Page 6 - Журнал «Сцена» №3 (119) 2019
P. 6

ГОД театра


            Т е а Т р  в  моё м   г о р о д е



            Д Е Н И С Б О К У Р А Д З Е




            Художественный руководитель театра-студии Грань, доцент кафедры актёрского искусства Самарского
            Государственного института культуры, руководитель Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост»




                Театр, как язык, - живая, посто-  смысле  слова,  когда  в  угоду  ка-  ния  об  эстетике,  литературе,  исто-
            янно обновляющаяся система. Есть   ким-то  сиюминутным  политиче-  рии, политике, если он все это не ос-
            законы,  определяющие  жизнеспо-  ским  или  общественным  веяниям,   мыслил, не расставил собственные
            собность системы, но нет определе-  например,  запрещают  спектакль,   акценты, он не в состоянии понять и
            ний  и  рамок.  Чем  больше  театров,   или  превозносят,  снисходительно   осознать, кто такой его герой, и не
            режиссеров,  мнений,  направлений,   обходя  проблемы  художественно-  имеет права выходить на сцену. Для
            тем  лучше.  Тем  многообразнее   сти. Если театральный критик, теа-  формирования  профессиональной
            общая  картина.  А  свобода  творче-  тральный журналист идет на такой   ответственности  спрашиваю:  Для
            ства – простор для субъективизма,   шаг, это уже вопрос профессиональ-  чего существует театр? В ответ слы-
            управлять  которым  невозможно  и   ной этики.                     шу , буквально: «А какие есть рецеп-
            не  следует.  Театральная  критика   Кстати,  с  этим  сопряжена  и   ты создания спектакля?»
            тоже абсолютно субъективна, неко-  проблема  так  называемой  «новой   Можно,  конечно,  говорить  о
            торых это огорчает, а зря.       режиссуры». Когда ради оригиналь-  поколении молодых, которые ниче-
                 «Золотая Маска» 2019 года - 16   ничания,  из  желания  обратить  на   го не видят кроме гаджетов, соци-
      4     человек в жюри и соответствующий   себя  внимание,  делаются  заявле-  альных сетей и прочее, и так далее,
            спектр мнений. Совершенно разные   ния вроде: «…я не знаю, кто такой   но проблема гораздо глубже и, как
            (зачастую  диаметрально  противо-  Станиславский»…  Так  говорят  те,   не странно, «нагляднее». Я говорю
            положные) точки зрения на один и   кто  не  знает  истории  театра  или   о  разрушении  системы  образова-
            тот  же  спектакль.  И  это  не  только   делает вид, что не знает ее. Этакое   ния  вообще  и  театральной  систе-
            допустимо,  но  так  и  должно  быть!   фаустовское «все утопить». Хорошо,   мы  образования  в  частности.  Я  не
            Это  интересно  и,  безусловно,  поу-  утопили, и? Ничего, пустота. Поэто-  сторонник  прославления  всего  со-
            чительно. Взгляд и видение режис-  му, когда Всеволод Эмильевич Мей-  ветского,  но  справедливости  ради
            сера  –  взгляд  и  видение  критика.   ерхольд  говорил  о  «психологиче-  нужно  заметить,  что  советская  си-
            Это и есть живой театр. «Маску» по-  ской  стороне  действия»,  создавая   стема  образования  было  нацеле-
            лучили одни спектакли, а были бы   свою  гениальную  биомеханику,  он   на  на  формирование  гармоничной
            в коллегии критиков другие люди и   не проповедовал отказ от системы   личности,  личности  с  гражданской
            спектакли были бы другие. А, если   Станиславского.  И  в  театре  пове-  позицией.  Прежде  всего,  это  каса-
            бы мы вырабатывали какие-то рам-  ствования  Оливье  Фавье  и  Шарля   лось  преподавания  гуманитарных
            ки,  критерии  и  формулы,  тогда  и   Торжмана  тоже  все  знают  кто  та-  дисциплин, в особенности истории
            спектакли бы делались по шаблону.   кой  Станиславский  и  что  такое  его   и  литературы.  Причем,  совершен-
            И какой смысл имели бы все сколь-  система, и театр импровизации без   но  не  важно,  связывал  ли  человек
            ко их ни есть театральные фестива-  нее не обходится.              в дальнейшем свою судьбу с гума-
            ли и конкурсы?                       Я  прошу  своих  студентов  рас-  нитарными  науками  или  нет.  Мой
                Да,  конечно,  мнение  должно   сказать о Таирове, Акимове, Доди-  отец  из  рабочей  семьи,  но  когда
            быть  доказано,  объяснено,  сопо-  не,  Бутусове…  и  получаю  в  ответ:   мы с ним разговаривали, как сейчас
            ставлено…  есть  законы,  по  кото-  «…а, кто это такие?», «А зачем нам   принято  говорить,  на  общечело-
            рым  строится  спектакль,  и  по  ко-  о  них  знать?  Что  это  даст?»  И  это   веческие  темы,  он  всегда  ссылал-
            торым  определяется  его  жизнь.   студенты Института культуры, буду-  ся  на  примеры  русской  классики.
            Другой вопрос, когда мы сталкива-  щие актеры и режиссеры. Пытаюсь   И когда я спрашивал: «Откуда ты это
            емся с лукавством, заказной крити-  объяснить, что самый сложный вид   знаешь?».  Он  неизменно  отвечал:
            кой, стопроцентно предсказуемым   спектакля  –  моноспектакль,  когда   «Из школы». Школьное изучение ли-
            результатом,  но  это  уже  полити-  актер  один  на  один  со  зрителем.   тературы давало первое представ-
            ка…  Причем,  политика  в  прямом   И, если актер не имеет представле-  ление  о  культуре,  эстетике,  этике.




        С це на  № 3 (119)  / 2 0 1 9
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11