На арене цирка: дрессировщики

Стерликова Люба

Распечатать

Желание публики увидеть нечто экзотическое, необыкновенное, невиданное было удовлетворено предприимчивыми менеджерами зверинцев, или menagerie.

По плакатам можно проследить, как менялась концепция menagerie от простого зрительского созерцания невиданных существ до сложных программ с дрессированными животными, где центральное место уже отводится дрессировщику, среди которых появляются знаменитости международного уровня.

Повозка, запряжённая тройкой львов вместо лошадей на плакате известного художника Пала, не могла остаться не замеченной зрителем. Двухметровая цветная литография, напечатаннaя в 1890 году в Лондоне компанией Canniny & Co, даёт только название французского цирка с адресом — Nouveau Cirque на улице Сент-Оноре и название аттракционa по-английски — The Lions. Управляющий львами наездник никак не обозначен.

На плакатах Жюля Шере дрессировщик, представляющий перепрыгивающего сквозь огненное кольцо тигра в «Фоли-Бержер» и борющийся со львом на сцене «Валентино», представлен как «чёрный укротитель Делмонико». Обосновавшийся в Филадельфии уроженец штата Делавера чернокожий Леджер Делмонико дважды путешествовал в Африку и гастролировал с тиграми, львами, а также c трудно укрощаемыми гиенами по странам Европы, включая Англию, Германию, Францию, Венгрию, Австрию, где представлял своё мастерство на Венской Всемирной выставке перед коронованными особами Европы в 1873 году.

Первый цирковой слон по имени Баба предстал перед публикой в программе Cirque Olympic в Париже в 1812 году. Он запечатлён на цветной гравюре с текстом: «Несравненный Баба в саду Тиволи испытывает пистолет, что ещё более удивительно, поскольку слоны очень боятся звука огнестрельного оружия».

К концу XIX века дрессированные слоны становятся одним из ключевых цирковых номеров. Цветная в две краски ксилография рекламирует «представление замечательных слонов, подготовленных Джеймсом К. Эдмондсом» в цирке Фернандо в 1875 году.

Одним из наиболее визуально насыщенных плакатов можно назвать австрийскую цветную литографию, рекламирующую оригинальное шоу голландского дрессировщика, «профессора Эдварда Боннетти с его чудо-котятами» в Вене. Успех был огромный, также как в Лондоне и Мадриде, где он представлял своих питомцев королю-ребёнку Альфонсо XIII. В Константинополе диковинное зрелище кошек, крыс и мышей увидели в гареме турецкого султана. Во время гастролей в Париже в 1887 году его запечатлел другой любитель кошек – Теофиль-Александр Стейнлeн. В конце XIX — начале XX веков Боннетти активно гастролировал по миру, включая Россию, Северную и Южную Америку. Как известно, кошки очень плохо поддаются дрессировке, но питомцы профессора преуспели в многочисленных изображённых на плакате трюках.

Плакат, напечатанный компанией Stonebridge Lith Cо. примерно в 1898 для американского цирка Adam Forepaugh and Sells Brothers, рекламирует великолепную группу дрессированных собак полковника Магнуса Шульца. Даже указана стоимость высокопородных питомцев из псарни фон Бисмарка - 25 000 долларов. По тем временам сумма необыкновенно большая. Для усиления эффекта дрессировщик и его ассистенты показаны рядом с огромного размера английскими догами, стоящими на задних лапах. Зрелище анонсируется как не имеющее аналогов в истории мировой дрессуры.

Многочисленные плакаты знакомят зрителя с «образованными лошадьми, пони, ослами и мулами» профессора Е. К. Крокера, с величайшими в мире артистами-обезьянами сеньориты Галетти, «необыкновенно образованными морскими львами и котиками», «павлином-наездником» и другими умными животными. Традиция цирковых плакатов, изображающих дрессировщика с питомцами, сохранилась в XX веке.

Возврат к списку