Картина костюма Марии Федоровой

Рубцов Александр

Распечатать
«Картина костюма Марии Фёдоровой» Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина Выставочный зал Каретный сарай. 14 марта – 26 июля 2020

На выставке представлены эскизы костюмов к драматическим и балетным спектаклям, танцевальным сценам и эстрадным номерам, эскизы и коллажи Высокого шитья периода работы художника в легендарном Общесоюзном Доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком мосту, где создавалась мода СССР. Уникален исторический блок с коллекцией кукол выдающихся личностей русской и западноевропейской культур, созданных Марией Фёдоровой в соавторстве со скульптором Наталией Стоговой. Композиции «Петр I, Лефорт и Головин», «Екатерина II и Ломоносов», «Елизавета Английская и Фрэнсис Дрейк», «Изабелла Испанская и Христофор Колумб», «Генрих-Мореплаватель», «Васко да Гама», «лейтенант Коцебу», «Натуралист Шамиссо», «Художник Тихонов» предоставлены Музеем Мирового океана (г. Калининград). Дополняют выставку два видео фильма. Первый рассказывает о процессе создания сценического костюма от эскиза до воплощения на сцене; о лучших экспозициях работ автора в российских музеях изобразительного искусства, в российских культурных центрах Парижа и Вашингтона, о работах художника в собрании Третьяковской галереи. Второй фильм – об истоках творчества автора, формировании таланта Марии Фёдоровой в семье выдающихся живописцев Тамары Осиповой и Владислава Федорова, об искусстве столетней династии художников Осиповых — Фёдоровых.

Выставка Марии Фёдоровой производит сильнейшее эмоциональное воздействие. Она заряжена энергией радости и сердечности. В эскизах Марии Фёдоровой слышится музыка Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Она чутко и тонко чувствует природу русского фольклора. Народный костюм, осваивается Марией Федоровой как богатейшее художественное наследие, как яркий самобытный элемент русской культуры, как синтез различных видов декоративного творчества. В этой художественной стихии художник черпает идеи и воплощает их в современной интерпретации, создавая серии картин костюма.

В серии эскизов «Ярмарка» для Государственного ансамбля танца России (1984 – 1985) Мария Фёдорова обращается к традиционным элементам орнамента, материалам и украшениям, характерным русской старинной одежде. Рубахи у парней, сарафаны у девиц, кушаки, подпояски, кокошники, шали. В эскизах художнику удаётся найти не только нужный крой костюма, но через лёгкую и темпераментную линию создать образ и характер персонажа. Как просто и вместе с тем эмоционально Мария Фёдорова называет свои эскизы: Бабы. Молодухи. Парни. Девки с косами. Важные акценты создаются художником путём декорирования эскизов фрагментами холщовой ткани, тесьмы, разной фактуры бечёвки-шнура, парчи. Её эскизы всегда дополнены интересными деталями, такими необходимыми для завершения сценического образа: платочек в руке девицы, корзины у баб, горы тканей вокруг купца, короб с лентами у коробейника. В эскизах Марии Фёдоровой – всегда читается настроение. Мир Марии Фёдоровой – мир гармонии, здорового юмора. Мир добрых молодцев и красных девиц. Мир ярмарочной площади, праздника с медвежьей забавой, кукольником, козой-каруселью, коробейником. А это уже сюжет. Картина костюма.

«Я всегда была художником рисующим. Цвет, линию, силуэт, фактуру искала на бумаге», – говорит Мария Фёдорова. Для создания эскизов художник отдаёт предпочтение белым листам и бумаге крафт за её природные древесные цвета – от коричневого до светло-жёлтого и особенное взаимодействие с цветом и светом. В работах Марии Фёдоровой доминируют три основных чистых цвета в разных комбинациях. Красный. Синий и… золотая парча. Именно золотую парчу как аппликацию художник часто использует в качестве Жёлтого солнечного цвета в этой триаде. Благодаря деликатному использованию в необходимых пропорциях особой фактуры парчовой ткани эскизы звучат особенно, поблёскивают по-фёдоровски…

Органично и плодотворно многолетнее сотрудничество Марии Фёдоровой с ансамблем «Русская песня» Надежды Бабкиной, работающего в жанре народной песни, черпающего свои музыкальные импровизации в музыкальных традициях русского фольклора. Создавая для солистки и исполнителей эскизы костюмов «Дымковские игрушки» (1993), художник использует широкую цветовую гамму, характерную для известного русского народного промысла, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, что придаёт костюмам особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент – клетки, полоски, круги, ромбы, солярные знаки, точки – и как контрапункт цветы – соседствуют в мужских и женских костюмах. Сложная разработка различных комбинаций не повторяется ни в одном костюме. Как оберег – декоративный акцент в виде орнамента на вороте, подоле, рукавах. Перед нами не просто эскизы. Перед нами сюжет, сценка на деревенской улице или на зелёном лугу… картина костюма.

Тенденции моды 1980-х годов запечатлены художником в эскизах эстрадных костюмов Бек-вокалисток («Музыкальное агентство» под руководством Льва Лещенко) и ясно читаются через крой одежды, характерный для того времени. Костюмы созданы по принципу контраста цвета. Белый – чёрный. Красный – белый. Широкие юбки и рукава дают исполнительницам дополнительные пластические возможности на сцене. Создавая современный сценический костюм Мария Фёдорова и в данном случае, как художник-конструктор, обращается народным традициям, включая в эскиз золотую кайму по подолу платьев из парчи и атласа, как знак-символ, как оберег. В ином ключе решена Солистка в дымчато-белом платье. Художник соединяет в решении костюма свободный и зауженный крой. Предлагает исполнительнице авангардную юбку-пропеллер с широкими клиньями. Облегающий талию силуэт, выразительно разделяет низ и верх платья, рукава которого широкие у плеча и предельно зауженные у кистей рук, подчёркивающие их хрупкость и изящность. И две детали без которых эскизный образ Солистки был бы незавершённым: эротично обнажённое плечо и эффектно завязанный объёмный бант красного цвета, фиксирующий собранные сзади в пучок волосы, отсылающий нас к традиции русского женского костюма.

Создавая эскизы костюмов «Золотая Москва» (1983) по мотивам архитектуры в технике бумажного и текстильного коллажа, Мария Фёдорова безошибочно выбирает монохромный цвет, используя множество оттенков красного – от густого алого до бледно-розового и лососевого. Диптих «Стены древнего Кремля» (женщины) и «Красная площадь» (мужчины). Выбор колористического решения беспроигрышный. На Руси красивый – значит красный. Красная площадь с кремлёвской стеной, с комплексом построек – бесспорно красивый архитектурный ансамбль. У Марии Фёдоровой цвет костюмов – цвет стен. Узорчатые детали в женских силуэтах, декорированные нежным кружевом, тесьмой, с вкраплением ситцевых аппликаций перекликаются с зубцами кремлёвских стен. Конусовидные головные уборы выполнены в виде кремлёвских башен. Используя для коллажей лоскутки золотой парчи, Мария Фёдорова через цвет и фактуру ткани отсылает нас к золотым куполам Московского кремля. Образы современных широкоплечих богатырей в шлемах предлагает художник, создавая мужские костюмы. Плащи-накидки, с краями обрамлёнными суровым жгутом, куртки с объёмными воротниками, штаны, созданные в славянской традиции не слишком широкими, обрисовывающие ногу, выполнены, как и женские костюмы в красном цвете, символизирующем активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость. Глядя на использование и в женских и в мужских костюмах ромбовидного лоскутного шитья, обнаруживаешь параллели с надёжной и ритмичной каменной кладкой кремлёвских стен.

В эскизе «Город» (2013) на первый взгляд угадывается перекличка с эскизом декорации 3-го акта оперы-балета Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» Натальи Гончаровой (постановка М. М. Фокина. Париж, Гранд-Опера. 1914 год). Но это только на первый взгляд. У Гончаровой в эскизе города, в котором появляется Царь Дадон с Шемаханской царицей, всё предельно темпераментно, тревожно благодаря использованию красного и жёлтого цветов в создании царского дворца. Бесспорно, красиво. У Фёдоровой же и красиво и сложнее. Её особая орнаменталистика рождается благодаря контрастному соединению тёплых цветов башенок, кремлёвской стены, дверных порталов, оконных кокошников палат грозного Дадона с чудо-петушком на спице со снежной волнообразной линией зимы. Вот он важный изобразительный нюанс, открытый художником. Сначала мягкие цвета. Тепло. Пульс жизни радостной архитектуры, пробивающий оковы робкой зимы. И уже потом белила. Снег. Чистота. Вечность. Золочёные абрисы фигур горожан, как будто бы растворившихся в снежной дымке. На стыке двух противоположностей у созерцающего рождается та важная эмоциональная нота, задуманная художником. Создавая царство сказки, Мария Фёдорова не рисует, а сказывает нам про что-то сокровенное, знакомое, но из прошлого, про то что было до нас, и мы верим этому сказанью, потому что оно рождено сердцем мастера.

Создать эскизы костюмов для балета задача непростая. Здесь возможности художника, казалось бы, ограничены жанром искусства. Костюм должен быть прежде всего удобным. В балете очень важно, чтобы он не сковывал движений исполнителя, а наоборот дополнял их, продолжал линию балетных па. Мария Фёдорова, понимая условности жанра, предлагает танцовщику в эскизе костюма оболочку больше чем его собственная кожа, учитывая пластические и психологические возможности, темперамент исполнителя. Создавая эскизы костюмов для балета «Демон» (1982) на музыку А.Н. Скрябина художник использует яркие, смелые, живые цвета. И нежные, и строгие одновременно. В костюме мифологического персонажа Река Терек импульсивность, текучесть передаётся через звонкий синий цвет, подёрнутый белилами с вкраплениями серебра. Образ Горы Терек, наоборот, как что-то основательное, исполинское, незыблемое решён в спокойных от бледно-розовых до бордовых цветов с редкими штрихами серебряных линий. Исполнителю роли Птицы художник предлагает лёгкие длинные руки-крылья с диковинным оперением, предвосхищая готовность танцовщика к самым виртуозным прыжкам, полётам. Демон в эскизе Марии Фёдоровой – тоже птица, но разучившаяся летать. Его туника, подобна птичьему оперению, где соединяются синь неба с зеленью земли, красный головной убор обрамляет врубелевский профиль Демона и символизирует его воспалённое сознание.

Парадоксальна и непостижима, загадочна и символична серия эскизов «Силуэты», созданная Марией Фёдоровой в Общесоюзном Доме моделей одежды в 1975 году. Ахроматические цвета – в основе композиции. Белый цвет – шесть белых крупноформатных ватманских листов, как чистое поле для создания шести графических сюжетов, запечатлённых художником в женских силуэтах контрастного чёрного цвета. Интригующе звучат названия сюжетов: «Кружево листьев», «Трели птиц», «Куртуазная сценка», «Розы в снегу», «В розовом саду», «Три девицы». Разрабатывая тему цвета в предложенных сюжетах, Мария Фёдорова обращается к традиции орнамента русского народного костюма изображать растения, животных, птиц, людей как на будничной, так и на праздничной одежде. Всё это запечатлено в эскизах серии «Силуэты». Серия как магнит приковывает внимание, заставляет мечтать, размышлять. Почему розы в снегу? Где в пространстве графического листа зима? Может быть сам белый лист? Но нежные розы, напоминающие росписи на жёстовских подносах, Мария Фёдорова рисует на чёрной с большими кистями шали и на чёрном платье. Может быть розы под покрывалом и на покрывале ночи? Интересный и неожиданный образ. А вот и снег. Мелкие белые снежинки падают с лифа чёрного сарафана по чёрному его подолу вниз на русский пейзаж, написанный Марией Фёдоровой по краю подола… на розы, источающие сладкие ароматы. Очевидно снег первый. Это не фантазия, для художника ткань платья – подходящая фактура для живописного сюжета, где на чёрном различимы очертания одинокого дерева у синей речушки, сторожки к которой направляется юная девушка. И падающий робкий снег на пышно цветущие розы. Сюжет… картина костюма.

Триптих «На Петровской ассамблее» (2019) тоже сюжет. В композиции эскизов женских и мужских костюмов художник подчёркивает конфликт между новым и старым в России петровского времени через стилевое решение костюмов. Левая часть триптиха: мужская группа прогрессивных молодых людей с бритыми лицами в костюмах европейского кроя с жабо и кружевами, в короткополых модных камзолах, кюлотах, шёлковых чулках, башмаках с пряжками, в париках, завитых в локоны. Правая часть триптиха: консервативная группа бояр с впечатляющими бородами, в массивных длиннополых кафтанах с рукавами до пят, в высоких шапках-столбунцах. Центральная часть триптиха: женская группа. Не случайно в центре композиции соблазнительная дама с веером, кокетливо прикрывающая лицо, в откровенно декольтированном платье нежного цвета с узко затянутой талией и в высоком парике к которой буквально липнут старомодные русские красавицы в тяжёлых, скрывающих формы тела сарафанах, закрытых рубахах, с плотно покрытыми головами. И как итог – завораживающая красота одежд обеих групп, объединяющая всех персонажей фёдоровского сюжета.

На открытии выставки в Театральном музее имени А.А. Бахрушина Мария Фёдорова подчеркнула: «Я благодарна за внимание музея к искусству сценического костюма, к моему искусству, в котором соединилось изобразительное начало московской школы живописи и искусство моделирования костюма».

Эскизы костюмов Марии Фёдоровой заключают в себе мощную творческую энергию. Принцип высокого шитья haute couture лежит в основе всей её работы. Она создаёт коллекции костюмов для музыкальных и драматических спектаклей, танцевальных и эстрадных коллективов по законам моды. В качестве выразительных средств использует цвет, силуэт, технологические решения для создания неповторимого фёдоровского художественного образа.

Возврат к списку