Гейша

Стерликова Люба

Распечатать

B 1890-е годы оперетты Гилберта и Салливана начинают терять свою популярность. Пуританский викторианский период сменяется более свободным правлением короля Эдуарда VII, большого поклонника французской оперетты. Популярность начинают набирать театры музыкальной комедии — «Дейлиз» и «Гэйити», с которыми связана целая эпоха английского плаката.

Одной из значительных постановок этого периода можно назвать комическую оперу «Гейша», премьера которой состоялась в театре «Дейлиз» 25 апреля 1896 года. Создать премьерный плакат был приглашён Дадли Харди, который уже после своих первых работ получил признание как художник, отличающийся тонким стилем и мастерством.

Основанная на книге Оуэна Холла, оперетта рассказывала историю гейши О Мимоза-сан и английской девушки, волею судеб ставшей гейшей. Музыку написал Сидни Джонc, уже известный публикe как автор нашумевшей «A Gaiety Girl», плакаты для премьеры которой также создал Харди. Легендарный импресарио Джордж Эдвардс, с именем которого связан расцвет английского музыкального театра, стремился достичь подлинности во всех деталях и, памятуя опыт «Микадо», пригласил в качестве консультанта основателя Японского общества в Лондоне. Для “Гейши” были сделаны два плаката: один с "королевой в своей профессии" Мэри Темпест, поющей песню “Гейша”, а другой — абсолютно причудливый и, пожалуй, по мнению критики, более интересный, хотя оба очаровательны. Hесколько игривый, он изображал главную героиню в ярком экзотическом кимoно, из-под которого виднелась соблазнительная ножка. Имена авторов на плакате не упоминаются, а дано только имя импресарио. Постановка имела огромный успех и положила начало моде на всё, что было связано с темой японских гейш.

Плакаты для дальнейших постановок оперетты продолжили традицию выстраивания всей картины вокруг фигуры главной героини в оригинальном кимоно. Например, плакат, анонсирующий спектакль «из театра Дейлиз» в постановке гастрольной компании господ Морелла и Муиллота в Spa Theatre, Scarborough в августе 1906 г., изображал задумчивую гейшу в украшенном живыми хризантемами черном кимоно с золотым узором. Плакат был напечатан компанией David Allen & Sons Ltd. Ранее эта же компания создала для театра «Дейлиз» плакат с динамичной фигурой танцующей гейши в развивающемся кимоно. Плакат был также использован для анонса гастролей компании господ Морелла и Муиллота в Spa Theatre в 1900 г. Интересно, что на плакате есть подпись автора, однако она не разборчива, и его имя нигде не упоминается. Более абстрактное изображение гейши даёт плакат английского художника Эдгара Вилсона 1896 года, выполненный в характерном для японских гравюр стиле плоских цветовых пятен - коричневое кимоно, жёлтый зонтик, зелёный оби, красная и белая полосы фона. Плакаты находятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

«Гейша» была поставлена в Америке и на сценах европейских театров, включая московский Театр Шелапутина, где оперетта, анонсированная как «История одного чайного дома», шла в исполнении артистов Русской комической оперы и оперетты под управлением А. Э. Блюменталь-Тамарина, который выступил и в качестве режиссёра-постановщика. Премьера состоялась 29 декабря 1897 года, о чём повествует плакат Н. Денисова, изображающий героев пьесы и изобилующий японским орнаментoм и стилизованным шрифтом. Плакат содержит полный перечень действующих лиц и исполнителей. Спектакль был представлен как сенсационная новинка сезона, имевшая колоссальный успех в столицах Европы.

«Гейша» вошла в историю театра как одна из наиболее часто исполняемых английских музыкальных комедий в конце 19 века — начале 20 века, а плакаты Дадли Харди для премьерной постановки вошли в золотой фонд плакатного искусства.

Возврат к списку