Исполняется 100 лет со дня рождения А. Д. Понсова, знаменитого театрального технолога, педагога, сценографа, имя которого известно множеству людей театра, связанных со сценографией и театральной технологией. Начав с работы маляра-декоратора в Театрах им. Вахтангова и Оперетты, Понсов впоследствии получил художественное образование, в 1953 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и на долгие годы стал одной из главных фигур этого факультета. Несколько поколений нынешних технологов и художников театра получали от него незаменимые уроки профессии. Он был преподавателем Школы-студии, заведующим кафедрой создания внешней формы спектакля, профессором. Его книга «Конструкции и технология изготовления театральных декораций» стала уникальным учебником, по которому законы устройства сцены и ее оформления постигало множество нынешних профессионалов. Одновременно А. Д. Понсов был и сценографом, и художником по костюмам, создал сценическое оформление более 50 пьес. О личности этого уникального мастера и об его уроках вспоминают ученики.
Вспоминая Алексея Дмитриевича Понсова, невозможно не испытывать к нему чувства благодарности и уважения. От первой встречи на приёмных экзаменах в Школу –студию в конце 70‑х годов, прошлого столетия, и до последнего с ним разговора по телефону осенью 2009 года память хранит множество моментов очень значимых лично для меня. Но оглядываясь а прошлое, приходит понимание, что масштаб и ценность личного восприятия человека органично связаны с системой культурных кодов, которые передаются порой незаметно и опосредованно, когда педагог, преподаватель, профессионал становится наставником и нравственным ориентиром жизни. Мы учились в то время когда учебника Понсова еще не существовало, но рядом был сам автор книжки по технологии про стройки декорации — строго и настойчиво, убедительно и последовательно требовавший качества знаний, творческого и ответственного отношения к профессии. Примеры из его творческого пути, служения театру остались в памяти со студенческой скамьи навсегда, с его тактичностью и скромностью оценки своего участия в знаменитых спектакля МХАТ. В памяти всплывают интонации и голос, увлечённо рассказывающий про спектакли и мастерские старого МХАТ и слегка ироничные его интонации на встречи с Вадимом Васильевичем Шверубовичем в квартире на Садовом кольце, куда мы ходили всем курсом, а он уважительно с нами общался на «Вы» и серьезно отвечал на глупые вопросы…
Запомнилась высокая фигура Алексея Дмитриевича за кулисами филиала театра во время спектакля «Ревизор», в аудитории на Пушечной улице у доски, уверенной рукой чертящий очередной узел соединения брусков, тогда мы ещё не знали, что эти руки могут не только чертить … очень часто на кафедре видела его, перебирающим старые чертежи дипломных проектов в преподавательской комнате. Методично и внимательно сортирующий лучшие чертежи он вспоминал всех студентов, начинал рассказывать кем они стали или с сожалением сетовал, что способный выпускник не стал зав. постом или технологом, а пошёл в художники… О том какой художник А. Д. Понсов мы узнали неожиданно, на выставке его живописи в ВТО и с тех пор образ человека строгих технических дисциплин изменился, преобразился и добавил уважения к таланту человека. За время общения с Алексеем Дмитриевичем мне всегда было интересно его слушать: про семью, про войну, про гастроли в Америку и деревню Свистуху, много других историй — теплые и светлые чувства окутывают душу и становится радостно от этих воспоминаний. Помню Учителя, сидящего в мемориальном кресле Бахрушина, на последней прижизненной выставке в Шаляпинском зале театрального музея, среди его прекрасных живописных работ, на которых все его годы жизни наглядно и красиво представляли творческую личность, тонкую и мудрую натуру.
Говорят — память избирательна — действительно, мы сохраняем в ней только то, что важно и дорого. Поэтому 100 — летие Алексея Дмитриевича Понсова для многих учеников, коллег, друзей и родных важная и знаменательная дата, точка отсчёта нашего ощущения себя во времени.