Микадо

Стерликова Люба

Распечатать

Оперетта, особенно французская, пользовалась популярностью в викторианской Англии, но была встречена публикой по-разному. Для пуританской морали французские шутки были слишком грубы, жесты неприличны и костюмы на грани дозволенного. С другой стороны, публика была в восторге от великолепных мелодий и жизнерадостности французских оперетт. Найти золотую середину смогли драматург Уильям Гилберт и композитор Артур Салливан, создавшие новое направление в жанре оперетты. В результате их сотрудничества, вошедшего в историю как «Гилберт и Салливан», на свет появились шедевры оперетты и до сегодняшнего дня популярные в англоязычном мире.

Несомненно, самым известным произведением творческого союза стала оперетта «Микадо, или Город Титипу» на популярную в конце XIX века в Европе японскую тему. Рождение этого наиболее часто исполняемого творения Гилберта и Салливана пришлось на сложный период, переживаемый этим союзом. Салливан полагал, что уже сделал достаточно в жанре оперетты и стремился перейти в лоно серьёзной музыки.

Идея "Микадо" по версии Гилберта родилась случайно, когда к его ногам упал висевший на стене кабинета самурайский меч. Правота этих слов вызывает сомнение у многих исследователей, но нельзя отрицать, что общее увлечение японской культурой направило талант Гилберта в Японию. Он очень скрупулёзно изучил детали быта, жесты, танцы и костюмы в образовавшейся в этот период японской деревне в Найтбридже. На открытии этого островка Японии в центре Лондона внимание привлёк грациозный танец трёх девушек, образы которых вошли в оперетту и были запечатлены в ряде плакатов, включая анонс гастролей труппы Д’Ойли Карт на сцене эдинбургского Королевского лицейского театра (Royal Lyceum Theatre). Плакат был напечатан компанией The Strobridge Lithographer Co., в 1885 г.

Премьера "Микадо" состоялась 14 марта 1885 года в театре «Савой». Д’Ойли Карт не пожалел средств на постановку, максимально приближённую к японским традициям, и в премьерной программке поблагодарил своих японских консультантов.

В дальнейшем образ "Микадо" неоднократно использовался для рекламы гастролей труппы, тесно связанной с творчеством Гилберта и Салливана. Примером может служить плакат 1905 года, созданный «королём плаката» Джоном Хассаллом.

Заявленная как японская опера «Микадо» вскоре с успехом прошла в Америке и Европе. Популярность «Микадо» дошла и до России, где в 1887 году Владимир Алексеев поставил оперетту в домашнем театральном кружке со своим младшим братом Константином — в будущем знаменитым Станиславским — в главной роли.

В Америке «Микадо» рекламировали серией двухметровых цветных ксилографий с изображением динамичных персонажей. Текст, набрaнный стилизованным шрифтом, сводился к названию оперетты и имени персонажа. Каждый плакат, напечатанный компанией Jno. B. Jeffery Print. Eng. Co. в 1885 году, представлял публике одного героя оперетты с характерными для него чертами: сын Микадо Нанки-Пу в образе бродячего музыканта с сямисэном в руках; прекрасная Ям-Ям, кокетливо заигрывающая веером; грозный чиновник Пу-Ба; злобная старуха Катиша, влюблённая в молодого Нанки-Пу. Для большего колорита добавлены веточки растений в стиле японских гравюр. Особое внимание уделено деталям костюмов.

“Микадо”, японская оперетта с чисто британским юмором и сатирой, вышла за рамки сцены и неоднократно появлялась на серебряном экране, а история её создания запечатлена в фильме "Кутерьма" (1999).

И сегодня, 135 лет спустя, эта весёлая сказка с абсурдным, но занимательным сюжетом и прекрасной музыкой, находит отклик у зрителей.

Возврат к списку