Page 7 - Журнал «Сцена» №3 (119) 2019
P. 7
ГОД театра
А сейчас настолько отсекли литера- «Брат Алеша», казанцевская «С вес- Да, безусловно, мне лично, на-
туру и историю от эстетических, эти- ной я вернусь к тебе», и еще, и еще… шим актерам, нашему театру повез-
ческих, культурологических и обще- Это был театр за закрытой две- ло. Повезло, что нас заметили, что
ственных вопросов и проблем, что рью, театр личного пространства. нам помог Евгений Миронов, что за-
получили поколение, которое хочет С одной стороны, очень женский интересовались столичные крити-
пользоваться готовыми рецептами, подход, с другой – единственно ки, как говорят, звезды сошлись. Но
в том числе, и в театре, в актерстве, правильный и возможный. Удер- я все время думаю о том, сколько в
в режиссуре. Но это не их вина, это жаться, создать свой особый мир и России малых городов (около 700),
беда современной системы образо- помочь тем, кто хочет вырваться из хорошо если в тридцати из них есть
вания, которая ведёт к потере про- обыденности. В условиях маленько- театры и работают Бог знает где. Я
фессионализма. го города без культурных традиций знаю только один благополучный
На примере театра, в котором это очень трудно. пример, когда театру построили но-
я работаю и которым руковожу, Я попал в театр-студию «Грань» вое здание, – Воронежский Камер-
видно, как в культуре и в жизни всё в 98-м, тогда я был актером «СамАр- ный театр, театр Михаила Бычкова,
взаимосвязано и закономерно. та». Для меня это чистое везение. но Воронеж – город – миллионник.
Новокуйбышевску 76 лет. Го- Я считаю Эльвиру Анатольевну сво- А в малых городах и деньги другие,
род-спутник, как говорили в совет- им вторым учителем. Она зарази- и культура чиновников… Предста-
ские времена, а сейчас – один из ла этим театром меня, втянула в вить только, миллионам людей не-
малых городов России, в которых процесс, сделала так, что и после куда пойти, по сути они отрезаны
театра не было. Но один человек - ее ухода я не смог бросить театр. от театральной культуры, в лучшем
Эльвира Анатольевна Дульщикова Думаю, то же сделала она с публи- случае, могут посмотреть что-то
– изменила ситуацию. С ней прои- кой. Спектаклей ждали. Хотя театр в Сети, если знают, что и где смо-
зошло то, что происходит со мно- был любительским. Не было профес- треть. Но чаще всего культуру под-
гими героями вампиловских пьес сиональных актеров, не было цехов, меняет масскульт. Ситуация класси-
– бежать некуда, обстоятельства да, что там, и помещения профес- ческая – как слепому объяснить на
сложились так, как сложились, она сионального не было. Когда я, став что похож слон… 5
приехала в Новокуйбышевск за му- уже руководителем театра, говорил С высоких трибун говорят о
жем, по месту его службы. Можно отцам города о том, что театру нуж- национальных проектах, о культур-
было умереть с тоски или создать но здание, мне в лицо смеялись. Но ной политике, о концепции развития
в городе культурное пространство, я вспоминал Эльвиру Анатольевну, театрального дела… Но посмотрим:
в котором легко дышать. Она при- и мы работали. В какой-то момент я сколько процентов капиталовло-
шла в любительскую студию город- понял, что о театре должны узнать. жений в спорт, туризм, развитие
ского Дворца культуры, которую В 2011 году у нас одна ставка Интернета и сколько составляют
перед тем бросили двенадцать худрука и художника, актерских расходы на культуру? Полтора про-
режиссеров. Она стала работать и ставок нет, света и звука профес- цента!
создала театр, который существует сиональных нет, есть только сцена, Во всех городах России, ма-
и сейчас… и надо сохранить стиль, эстетику и лые города не исключение, строят-
Легко рассказывать, но когда тех зрителей, которые уже есть… ся концертные и спортивные ком-
ей устраивали общественный суд Взяли к постановке «Фрекен Жюли». плексы, торгово-развлекательные
из-за черной одежды сцены, обви- Стриндберг, конечно, не самая про- центры, но не театры. Как бы я не
няя чуть ли не в сатанизме, было со- стая драматургия, но если бы мы относился к Советскому Союзу, к
всем не легко. И это не средневеко- взяли что-то развлекательное, ком- советскому прошлому, но в куль-
вье, а 70-е годы прошлого века. мерческое, театра не было бы. Не турной политике СССР были четкие
Эльвира Анатольевна играла было бы Гран-при Фестиваля театра приоритеты, среди которых театру
в Драматической студии Северной малых городов, не было бы «Реаль- в системе культуры и образования
группы войск в Легнице (Польша), ного театра», а дальше, не было бы отводилось значимое место – место
где служил ее муж, под руковод- «Post Scriptum» (в 13-ми-14-м), «Золо- властителя дум.
ством Людмилы Александровны той маски», а еще дальше, Шекспи- Театры – дорогое удоволь-
Бузиной (ученицы Б.А. Бабочкина), ра, Сервантеса, Энде, Вампилова, ствие, безусловно, но именно театр
училась в творческих семинарах не заинтересовался бы нами «Теар может изменить культурное лицо
Эфроса и Товстоногова. В Новокуй- Наций»… Это к вопросу о потере города и страны. Театр может стать
бышевске её не понимали, над ней интереса зрителей к театру, куль- объединяющей идеей для поколе-
смеялись, а она работала. «Малень- турном портрете города, зрителях ний, потому, что говорит о вечном
кий принц» Экзюпери, розовский и профессионализме в профессии. понятным языком.
С це на № 3 (119) / 2 0 1 9