18.10.2022 Сегодня пришла горькая весть из Риги: умер Андрис Фрейбергс

Андрис Фрейберг - выдающийся театральный художник, мастер созидания особых пространственных миров, в которых возникала та неуловимая, но осязаемая атмосфера живого человеческого бытия, что так притягательна в подлинном театре, и которая остаётся с тобой надолго, если не навсегда. Искусствовед Анита Ванага назвала Фрейберга «пленником пространства» и это, безусловно, так: он был коренным человеком театра и верным служителем сцены, где бы ему ни приходилось делать декорации, будь то драматический театр или театр музыкальный, в любом пространстве он открывал его тайные возможности и делал эти открытия вдохновенно и с присущим ему безупречным чувством красоты и гармонии.

Фрейбергс был не только пленником сцены, он был её творцом и, казалось, созидательным силам художника не было неподвластных ему сценических пространств.      

«В 2003 году на родном хуторе «Видениеки» (название от слова «vidus» - «середина»), в домовой книге Андрис Фрейберг нашёл запись: «Андрис Фрейберг вошёл в этот дом 14 октября 1938 года».  До этого из-за ошибки священника в документах и, в том числе, в паспорте, значилось, что он родился 24 октября. Хутор «Видениеки» построили отец Фрейберга Карлис вместе с дедом Видениеком. Дом находится в западной Латвии, в Курземе, в Скрундской волости, на стыке двух дорог…»: этот биографический факт приведен Анитой Ванага в статье «Пленник пространства Андрис Фрейберг» («Сцена», №5 (55), 2008).
Дорога жизни привела Фрейберга с перекрестка у хутора Видениеки в мир искусства, в котором он творил на самых лучших сценах и родной Латвии, и Европы, работал с самыми яркими режиссёрами, открывая для множества людей горизонты новых дорог. Связь Фрейберга с русским театром была прочной, художники и режиссёры не только ценили его талант, он был притягателен всей своей личностью, его любили за подлинность душевных качеств. Фрейберг входил в когорту мастеров сценографии первого ряда, признававших его равным среди равных: Кочергин, Мессерер, Левенталь, Бархин, Бенедиктов, Шейнцис…

Театральный дебют Фрейберга состоялся в 1965 году на сцене Театра драмы (ныне это Национальный театр Латвии), где он сделал сценографию к постановке пьесы Г. Кановича «Пускай он уходит». В 1973 – 1992 годах Андрис - главный художник рижского ТЮЗа, где вместе с Адольфом Шапиро делает театр «о самом главном». Одной из вершин сотрудничества Шапиро и Фрейберга стала постановка «Страха и отчаяния Третьей империи» Брехта (1985), где бодрые и энергичные представители молодежи крутили педали велосипедов под немецкую музыку 1930-х годов, а в финале превращались в оголтелую толпу, «наезжавшую» прямо на зрителя. В 1992 году Театр Юного зрителя был ликвидирован. Шапиро уехал в Москву, и встретились они с Фрейбергом только спустя десять лет в Таллинне на постановке «Отцов и детей» Тургенева. На сцене летали чёрные и белые бабочки – как символы бесприютных душ в бесконечном мировом пространстве. Фрейберг радовался каждой встрече с талантливыми режиссёрами и актёрами, среди режиссеров -соратников: Мара Кимеле, Петерис Петерсон, Феликс Дейч, Михаил Груздов. С Михаилом Груздовым он сделал «Гамлета», где пространство цены «выстраивали» молодые солдаты, их было более ста человек (2004). С 1992 года Андрис Фрейберг – главный художник Латвийской Национальной оперы, оформляет спектакли в постановке Кристины Вус, Гинтара Варнаса и Андрея Жагарса.  В каждой постановке Фрейберг поражает своей художественной изобретательностью и мастерством сценографического преображения. Нельзя забыть его громадные белые шары в «Альчине» (режиссёр Кристина Вус, 1998) или монументально-парадный подземный зал метро в «Набукко» (режиссёр Андрей Жагарс, 2006), также как и белое трёхъярусное «нутро» морского лайнера в «Дон Жуане» (режиссер Андрей Жагарс, 2009). В 2015 году Москва увидела персональную выставку Фрейберга в Бахрушинском музее, ставшую событием большой художественной силы: форма и содержание поражали своей цельностью, визуальная стилевая чистота чёрных комнат-кабинетов обрамляла главное – возникавшие в световых объёмах макеты, эскизы и фотографии основных спектаклей Мастера. Андрис был радостен, бодр, встречал друзей, шутил… только в глазах потаённая грусть…

Светлая память о художнике, человеке, друге остаётся с нами навсегда.

Дмитрий Родионов
Возврат к списку