Безнадёга.ru?

Дмитрий Родионов

Распечатать
«Доходное место» А.Н. Островского. Комедия в 2-х частях. Свердловский академический
театр драмы. Режиссёр Владимир Мирзоев. Художник Анастасия Бугаева. Художник по костюмам
Екатерина Галактионова. Художник по свету Нарек Туманян. Композитор Александр Пантыкин.
Хореограф Ашот Назаретян. Премьера 17 апреля 2014 г. В редакции 2019 года показан
24 ноября 2020 г. на сцене РАМТ/фестиваль «Уроки режиссуры».

«Доходное место» режиссёра Владимира Мирзоева, поставленное в Екатеринбургской драме и привезенное в Москву в рамках фестиваля «Уроки режиссуры», оставляет противоречивое впечатление. О чём этот спектакль? Как известно, пьеса Островского, напечатанная в 1856 году, была запрещена к постановке в театре, только через шесть лет публика увидела её в бенефисных спектаклях в обеих столицах. И так утвердилась на российской сцене. И до настоящего времени не теряет своего актуального звучания.

Собственно, гимн взятке и коррупции, звучащий в страстных монологах Аристарха Вышневского (Анатолий Жигарь), произносят сегодня множество высокопоставленных и не очень чиновников и бизнесменов всех рангов и мастей, громко, без стеснения и с крайним недовольством в отношении всех, кто наивно продолжает считать воровство злом, разрушающим и человека, и государство. Среди этих наивных и юноша Василий Жадов (Александр Хворов), его интеллигентские рассуждения о чести и порядочности никого не волнуют, а в финале и вовсе признают за психическое отклонение, расторопная служанка Стеша (Ирина Калинина) с удовольствием включает «гидротерапию ударного типа» - душ Шарко. Окатываемый водой с головы до ног, Жадов пытается что-то пробормотать про честную жизнь, но его никто не слышит, слова размываются в буквальном смысле, мокрый герой производит весьма жалкое зрелище.

Происходящее по мысли режиссёра носит вневременной характер, не случайно персонажи в финале облачаются в античные тоги и рассаживаются лицом в зрительный зал словно бессмертные небожители. Но в этом бессмертии есть и ирреальные прорехи, в которые Вл. Мирзоев выпускает двух Анн Павловн, одна из которых являет собой внешнюю ипостась супруги Вышневского (Евгения Смаженко), а вторая – её душевную не успокоенность, выражающуюся в периодически исполняемых щипательных романсах (Татьяна Малинникова), затем заставляет Жадова в майке и спортивных штанах кружить вокруг Юсова и Белогубова и посыпать им головы пеплом (?), то погружает персонажей в транс под ритмические музыкальные коды (музыка Александра Пантыкина).

Да и само место действия производит странное впечатление: где это? То ли бассейн, откуда спущена вода, и который давно никто не чистил, то ли прозекторская, на мысль о которой наводят металлические столы, обычные для подобного заведения? В общем что-то, явно неассоциирующееся с апартаментами Вышневского или комнатами Кукушкиной, но для режиссёра и художника (Анастасия Бугаева) являющее метафорический образ окружающей персонажей реальности. Этакая анти-эстетика, как квинтэссенция дурных вкусов и нравов. Метафора прямолинейная и созерцать её весь спектакль удовольствие не самое приятное.

В этом бассейне и на этих же столах кружатся и два невинных создания Юлинька (Ольга Мальчикова) и Полинька (Анастасия Каткова) в строгой школьной форме с фартучками, то черными, то белыми (худ. по костюмам Екатерина Галактионова), более пригодными для сомнительного стрип-шоу, нежели для юных гимназисток. Эта попытка - через костюмчики - обнажения мотивов устремлений юных созданий выскочить, замуж несмотря ни на что, убедительного развития также не получает, разве только мужские персонажи носят на спинах номера 7,9,11 – номера членов одной команды?

Аристарх Вышневский Анатолия Жигаря – представительный мужчина при хорошем месте, но почему-то рефлексирующий по поводу жены, которую, когда купил и которая почему-то его не любит. И хотелось бы посочувствовать, да не получается. Не менее выразителен и Аким Акимыч Юсов Андрея Кылосова, его верный и откровенно циничный подчинённый, откровенный в своих жизненных постулатах до такой степени, что дело иногда доходит до гимнастических кульбитов, выполняемых актёром при полном восторге зрителей.

Эта эклектичная круговерть идёт весьма бойко, картина за картиной, и завершается закрывающей и бассейн, и персонажей, и всю сцену проекцией эпической морской панорамы, то ли наконец бассейн заполнили водой, то ли представили символ настоящей жизни, которая могла бы быть, но так и не состоялась.

И всё же в «Доходном месте» Мирзоева есть настоящая подлинная линия, выводящая спектакль на другой эмоционально-содержательный уровень, делающая его живым, плодотворным и современным осмыслением пьесы Островского. И эту линию фарсового гротеска с блеском воплощают Игорь Кожевин (Онисим Панфилыч Белогубов) и Ирина Ермолаева (Фелисата Герасимовна Кукушкина). В сценах, где лицедействуют Белогубов, чуть ли не буквально превращаясь в гибкое и пластически выразительное насекомое, и Фелисата Кукушкина, нордическая дама с железной практической хваткой и фундаментальным «образованием» в области суеверий, пространством зрительного зала овладевает его Величество смех, тот самый, который очищает душу от всякой нечисти, тот самый, от которого этой нечисти становится плохо, так как срывает он покровы «невиновности» и открывает настоящую правду жизни. И тогда становится понятной мысль режиссёра, почему Фелисата Герасимовна в ответ на восклицание Жадова «Кто вас воспитывал?!» показывает зрителям портрет Станиславского. Театр одевает на людей маски, чтобы, сорвав их, показать истинную суть человеческой натуры, доселе спрятанную под ними. И, конечно, не только благородная бедность, как уверял Аристарх Вышневский, хороша на театре.

Подписи в порядке следования в тексте:

Юлинька – Ольга Мальчикова, Белогубов – Игорь Кожевин
Белогубов – Игорь Кожевин,
Юсов – Андрей Кылосов
Стеша – Ирина Калинина, Кукушкина – Ирина Ермолаева, Поля – Анастасия Каткова
Сцены из спектакля «Доходное место» А. Островского. Свердловский театр драмы
Фото предоставлено театром

Возврат к списку