Page 7 - Журнал «Сцена» №3 (119) 2019
P. 7

ГОД театра




              А сейчас настолько отсекли литера-  «Брат  Алеша»,  казанцевская  «С  вес-  Да, безусловно, мне лично, на-
              туру и историю от эстетических, эти-  ной я вернусь к тебе», и еще, и еще…  шим актерам, нашему театру повез-
              ческих, культурологических и обще-    Это был театр за закрытой две-  ло. Повезло, что нас заметили, что
              ственных  вопросов  и  проблем,  что   рью,  театр  личного  пространства.   нам помог Евгений Миронов, что за-
              получили поколение, которое хочет   С  одной  стороны,  очень  женский   интересовались  столичные  крити-
              пользоваться  готовыми  рецептами,   подход,  с  другой  –  единственно   ки, как говорят, звезды сошлись. Но
              в том числе, и в театре, в актерстве,   правильный  и  возможный.  Удер-  я все время думаю о том, сколько в
              в режиссуре. Но это не их вина, это   жаться, создать свой особый мир и   России малых городов (около 700),
              беда современной системы образо-  помочь тем, кто хочет вырваться из   хорошо если в тридцати из них есть
              вания, которая ведёт к потере про-  обыденности. В условиях маленько-  театры и работают Бог знает где. Я
              фессионализма.                    го города без культурных традиций   знаю  только  один  благополучный
                  На примере театра, в котором   это очень трудно.               пример, когда театру построили но-
              я  работаю  и  которым  руковожу,     Я попал в театр-студию «Грань»   вое здание, – Воронежский Камер-
              видно, как в культуре и в жизни всё   в 98-м, тогда я был актером «СамАр-  ный театр, театр Михаила Бычкова,
              взаимосвязано и закономерно.      та».  Для  меня  это  чистое  везение.   но Воронеж – город – миллионник.
                  Новокуйбышевску  76  лет.  Го-  Я считаю Эльвиру Анатольевну сво-  А в малых городах и деньги другие,
              род-спутник, как говорили в совет-  им  вторым  учителем.  Она  зарази-  и  культура  чиновников…  Предста-
              ские  времена,  а  сейчас  –  один  из   ла  этим  театром  меня,  втянула  в   вить только, миллионам людей не-
              малых  городов  России,  в  которых   процесс,  сделала  так,  что  и  после   куда  пойти,  по  сути  они  отрезаны
              театра не было. Но один человек -   ее  ухода  я  не  смог  бросить  театр.   от театральной культуры, в лучшем
              Эльвира  Анатольевна  Дульщикова   Думаю,  то  же  сделала  она  с  публи-  случае,  могут  посмотреть  что-то
              –  изменила  ситуацию.  С  ней  прои-  кой.  Спектаклей  ждали.  Хотя  театр   в  Сети,  если  знают,  что  и  где  смо-
              зошло  то,  что  происходит  со  мно-  был любительским. Не было профес-  треть. Но чаще всего культуру под-
              гими  героями  вампиловских  пьес   сиональных актеров, не было цехов,   меняет масскульт. Ситуация класси-
              –  бежать  некуда,  обстоятельства   да,  что  там,  и  помещения  профес-  ческая – как слепому объяснить на
              сложились так, как сложились, она   сионального не было. Когда я, став   что похож слон…               5
              приехала в Новокуйбышевск за му-  уже руководителем театра, говорил    С  высоких  трибун  говорят  о
              жем, по месту его службы. Можно   отцам города о том, что театру нуж-  национальных  проектах, о культур-
              было умереть с тоски или создать   но здание, мне в лицо смеялись. Но   ной политике, о концепции развития
              в городе культурное пространство,   я  вспоминал  Эльвиру  Анатольевну,   театрального дела… Но посмотрим:
              в котором легко дышать. Она при-  и мы работали. В какой-то момент я   сколько  процентов  капиталовло-
              шла в любительскую студию город-  понял, что о театре должны узнать.   жений  в  спорт,  туризм,  развитие
              ского  Дворца  культуры,  которую     В  2011  году  у  нас  одна  ставка   Интернета  и  сколько  составляют
              перед  тем  бросили  двенадцать   худрука  и  художника,  актерских   расходы на культуру? Полтора про-
              режиссеров. Она стала работать и   ставок  нет,  света  и  звука  профес-  цента!
              создала театр, который существует   сиональных нет, есть только сцена,   Во  всех  городах  России,  ма-
              и сейчас…                         и надо сохранить стиль, эстетику и   лые города не исключение, строят-
                  Легко  рассказывать,  но  когда   тех  зрителей,  которые  уже  есть…   ся  концертные  и  спортивные  ком-
              ей  устраивали  общественный  суд   Взяли к постановке «Фрекен Жюли».   плексы,  торгово-развлекательные
              из-за  черной  одежды  сцены,  обви-  Стриндберг, конечно, не самая про-  центры,  но  не  театры.  Как  бы  я  не
              няя чуть ли не в сатанизме, было со-  стая  драматургия,  но  если  бы  мы   относился  к  Советскому  Союзу,  к
              всем не легко. И это не средневеко-  взяли что-то развлекательное, ком-  советскому  прошлому,  но  в  куль-
              вье, а 70-е годы прошлого века.   мерческое,  театра  не  было  бы.  Не   турной политике СССР были четкие
                  Эльвира  Анатольевна  играла   было бы Гран-при Фестиваля театра   приоритеты, среди которых театру
              в  Драматической  студии  Северной   малых городов, не было бы «Реаль-  в  системе  культуры  и  образования
              группы  войск  в  Легнице  (Польша),   ного театра», а дальше, не было бы   отводилось значимое место – место
              где  служил  ее  муж,  под  руковод-  «Post Scriptum» (в 13-ми-14-м), «Золо-  властителя дум.
              ством  Людмилы  Александровны     той маски», а еще дальше, Шекспи-    Театры  –  дорогое  удоволь-
              Бузиной  (ученицы  Б.А.  Бабочкина),   ра,  Сервантеса,  Энде,  Вампилова,   ствие, безусловно, но именно театр
              училась  в  творческих  семинарах   не  заинтересовался  бы  нами  «Теар   может  изменить  культурное  лицо
              Эфроса и Товстоногова. В Новокуй-  Наций»…  Это  к  вопросу  о  потере   города и страны. Театр может стать
              бышевске  её  не  понимали,  над  ней   интереса  зрителей  к  театру,  куль-  объединяющей  идеей  для  поколе-
              смеялись, а она работала. «Малень-  турном  портрете  города,  зрителях   ний,  потому,  что  говорит  о  вечном
              кий  принц»  Экзюпери,  розовский   и профессионализме в профессии.   понятным языком.




                                                                                                  С це на  № 3 (119)  / 2 0 1 9
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12