собрать абсолютно разные мнения. На данный момент система устроена таким образом, что у педагогов нет физической возможности разговаривать с каждым учеником лично, у них существует отчетность,должны быть заполнены тонны бумаг и реализован в срок определенный план обучения. В идеальном мире учителя разговаривают с учениками на равных, вкладывают свои силы, болеюти борются за детей- это такой колоссальный труд! Когда у педагогов нет достойной оплаты труда, а система диктует довольно жесткие правила, не хватит никаких физических и эмоциональных сил на такую самоотдачу–и это нормально, все мы люди.

В пьесе заложен довольно больной сгусток проблем, который очень хочется поднять. Хочется говорить об этом открыто с учителями, чтобы они защищались, высказывали свою позицию, рассуждали об этом в школе с учениками. Запустить в обществе маятник нормального диалога про проблему, научить говорить про проблемы - какое-то время назад мы умели это делать!Сейчас, как только ты поднимаешь какой-то острый вопрос, тебяобвиняют в том, что ты хочешьсказать всем,какие они плохие и как ты их не любишь? А ты наоборот любишь, хочешь что-то изменить, поэтому не можешь об этом молчать.

- В пьесе в треугольник отношений включены еще и родители, на плечи которых в основном ложится воспитание детей. Можно ли винить систему, или существует личная ответственность взрослых за то, какими вырастают их дети?

- Я глубоко и сильно убежден, что вся наша жизнь-это политика, и я транслирую эту мысль в своем искусстве. То, какой мусор ты выбрасываешь, куда и как –тоже политика. То, что ты покупаешь себе на завтрак- это тоже результат чьих-то политических решений. В круг внимания родителей политика входит в гораздо большем масштабе, чем в круг внимания детей. Родители влияют на детей, получается такая цепочка, когда что-то учит злости, ты эту злость транслируешь в ребенка, ребенок дальше продолжает расти так, как он растет, транслируя злость окружающим. Пропаганда каких-то ценностей или наоборот запрет каких-то ценностей влияет на климат в семье. В итоге мы все равно упираемся в систему, хотим мы этого или нет.

- Но сложно фильтровать то, что происходит вокруг тебя.

- Сложно, но я бы не сказал, что примыкание к какому-то взгляду-это плохо, вопрос дальше, к каким взглядам ты примыкаешь, какие взгляды ты транслируешь. Я верю в утопию гражданского общества,но понимаю, что невозможно существование активного гражданина, если человек выключается из политической повестки.Чтобы выбирать,участвовать в происходящих общественных процессах, человек должен видеть хотя бы несколько взглядов на одну и туже проблему.Это основы демократии,которые очень важны. Если у родителей меняются ценности, тогда они другие ценности транслируют детям, а дети по-другому начинают общаться с учителями.

- Анжела как раз и пытается говорить с детьми на разных языках. Расскажите об этом образе, кто будет исполнять роль классного руководителя?

- Ее будет играть Аня Мигицко, мы подумали, что она сможет сделать этотрогательно, смешно и замечательно. Анжела - ищущий человек, пытающийся как-то по-другому воздействовать на детей,найти другие способы соприкосновения с ними. Она умеет извиняться, разговаривать с детьми на равных, другой вопрос, что не все получается так легко. Плюс этой пьесы в том, что Анжела не выведена как положительный герой, а выведена как человек, который совершает ошибки, не знает, как правильно поступить, набивает себе шишки, сталкивается с системой,ломается, либо не ломается, меняет свою оптику. У нее куча разных сложных выборов, она пытается услышать детей, но у нее тоже это не особо выходит. И в этом заключается чудесная трагедия: Анжела смотрит на детей только через призму книг и каких-то знаний. Она забывает себе сказать вначале одну фразу: «я ничего не знаю». Она всегда знает наперед, а реальность оказывается другой и все ее умозаключения рушатся.

- В пьесе есть необычный персонаж Асадбек, который взаимодействует с Анжелой и пишет роман, пытаясь осмыслить свою жизнь как художественное целое. Почему он такой?

- Возможно, он пишет потому, что у него не хватает инструментария, чтобы говорить вживую. У Асадбека сложная судьба в связи своих необычных взглядов на мир и отношения между полами. Современное российское общество скорее уничтожит такого человека, как Асадбек, чем даст ему возможность жить и быть собой, не боясь, что тебя зашеймят и пустят в бан. Он существует автономно, выходит из чата детей, не идет на их протест обществу вместе с ними – в пьесе раскрывается сложная и противоречивая судьба человека.

- В пьесе очень позитивный финал. Вы верите, что правда детей может восторжествовать?

- В моем представлении торжествует только правда детей: взрослые умирают, начинают действовать дети, потом они становятся взрослыми, приходят другие дети, начинают разрушать устои - это бесконечный процесс. Возникает вопрос только к взрослым, насколько сильно они цепляются за свои привилегии быть взрослыми и насколько сильно они пытаются отсрочить то, что в конечном итоге все равно не получится отсрочить. Взрослые могут либо вредить, либо помогать, но так или иначе дети возьмут верх. В финале дети обретают гармонию, и для нас важно, что это получается только после того, как они сбрасывают с себя какие-то оковы, наконец освобождаются от чужих мыслей.

Возврат к списку