Каким будет театр в 2030 году?

Редакция

Распечатать

28 мая 2020 прошла ZOOM-конференция на тему «театр и пандемия», на ней обсуждалась непредвиденная ситуация, в которой оказалось живое искусство театра, и перспективы его дальнейшего существования. Студентам, будущим театральным менеджерам было предложено разработать новые форматы театрального искусства с учетом будуших мировых карантинов.

Организаторы конференции: Лаборатория будущего театра ГИТИС, кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа, кафедра продюсерства исполнительских искусств РАМ имени Гнесиных. В разговоре приняли участие педагоги, театральные специалисты и студенты:Байчер Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры режиссуры драмы ГИТИСа, декан режиссёрского факультета, художественный руководитель мастерской; Заславский Григорий Анатольевич, ректор ГИТИСа, руководитель Лаборатории будущего театра ГИТИС, театровед, театральный критик; Иванов Олег Валентинович, заведующий кафедрой продюсерства исполнительских искусств РАМ имени Гнесиных, куратор исследовательских проектов Лаборатории будущего театра ГИТИСа, кандидат физико-математических наук,эксперт, аналитик в области культуры и креативных индустрий, один из разработчиков основ и стратегии государственной культурной политики; Карпушкин Иван Сергеевич, технокультуролог, преподаватель Школы дизайна ИОН РАНХиГС; Князева Александра Евгеньевна, и.о. декана продюсерского факультета ГИТИСа, доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств, кандидат искусствоведения; Лавренова Александра Валерьевна, декан факультета современной музыкальной индустрии Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат экономических наук, доцент кафедры продюсерства исполнительских искусств;

Смелянский Давид Яковлевич, заведующий кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа, кандидат искусствоведения, профессор, генеральный директор Российского государственного театрального агентства, генеральный продюсер Московского театра «Et Cetera»;Троценко Софья Сергеевна,- арт-продюсер, основатель Центра современного искусства ВИНЗАВОД, президент Фонда поддержки современного искусства "Винзавод", директор Школы дизайна ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, председатель комиссии Общественной палаты по делам молодежи и спорту и заместитель председателя комиссии Общественной палаты по культуре и культурно-историческому наследию; Швыдкой Михаил Ефимович, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, педагог кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа, доктор искусствоведения, академик Академии гуманитарных наук, профессор; член творческих союзов писателей России, театральных деятелей, студенты: Анастасия Корабельникова, Сергей Окунев, Марина Мироева, Ангелина Филатова. Татьяна Гусева. Мария Бурилина, Максим Меламедов, Андрей Маник, Анастасия Щетинина, Антон Кукушкин, Сергей Бохин, Таисия Шипилова, Елена Агафонова, Аня Махортова, Алексей Худорожко, Павел Рыжков, Алина Сосновская.

Швыдкой: Надо сказать, что в истории человечества такого рода испытания всегда играли важную роль и, надо сказать, что результаты, скажем, чумы 14 века - это«Декамерон»Боккаччо, что само по себе прекрасно. Эпидемии чумы рождали такие романы, как роман «Чума» Камю.

Могу продолжать, но мне кажется, что вы понимаете, о чем я говорю, и в этом смысле любое испытание такого рода обостряет всегда и социальные, и общественные, и межгосударственные проблемы. И, естественно, отражается, так или иначе, на том, какие вызовы существуют у искусства. Поскольку через 10 лет, мы уверены в этом, вы, нынешние студенты, будете составлять элиту российского театрального дела. Вы, возможно, окажетесь в некой критической ситуации, когда нужно будет принимать решение, искать пути развития театрального. Я думаю, самое главное, что мы хотим услышать: как можно вообще адаптироваться к новой реальности? Насколько остро сегодня стоит вопрос об искусстве в онлайне и в оффлайне?

Я хотел бы только обратить внимание на одну простую вещь. Такого рода испытания, такого рода вызовы, это не остановка жизни. И это вы тоже прекрасно понимаете. Такого рода испытания - это тоже жизнь. И поэтому думать, что вот мы сейчас остановимся, а потом в этой ситуации выскочим наружу и займемся чем-то другим, нельзя. Никакого черновика в нашей жизни нет. Есть только беловик, который вы сами пишете, и время терять очень жалко.

Смелянский: В рамках работы лаборатории изучения будущего театра нам с Олегом Валентиновичем Ивановым показалось необходимым собрать срочно совещание директоров театров, чтобы понять размеры и глубину бедствий, которые сейчас происходят финансово с театрами. Потом Союз Театральных Деятелей собрал бы конференцию и провел ее с директорами периферийных театров. Тоже получился какой-то результат. А потом мы с Олег Валентиновичем подумали, что хорошо бы сделать это со студентами.

Заславский: С одной стороны, мы видим, как тяжело театральная сфера переживает все эти события. Многие руководители театров думают, что вообще лучше не открываться в этом году, что у театра огромное количество забот. Что есть внутренняя работа, есть много чего, что можно делать в театре и без зрителей, и это тоже, наверное, выход. Насколько он правильный, это вопрос.

Иванов: Хочу всем участникам представить ту установку, которую мы сейчас, собственно, дали всем нашим студентам.

Сегодня 28 мая 2030 года. Я не оговорился, 2030 года, дата, спустя 10 лет после того, как в России и во всем мире случилась. Спустя 10 лет вы возглавите те или иные проекты в области театра. Иначнем с антрепризы, которая не имеет государственной поддержки.

Анастасия Корабельникова: Мне кажется, что к 2030 году, особенно в период кризиса, мы пришли к тому, что не нужно конкурировать с крупными коммерческими индустриями развлечений, а нужно с ними сотрудничать. И вообще, такая тенденция сращивания разных, казалось бы, непохожих друг на друга и конкурирующих сфер - это характерная черта будущего. И, чтобы проиллюстрировать это, я приведу в пример три наших проекта 2030 года, которые, как раз отражают синтетический подход, когда несколько разных индустрий создают один продукт и, при этом он очень адаптивен к условиям изоляции.

Итак, первый проект, это спектакль «Пир», гастрономический спектакль, который осуществляется совместно с сервисами доставки и с другими сторонами бизнеса. Можно сказать, что это такая театральная онлайн трапеза, которую можно посмотреть и попробовать вообще не выходя из квартиры. Проходит спектакль на видео платформе, актеры читают философские тосты по видеосвязи, общаются со зрителем и при этом едят одну и ту же еду. Здесь мы видим как раз, что участвуют три разные индустрии. То есть специально для спектаклей мы создаем авторское меню вместе с ресторанным брендом, и каждой новой главе повествования соответствует новое блюдо. Получается, что в будущем зритель, покупая билет, получает все и сразу. С одной стороны - доступ к видео трансляции со спектаклем и возможностью общения, с другой стороны - авторское блюдо, и с третьей стороны - доставка этого блюда. Второй формат спектакля мне кажется, отвечает запросам будущего. Мы не можем отрицать развитие иммерсивного театра, так как этот театр плотно связан с реальностью. Мы делаем проект с тревел брендами, с туристической индустрией или авиакомпаниями, когда человек отправляется в театральное путешествие. Т.е. он покупает билет на самолет и отправляется в такую ролевую игру, где не знает, где встретит актера - за соседним столиком в ресторане или в кресле самолета. И, казалось бы, что такой спектакль путешествия невозможно адаптировать к изоляции. Но к нам на помощь опять приходят бренды, с которыми не нужно конкурировать, а нужно сотрудничать. Мы придумали следующий выход. Вместе с операторами сотовой связи и с онлайн курсами по языкам дать возможность зрителю, прямо сидя на изоляции дома, во-первых, изучать язык, который им нравится, а во-вторых, готовить учить сценарий спектакля, в котором он сам поучаствует в будущем.

И третий пример проекта, и третья индустрия, соответственно, это спектакль с индустрией компьютерных игр. Мы предлагаем психологический спектакль «Сны», в котором благодаря VR очкам, пользователь может воссоздать сюжет своего собственного сна. И здесь мы видим такую тенденцию будущего, как сверхиндивидуализация. Пользователь и зритель хочет видеть все про себя. , и мы дарим эту возможность. Мы создаем такой терапевтический спектакль, когда зритель, благодаря VRочкам, погружается в пространство своего же сна, а актеры являются героями этого сна.

Швыдкой: Один из самых сложных вопросов, которые, я думаю, мы так или иначе будем обсуждать, это вопрос монетизации всего этого дела. Потому что проблема для любой антрепризы, большой, маленькой, это монетизация онлайн. А это сейчас только начинается, и, к этому, наверное, стоит вернуться.

Окунев: Мы, во-первых, постарались уделять достаточное внимание современным высоким технологиям и приняли тот факт, что театр и современные высокие технологии имеют между собой огромную просто пропасть. Мы поняли, что высокотехнологичный театр и театр живой, не враги, а взаимно помогающие понятия. Ну и поэтому мы попытались, параллельно с классическим представлением о театре, начинать двигаться в сторону высокотехнологичного театра. Что мы для этого сделали?

Первое, мы всему коллективу театра обновили технику, начиная от смартфонов, заканчивая персональными компьютерами с хорошими камерами и микрофонами. Дальше, весь технический персонал театра, начиная от глав цехов и заканчивая механиками сцены, получил возможность проходить онлайн обучение в сфере новых технологий. И, самое главное, весь творческий коллектив мы обеспечивали VR-очками и подписками на всевозможные онлайн сервисы, чтобы каждый актер, художник, режиссер, мог в режиме реального времени обучаться и развиваться вместе с современными технологиями, чтобы все понимали, как развивается мир дополненной реальности, VR-реальности.

У нас в театре работает система, которая позволяет актеру, она записывает текст спектакля и потом актеру приходит sms, в которой искусственный интеллект делает выборку. Если он какой-то называет авторский текст и говорит своими словами, искусственный интеллект проводит анализ этого куска, и она просто в sms-ке актеру говорит, что, возможно, здесь лучше использовать авторский текст, потому что авторский текст имеет лингвистический смысл, более точный. Благодаря всем этим шагам, теперь мы готовы в условиях новой реальности, дистанционного контакта со зрителем предоставлять ему продукт дистанционно. Например, у нас есть спектакль «Гамлет», где мы можем посмотреть с помощью VR-очков на всю историю глазами Горацио.

Смелянский: У меня есть поправка небольшая. Я выпускал спектакль с Петером Штайном «Бориса Годунова». Было заказано огромное количество техники и проч. Я спросил режиссера: «Петер, скажи пожалуйста, не мешает ли это театрам?». Говорит: «Мешает». Я говорю: «А зачем же мы это покупаем? Если мы не будем соответствовать времени, то зритель не пойдет». К чему это я говорю. Технологические эксперименты на театре, они вообще как бы выхолащивают саму суть театра. Поэтому с этим надо быть очень осторожным.

Мироева: Я хотела бы поделиться с вами тем, какие меры мы предприняли в нашем драматическом государственном театре, основываясь на прошлом опыте пандемии двадцатого года.

Во-первых, мы сразу осознали, что главная проблема, с которой столкнется театр, – это человеческий фактор, т.е. людям будет просто страшно заходить в помещение, находиться в замкнутом пространстве несколько часов с незнакомыми людьми. Поэтому мы решили, что классические театральные формы в старом формате формате существовать у нас в театре уже не смогут. Поэтому мы придумали спектакли, которые проходят в виртуальном пространстве. Он смотрит через VR-очки, мы привозим их каждому зрителю с помощью курьера, актер играет в реальном времени на сцене, а каждый зритель из дома смотрит спектакль. Также у нас в репертуаре появилось несколько спектаклей, которые мы назвали «1 на 1». Эта услуга возможна как в онлайн, так и в оффлайн формате. Т.е. актер приходит домой к зрителю в чьей-то роли и общается с ним один на один.

Следующий формат, который нам показался очень интересным, , это уличные перформансы. Так как мы понимаем важность социальной коммуникации, выхода на свежий воздух, мы решили ввести такой формат. Наши перформансы не подразумевают скопления большого количества людей вместе. Спектакль будет напоминать квест в летнем лагере. Актеры стоят в разных местах в парке на улице, а люди поодиночке по специальным картам перемещаются по сюжету и по местности.

Так как мы очень переживаем за здоровье и безопасность наших зрителей, мы вложили деньги и закупили специальное оборудование для того, чтобы не отменять постановки в самом театре на нашей основной сцене. Зрительный зал оборудован специальными прозрачными капсулами, в которых находится каждый зритель, и внутри него абсолютно безопасное пространство с ионизацией воздуха.

Также, мы подумали о сложности доехать до театра зрителям, у кого нет собственного автомобиля, поэтому в стоимость каждого билета включена стоимость личного такси из дома и обратно.

И еще один из самых интересных форматов, которые мы организовали, называется «Зритель – актер». У нас в театре есть три спектакля с разными, но связанными между собой сюжетами. Что касается технических особенностей, они проходят в Zoom. Каждому зрителю на почту приходит текст и объяснение его роли. На самой трансляции есть три актера, все остальные - это зрители. Три актера не ведут основную сюжетную линию, но, когда загорается определенное имя, это знак для зрителя, то, что сейчас время сказать им свою реплику. При этом в спектакле есть время просто для высказывания людей, если у них есть какие-то мысли, они хотят чем-то поделиться.

Ангелина Филатова: Ни для кого не секрет, что сейчас в 2030 году основной ресурс нашего нового театра, Таким образом, мы делаем фестиваль театрального искусства, который объединит в себе все современные форматы театра. Это будет цикл спектаклей с использованием передовых технологий, таких как онлайн спектакль, на платформе, похожей на Zoom,или будет какая-то своя платформа придумана, где актеры, находясь дома, играют на фоне хромакея, и их сопровождает сильная техническая группа. Т.е. обязательно должеын присутствовать системный администратор, технический директор, звукорежиссер, айтишник. Может даже появиться новая профессия айтишник и сценограф, который прям в онлайн формате вместе с актером будет на зеленом вот этом хромакее делать нужную декорацию и моментально это все монтировать и пускать в эфир.

Следующий формат – это голограмма, когда получается театр у тебя дома практически живьем. Т.е. доставляется специальный прибор, который выводит эту голограмму, так сказать, в свет. И любой желающий может переместить театр к себе домой.

И третий вариант, который уже неоднократно был здесь озвучен, это, конечно же, VR-очки, когда можно полностью погрузиться в атмосферу и с головой. И вообще можем предположить, что VR-очки в 30-ом году есть уже у каждого.

Все спектакли, которые будут показаны в рамках данного фестиваля, должны обязательно отвечать определенным критериям. Сильное техническое обеспечение. Из него вытекает слаженная работа команды. Это очень важно, чтобы все работало, как часы. Дальше, т.к. мы все-таки опять оказываемся в условиях пандемии, это негатив, это тяжело переносится человеком и, соответственно, жанр должен быть легким и развлекательным. Чтобы дать возможность человеку отвлечься . Должно быть минимальное количество актеров. И, наверное, самое главное, это, как ни крути, не заигрываться с техникой, и не забывать про художественную составляющую. Потому что все-таки театр - это живой организм.

Швыдкой: А будут ли в этом всем новые театральные идеи? Это тоже ведь важно. Может быть неслучайно Давид Яковлевич сказал, что прошел диалог с Петером Штайном.

Татьяна Гусева: Я представляю детский независимый театр онлайн. История нашего театра началась в 2018 году, и два года мы создавали спектакли и показывали их на площадке. В 2020 году, когда случилась пандемия, мы довольно-таки рано поняли, что наш театр не сможет пережить такой кризис и просто прекратит свое существование. Было принято решение полностью поменять формат на онлайн. Что мы имеем на 2030-й год в нашем театре? Мы работаем на собственной площадке в интернете, и на этой платформе действует ежемесячная подписка, и есть возможность посмотреть и оплатить конкретный проект. Также есть примеры с пакетами по видеокурсам актерского мастерства, по сценической речи, по танцам и многое другое. Мы арендуем павильон, в котором проходит запись проектов, но также некоторые проекты могут проходить и записываться удаленно, из дома.

В ближайшее время мы планируем начать сотрудничать с резидентами, которые будут играть свои спектакли у нас на платформе и платить нам за это аренду. Наши удачные и существующие проекты:

«Всем классом в театр». Мы ввели в репертуар спектакли из школьной программы, и у одноклассников есть возможность посмотреть спектакль всем вместе.

Кружки онлайн. Это постоянные дополнительные занятия для детей, которые проходят в прямом эфире несколько раз в неделю. Есть курсы по актерскому мастерству, по сценической речи, по мастерству ведущего и блогера, для ведущих радио, курсы пения и многое другое.

«Лагерь», который проходит во время школьных каникул и представляет из себя интенсивы по таким же нашим курсам.

«День рождения онлайн». Он проводится в разных форматах: спектакль онлайн, видеозвонок с поздравлением от героя, квесты, тематические игры.

Мария Бурилина: Хочу сказать, что в 2020 году нашего театра еще не существовало, но, как оказалось, существовали неочевидные предпосылки к его возникновению. С одной стороны, была острая конкуренция среди музыкантов, когда одного только таланта исполнителя оказывалось недостаточно для его успешной карьеры. А с другой стороны, возник кризис модной индустрии. Теперь расскажу обо всем по порядку.

Напомню, что к 2020 году сложилась тенденция среди солистов-инструменталистов, а также среди оперных певцов, прежде славившихся своими пышными формами, к тому, что они стали тщательнее следить за своим внешним видом, поражая публику не только своим техническим мастерством, но и изящным внешним видом и формами. В то же время на другой плоскости нашей истории были модные дома, которые к моменту пандемии 20-го года загнали себя в тупик. Они оказались заложниками собственной предприимчивости. Они разогнали машину производительности до такой скорости, что стали терять над ней контроль. Идея бесконечных недель моды, показов по всему миру стала изживать свой ресурс. И тогда дизайнеры стали все чаще обращаться к поиску новых форм. Именно в этот момент на нас обрушилась пандемия коронавируса. Мы оказались заперты в своих домах, и это дало возможность немножко остановиться и подумать о том, как поменять нашу жизнь. Это привело к возникновению моего театра.

Сейчас, спустя 10 лет, мне забавно вспоминать, как музыканты причитали по поводу отсутствия живых зрителей на своих концертах. Как дома моды со скепсисом относились к идее проекта, но со временем все втянулись в процесс и стали получать от него истинное удовольствие. А помимо удовольствия еще и бешеную прибыль.

Мы сегодня организуем концерты среди красивейших ландшафтов планеты, которые мы тщательно отбираем исходя от программы концерта. На нас работают лучшие исполнители и оркестры. Мы, помимо классического репертуара, заказываем музыку у современных композиторов, которые пишут специально для нас свои произведения. Величайшие дома моды стали движущей силой нашего театра. Они используют записи концертов и дальнейший его стриминг в качестве рекламной компании своих брендов, что приводит к росту продаж их продукции. За 10 лет нам удалось отстроить мощнейшую инфраструктуру, которая включает в себя отлаженный процесс создания записей наших концертов, поиска ландшафтов и дальнейшего продакшена видеоконтента. Сегодня совокупное количество просмотров наших концертов превышает 2 миллиарда.

Максим Меламедов: Могу показаться старомодным, но я против технологий, голограмм, онлайн театра. Потому что я считаю, что суть театра - это взаимодействие живых актеров на сцене, и взаимодействие этих актеров со зрителем. Если этого нет, театра нет. Он умрет. Все.

Можно назвать другие технологии, если они будут, да, онлайн и так далее, но, это будет уже не театр, это будет как-то по-другому называться. Но театр не должен умереть в том качестве, в котором мы его понимаем и знаем.

Поэтому я хочу сказать, что я руководитель международного театрального проекта “CompanyofStars”. Нашему проекту 7 лет. За окном 2030 год и, к сожалению, как и 10 лет назад, на нас обрушился карантин. Я хочу сделать открытое заявление прямо сейчас в 2030 году, что буквально с 1 июня этого года, через 4 дня, зрители смогут видеть спектакли нашего проекта не онлайн, а вживую. Как на карантине это возможно? Я уйду немножечко в историю. В 2023 году, когда я собрал компанию международных артистов, я решил позвать Хоакина Феникса, Мерил Стрип, Камбербэтча, нашего Хабенского, всех самых известных и лучших артистов мира, и сделать с ними свою компанию, которая будет называться CompanyofStars.

Я собрал их в 2023 году в Zoom и помимо того, что предложил интересные, дерзкие, творческие планы и идеи своего проекта, предложил сам уникальную сумасшедшую идею будущего этого театра. Что я им рассказал? Я рассказал, что в 22-ом году ученый сделал открытие, на которое тогда никто не обратил внимание. Он выяснил, что под землей на глубине 200 метров любые вирусы, находятся в спящем режиме. И в связи с этим я предложил им делать, всем странам, филиалы нашего театра под землей, а именно под метрополитеном..

Вся компания одобрила мою идею и с помощью связей, известных актеров, продюсеров мы в течение 7 лет не только играли наши крутые спектакли, но и рыли под землей, под метрополитеном рыли наши филиалы. На сегодняшний день у нас 12 филиалов в 12 странах. Естественно, это те города, в которых есть метро. В каждом метрополитене появится с 1 июня новая станция. Она будет называться «Театр под землей» (UndergroundTheatre). Выйдем мы в такой необычный режим с 1 июня в Москве. Все это одобрено законом, властями, и откроемся мы нашей визитной карточкой - спектаклем «Синяя птица». Добраться до нас можно будет по синей ветке. От станции «Щелковская» нужно будет проехать до станции «Театр под землей», и с сегодняшнего дня можно будет приобрести билеты на нашем сайте companyofstars.com / .ru.

Андрей Маник: Я сразу отвечу Давиду Яковлевичу, наверное, который говорил о том, что театр должен оставаться театром. Что в нашей школе, конечно, базис режиссерского образования. Он будет формироваться на каких-то основах, которые и сейчас мы получаем, потому что в основе любого проекта все равно находится композиция, замысел и форма, и от этого нельзя никуда уйти. Тем не менее, нужно не забывать, что в основе театра единственное, наверное, звено, которое нельзя из него извлечь - это коммуникация. И нельзя игнорировать новые способы и формы этой коммуникации между людьми, тем более, когда они неожиданно становятся единственно возможными. При этом я рассказываю не про формы, а про предоставление инструментов и навыков, и поэтому в нашей школе будет делаться акцент на изучении реальности документального театра. Потому что в сложившейся ситуации кажется необходимым быстро реагировать и быстро анализировать то, что происходит. И это как раз, мне кажется, позволит рождать новые темы и идеи для театра и не входить в стагнацию. Мне кажется очевидным, что к 30-му году у всех театров к классическим сценам, малым и большим, должны быть сформированы цифровые сцены, которые существуют не как какие-то довески, а как полноценные сцены, которые все могут посещать. И наших учеников нужно оснащать навыками для работы с этими сценами.

Анастасия Щетинина: У нас 2030 год, и до нашего времени дожили только те театры, которые смогли приспособиться к новым реалиям после предыдущей пандемии 20-го года. Т.е. это те театры, которые смогли придумать онлайн форматы и как-то взаимодействовать в диджитал пространстве. Я предлагаю открыть в Минкульте после пандемии 20-го года новый отдел, который будет заниматься интернет проектами. Преры уже есть. БДТ-Digital в ответ на пандемию открылся достаточно недавно, или студия Amount, которая занимается и онлайн и оффлайн уже достаточно давно.

Мы хотим вложить деньги в развитие на протяжении, например, этих 10 лет, чтобы к 30-му году театры вышли на монетизацию с этих площадок и, когда пришла пандемия, они смогли бы заботиться о себе сами Также в рамках этого нового отдела мы планируем заняться новой платформой, куда бы театры, например, на протяжении этих 10 лет каждый год присылали свои лучшие спектакли. В этом, конечно же, нужно пересмотреть договоры, которые есть сейчас, потому что на данный момент у нас мало трансляций или спектаклей, которые могли бы показать театры, потому что авторские права никто не отменял. Также, после пандемии 20-го года наш департамент будет очень сильно лоббировать законы о меценатстве, потому что наш опыт предыдущих лет показал нам, что это очень-очень важно. И очень важно, чтобы у театров и у всей сферы исполнительских искусств была некая подушка безопасности на экстренный случай. И нужно предоставить меценатам в сфере такие возможности.

Антон Кукушкин: Мы уже более 7 лет существуем как канал доставки контента, который объединил в себе и телесети, и интернет-каналы, и прочие средства доставки. И я хочу напомнить, что мы входим в пакет всех крупных игроков рынка.

Я абсолютно согласенсо своими коллегами, которые упоминали о голографических технологиях. И мы в 2030 году рады воспользоваться достижениями разработчиков в этом направлении, потому что того, что, может быть, было недостаточно в обычное время, сейчас актуально. Мы заключили контракты с театрами, с их цифровыми площадками, о которых говорилось ранее. Идет съемки спектаклей в том числе, ну, скажем так, телеспектаклей, именно в голографическом формате. Разрабатываем различные форматы не только съемки спектакля, но и телеспектакля, т.е специально приглашаем артистов.

Сергей Бохин: В 2020-е годы организация выступления артистов нейросети стала гораздо выгоднее концерта живого артиста. Весь технический райдер артиста заменяет оборудование для воспроизведения голограмм, а также нейросетям оказался не нужен посредник менеджер. Потому что технология IP-Chainи платформа MediaRightsRevolution позволили дистанционно заключать и подписывать с ними договоры с помощью электронной подписи и верификации их аккаунтов в личном кабинете управления цифровыми правами. Внедрение технологии MelodyId, которая мгновенно определяет песни и автоматически выписывает штраф организатору концерта за использование песни, по которой не были выплачены отчисления организации по коллективному управлению правами.

Также на данный момент исчезла привычка на бис исполнять не заявленные на концерте хиты. Однако этот запрет стали обходить с помощью импровизации с использованием сервисов генеративной музыки.

Первым шагом на пути восстановления концертной индустрии после пандемии 2020 года стало открытие концертных залов с условием их наполнения лишь наполовину. В связи с этим кардинально изменилась распрессовка. При тех же расходах на проведение мероприятия теперь потребовалось поднять минимальную цену входного билета в 2-3 раза. Однако, люди настолько устали сидеть дома, что даже на такие мероприятия билеты раскупались успешно.

Поскольку зрители привыкли к повышенным ценам на билеты, то игроки рынка решили не снижать их даже тогда, когда появилась возможность продавать все зрительские места без ограничений. Тем не менее, после экономического кризиса большая часть любителей музыки все же не смогла позволить себе покупать билет на живой концерт артиста. В связи с этим наше агентство предложило этому сегменту рынка альтернативу - участие в VR, онлайн концертах через пользовательский аккаунт. Регистрация аккаунта бесплатна, а посещение концерта - платное. Это решение заменило проведение бесплатных онлайн концертов, которые не приносили ни организаторам, ни артистам никакого дохода. И за основу мы взяли идеи еще 2020 года, когда выступление Трэвиса Скоттав игре Fortnite собрало 2012 миллионов игроков.

Таисия Шипилова: Я руководитель крупнейшего стримингового сервиса в России. У нас в стриминге все хорошо. Он начал активно развиваться 10 лет назад. Люди поняли, что покупать музыку и подписки, это удобно, спонсоры стали понимать, что продавать свои услуги и продавать рекламу на наших сервисах - это также выгодно. И в последнее время музыка для нас стала способом сильно воздействовать на сознание человека. И за место на нашей платформе борется очень много тех, кто хочет повлиять на умы наших слушателей, и они нам за это неплохо платят.

Я рада, что Российская академия наук и Министерство культуры начали с нами сотрудничество. Они предоставляют хороший фильтр безопасности, но он не идеальный. Так что следите за тем, какие звуки попадают в вашу голову. Сейчас у каждого дома есть аппарат для погружения в виртуальную реальность. Это очки, модули, ну аппаратуры много, вы сами знаете. Пять лет назад мы просто погружали человека в виртуальную реальность на концерт или в клип к его любимому исполнителю. В прошлом году мы сделали отдельно приложение для виртуальной реальности и медитаций. И в этом году мы разработали новую аудиовизуальную программу, которая заменяет психотерапевта, психиатра и невролога.

Никто не знает нас и все наши проблемы лучше собственной виртуальной нейронной сети. Наш виртуальный аватар знает полный психоневрологический портрет любого человека и человек, который использует данные технологии, ну и конечно же сети интернет. Каждый желающий может купить на нашей платформе музыкальный альбом, который полностью гармонирует его психику. В двух словах о том, как это работает и, собственно, подведу итоги.

Вы подключаетесь к любому виртуальному модулю, модулю виртуальной реальности. Находите наш сервис, находите свой новый купленный альбом, нажимаете на play. Далее медленно погружаетесь в состояние самогипноза, следуя инструкциям, которые будут начитываться вашим же голосом. И после этого вы попадаете в аудиовизуальное пространство, которое работает с вашим подсознанием. Оно убирает блоки, освобождает мозг от негативных родовых приобретенных установок, и на их место в вашей голове загружаются новые экологичные позитивные программы. Программа длится полтора часа, поэтому лучше, чтобы вас никто не отвлекал. Если вы прерываете эту программу, то ничего страшного, в следующий раз вы просто заходите и проходите ее заново. Самое эффективное время для использования - это 4:44 утра. Но следите за собой сами. Там есть в программе будильник. Вы можете его всегда поставить. Но все делается на ваше усмотрение.

Возврат к списку