Братья Киралфи

Стерликова Люба

Распечатать

Великую силу рекламного плаката в полной мере использовали для своих постановок братья Киралфи (Kiralfy), вошедшие в историю как создатели великолепных музыкальных зрелищ. Имре и Болосси Киралфи начали свою карьеру в Европе, а затем переехали в Америку, где поразили зрителя чудесами крупномасштабных зрелищ, проложив путь сегодняшней шоу-индустрии.

Рождённые в Будапеште в 1840-х годах братья Кенигсбаум рано проявили большой интерес к танцам и стали выступать в цирке под именем Киралфи, гастролируя по всей Европе. Юношами оказавшись в Париже, они увлеклись театром. Здесь они выработали свою теорию театра, который объединял бы все жанры в единое целое, превосходящее по своей значимости их простое соединение. По современным понятиям такой театр можно было бы назвать синтетическим. Важной характеристикой такого театра являлась его привлекательность для всех слоёв публики. Получив в Париже опыт постановки драмы и хореографии, Киралфи отправились в Новый Свет, где их талант, соединённый с незаурядной фантазией, раскрылся в полной мере.

Их первой успешной постановкой была новая редакция «Чёрного жулика» в 1873 году в бродвейском театре Niblo’s Garden, где этот спектакль, считающийся первым американским мюзиклом на литературной основе, был первоначально поставлен в 1866 году. В отличие от оригинальной чёрно-белой текстовой афиши, постановка Киралфи была рекламирована цветным литографическим плакатом с изображением огромного количества действующих лиц, что в полной мере оправдывало определение мюзикла как «большой постановки» — grand production. Плакат был создан компанией Central Lith. & Eng. Co. из Нью-Йорка. Также серию не менее масштабных плакатов для постановки напечатала компания Forbes Co.,Boston.

Одной из наиболее важных работ Киралфи считается «Эксельсиор», балет-феерия итальянского композитора Ромуальдо Маренко. В программе вашингтонского Большого оперного театра «Алба» от 24 ноября 1884 года спектакль, в котором были использованы такие достижения техники, как электричество и телеграф, был представлен как «величайшее из всех постановок, романтическое зрелище в четырёх действиях и двенадцати картинах. Триумфальное совершенство захватывающей драмы». В спектак­ле участвовали артисты из ряда европейских театров, в том числе из Ла Скала, где премьера балета состоялась в 1881 году.

Плакат, созданный компанией Forbes Co., Boston & N. Y., поражает большим количеством фигур — здесь и балерины, и экзотические танцовщицы, и многочисленные жители города, на фоне которого разворачивается зрелище, нацеленноe на то, чтобы поразить зрителя. И всё это называлось «невероятный триумф братьев Киралфи».

Серией цветных литографий, созданных бостонской компанией Forbes Co., была анонсирована постановка Киралфи «Вокруг света», основанная на произведении Жюля Верна. Выполненые в стиле книжной иллюстрации плакаты давали одну из сцен спектакля, как всегда изобилующего действующими лицами. Изображенный на плакате слон не является фантазией художника. Стремясь к ошеломляющим эффектам, Киралфи взяли слона в аренду, а также использовали наполненый гелием воздушный шар, привезли из Европы паровую машину для автоматизации и создали иллюзию тонущего корабля.

В таком же стиле компания напечатала серию плакатов и для другой постановки Киралфи на сюжет этого же французского писателя. «Михаил Строгов» даёт весьма экзотическое представление о происходящем в русской Сибири действии.

Совместная успешная работа братьев Киралфи продолжалась 13 лет, но в 1887 году они начали свои личные, не менее успешные карьеры в Америке и Европе.

Подписи в порядке следования в тексте:

Мюзикл «Чёрный жулик». Плакат. Central Lith. & Eng. Co.
Постановка «Вокруг света». Плакат Forbes Co.,Boston
Балет-феерия «Эксельсиор».
Комп. Р. Маренко. Плакат.Boston, N.Y.: Forbes Co.

Возврат к списку