Page 6 - Журнал «Сцена» №3 (119) 2019
P. 6
ГОД театра
Т е а Т р в моё м г о р о д е
Д Е Н И С Б О К У Р А Д З Е
Художественный руководитель театра-студии Грань, доцент кафедры актёрского искусства Самарского
Государственного института культуры, руководитель Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост»
Театр, как язык, - живая, посто- смысле слова, когда в угоду ка- ния об эстетике, литературе, исто-
янно обновляющаяся система. Есть ким-то сиюминутным политиче- рии, политике, если он все это не ос-
законы, определяющие жизнеспо- ским или общественным веяниям, мыслил, не расставил собственные
собность системы, но нет определе- например, запрещают спектакль, акценты, он не в состоянии понять и
ний и рамок. Чем больше театров, или превозносят, снисходительно осознать, кто такой его герой, и не
режиссеров, мнений, направлений, обходя проблемы художественно- имеет права выходить на сцену. Для
тем лучше. Тем многообразнее сти. Если театральный критик, теа- формирования профессиональной
общая картина. А свобода творче- тральный журналист идет на такой ответственности спрашиваю: Для
ства – простор для субъективизма, шаг, это уже вопрос профессиональ- чего существует театр? В ответ слы-
управлять которым невозможно и ной этики. шу , буквально: «А какие есть рецеп-
не следует. Театральная критика Кстати, с этим сопряжена и ты создания спектакля?»
тоже абсолютно субъективна, неко- проблема так называемой «новой Можно, конечно, говорить о
торых это огорчает, а зря. режиссуры». Когда ради оригиналь- поколении молодых, которые ниче-
«Золотая Маска» 2019 года - 16 ничания, из желания обратить на го не видят кроме гаджетов, соци-
4 человек в жюри и соответствующий себя внимание, делаются заявле- альных сетей и прочее, и так далее,
спектр мнений. Совершенно разные ния вроде: «…я не знаю, кто такой но проблема гораздо глубже и, как
(зачастую диаметрально противо- Станиславский»… Так говорят те, не странно, «нагляднее». Я говорю
положные) точки зрения на один и кто не знает истории театра или о разрушении системы образова-
тот же спектакль. И это не только делает вид, что не знает ее. Этакое ния вообще и театральной систе-
допустимо, но так и должно быть! фаустовское «все утопить». Хорошо, мы образования в частности. Я не
Это интересно и, безусловно, поу- утопили, и? Ничего, пустота. Поэто- сторонник прославления всего со-
чительно. Взгляд и видение режис- му, когда Всеволод Эмильевич Мей- ветского, но справедливости ради
сера – взгляд и видение критика. ерхольд говорил о «психологиче- нужно заметить, что советская си-
Это и есть живой театр. «Маску» по- ской стороне действия», создавая стема образования было нацеле-
лучили одни спектакли, а были бы свою гениальную биомеханику, он на на формирование гармоничной
в коллегии критиков другие люди и не проповедовал отказ от системы личности, личности с гражданской
спектакли были бы другие. А, если Станиславского. И в театре пове- позицией. Прежде всего, это каса-
бы мы вырабатывали какие-то рам- ствования Оливье Фавье и Шарля лось преподавания гуманитарных
ки, критерии и формулы, тогда и Торжмана тоже все знают кто та- дисциплин, в особенности истории
спектакли бы делались по шаблону. кой Станиславский и что такое его и литературы. Причем, совершен-
И какой смысл имели бы все сколь- система, и театр импровизации без но не важно, связывал ли человек
ко их ни есть театральные фестива- нее не обходится. в дальнейшем свою судьбу с гума-
ли и конкурсы? Я прошу своих студентов рас- нитарными науками или нет. Мой
Да, конечно, мнение должно сказать о Таирове, Акимове, Доди- отец из рабочей семьи, но когда
быть доказано, объяснено, сопо- не, Бутусове… и получаю в ответ: мы с ним разговаривали, как сейчас
ставлено… есть законы, по кото- «…а, кто это такие?», «А зачем нам принято говорить, на общечело-
рым строится спектакль, и по ко- о них знать? Что это даст?» И это веческие темы, он всегда ссылал-
торым определяется его жизнь. студенты Института культуры, буду- ся на примеры русской классики.
Другой вопрос, когда мы сталкива- щие актеры и режиссеры. Пытаюсь И когда я спрашивал: «Откуда ты это
емся с лукавством, заказной крити- объяснить, что самый сложный вид знаешь?». Он неизменно отвечал:
кой, стопроцентно предсказуемым спектакля – моноспектакль, когда «Из школы». Школьное изучение ли-
результатом, но это уже полити- актер один на один со зрителем. тературы давало первое представ-
ка… Причем, политика в прямом И, если актер не имеет представле- ление о культуре, эстетике, этике.
С це на № 3 (119) / 2 0 1 9