07.01.2023 Выставка «Любовь к трём апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева»

18 НОЯБРЯ 2022 ГОДА - 16 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА

Джакомо Казанова и Сергей Дягилев выступают в этом проекте Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства как символы своих эпох. Интерес русской культуры начала ХХ века к венецианскому сеттеченто, подогретый «Историей моей жизни» Казановы, сильнейшим образом отразился не только в изобразительном, но и сценическом искусстве. Импровизационная стихия комедии дель арте, творчество Гольдони и Гоцци стали источниками вдохновения для Серебряного века. Более того, современники Дягилева часто стилизовали не только искусство, но и жизнь под эту воображаемую Венецию эпохи Казановы.
Выставка построена как драма в четырех актах. В первом акте «Венеция в Петербурге Серебряного века» заявлены основные мотивы: карнавал «веницейской жизни», а также театральность и чувственность, которыми она пронизана. Второй акт «Арлекины Серебряного века» посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников. В третьем акте «Езда в остров любви» сделан акцент на жизнетворчестве богемы Серебряного века, творившей жизнь по образцу комедии дель арте. Четвертый акт «Маскарад. Время закатов» — это трагический финал эпохи, который предсказан в ее последнем спектакле, поставленном по пьесе Лермонтова «Маскарад» Всеволодом Мейерхольдом на сцене Александринского театра — его премьера состоялась в вечер Февральского переворота.

Помимо Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства в выставке принимают участие 19 партнеров. Работы венецианцев Луки Карлевариса, учителя знаменитого Каналетто, и Пьетро Лонги, мастера жанровых сценок, которых почти нет в музеях России, предоставил Государственный Эрмитаж; Третьяковская галерея - работы «трех С» Серебряного века – Н. Сапунова, С. Судейкина и К. Сомова; Русский музей - портрет Мейерхольда кисти Б. Григорьева и «Ужин» Л. Бакста; Государственный исторический музей - уникальный портрет Казановы в молодости, написанный его братом. Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства показывает редчайший экспонат из своей коллекции — полный костюм Коломбины, включая атласные башмачки, который сшила по эскизу С. Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, одна из героинь ахматовской «Поэмы без героя», легендарная Коломбина Серебряного века. Кроме того, в Шереметевском дворце впервые «встречаются» написанные Татьяной Гиппиус три портрета ключевых фигур Серебряного века — Любови Блок, Александра Блока и Андрея Белого — из собраний Мемориальной квартиры Андрея Белого (филиал Государственного музея А. С. Пушкина), Пушкинского дома и Музея Блока (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга).
На выставке также можно увидеть работы из частных коллекций: это портрет юного Дягилева кисти К. Сомова из коллекции Алексея Савинова, картина С. Судейкина «Моя жизнь. Привал комедиантов» из собрания Валерия Дудакова, а также композиция «Мейерхольд, уходящий в ночь» из коллекции Дмитрия Чуковского, созданная учеником Мейерхольда В. Дмитриевым незадолго до трагической гибели режиссера.  

Более подробно:

https://theatremuseum.ru/event/lubov_k_trem_apelsinam
Возврат к списку