14.05.2021 Международная организация сценографов, театральных художников и технических работников сцены OISTAТ провела 27 марта 2021 г. вебинар по театральной сценографии в рамках промо-кампании «Международная сценография-2022»(“World Stage Design 2022”).
Вебинар по театральной сценографии в рамках промо-кампании «Международной сценографии-2022» (“World Stage Design 2022”), мероприятие было приурочено к Международному дню театра.

Дата проведения: 27.03.2021 г.

Организатор: Международная организация сценографов, театральных художников и технических работников сцены OISTAT

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Проведение выставки-фестиваля «Международная сценография-2022»
Приглашенные спикеры вебинара по театральной сценографии
Родо Гуадаррама (Мексика)
Тао Циан (Тайвань)
Агата Скварчиньска (Польша)


Введение


На вебинаре по театральной сценографии OISTAT победители конкурса «Международная сценография» (World Stage Design) разных лет поделились своим опытом работы театральными сценографами и опытом участия в конкурсе «Международная сценография».
Продвинутая сценография помогает привлечь более широкую аудиторию. Два театральных художника-постановщика из Мексики и Польши, а также звукорежиссер из Тайваня рассказали о том, как они претворяют свои идеи в жизнь, с какими сложностями сталкиваются во время работы и как преодолевают трудности.
«Международная сценография-2022» — это проводимая раз в четыре года выставка-фестиваль театральной сценографии и звукорежиссуры для независимых художников-постановщиков, звукорежиссеров и дизайнеров. «Международная сценография-2022» (WSD) состоит из 4 различных секций, которые проходят одновременно:
-    Международная выставка и конкурс сценографии и звукорежиссуры;
-    Фестиваль сценографии;
-    Конкурс театральных декораций (TAC);
-    Конкурс технических изобретений (TIP).
В этом году «Международная сценография», которая ранее проводилась в Торонто (Канада), Сеуле (Южная Корея), Кардиффе (Великобритания) и Тайбэе (Тайване), пройдет в Калгари (Канада) с 6 по 16 августа 2022 года.
Модератор – Ян Гарретт (Канада), член консультативный комитета «Международной сценографии-2022», сопредседатель выставки «Международная сценография-2022», дизайнер, продюсер, педагог и исследователь в области устойчивого развития искусства и культуры, директор Центра устойчивой практики в искусстве, доцент экологического дизайна в Йоркском университете; и продюсер Toasterlab. Гарретт занимается дизайном, ориентированным на экологию, технологии и сценографию. Недавняя работа Toasterlab's Mixed Reality Performance Atelier (Ателье смешанной реальности) включает работы: «The Stranger 2.0» («Незнакомец 2.0»), созданную совместно с DLT Experience, «Groundworks» («Основа»), созданная совместно с Руланом Тангеном и художниками из сообществ Помо, Ваппо и Олоне. Также Гарретт стал участником аудиопроекта TrailOff, созданный совместно со Swim Pony из Филадельфии, США, и поучаствовал в проекте «Transmission» («Передача») (работа была представлена на фестивале «FuturePlay» («Пьесы будущего») в Эдинбурге и на фестивале «Future of Storytelling Festival» («Будущее сторителлинга») в Нью-Йорке, США).
Известные проекты Гарретта включают установки и энергетические системы для проекта Заты Омм «Vox: Lumen» («Голос. Свет») в центре Харборфронт и «Crimson Collective’s Ascension», 150-футовый кран, работающей от солнечной батареи, на фестивале «Coachella».
Ян Гарретт совместно с Шанталь Билодо руководит труппой «Театр изменения климата».
Ян Гарретт — автор эссе «Принципы устойчивости и охраны окружающей среды для американцев в искусстве», «Углеродный след в театральных постановках в чтениях о взаимосвязи театрального искусства и экологии», а также «Театр — не место для заводов» в разделе «Подмостки» в каталоге Ashden.
Ян Гарретт входит в Совет директоров Объединения дизайнеров Канады. Он был куратором Пражской квадриеннале 2019 года в США и является сопредседателем выставки «Международная сценография-2022» в Калгари, Канада.


Выставка-фестиваль «Международная сценография-2022»


Место проведения: Калгари, Канада Дата проведения: 6 - 16 августа 2022 г.
Официальный сайт: https://wsd2021.ca/
Выставочные пространства: Университет Калгари, театр Рив. 
Для проведения конкурсов театральных декораций (TAC) и технических изобретений (TIP) будут созданы специальные павильоны на территории студенческого кампуса университета Калгари.
Фестиваль сценографии частично будет проводиться на территории студенческого кампуса университета Калгари, в университетском театре, а также на площадках в центре города и в том числе в театре им. Ф.Р. Мэтьюса. 
Уличные представления будут проходить на площади перед Цифровой библиотекой Тейлоров и Институтом преподавания и обучения им. Тейлора, которые являются частью Университета Калгари.
На фестивале в отдельной секции будет представлена экологическая сценография - например, временные картонный и устойчивый театры, которые можно быстро собрать и разобрать.
На фестивале будут рассмотрены постановки и перформативные акции коренных народов Канады. На слайде представлена работа «Надписи на камнях».
Для объектов с дополненной и виртуальной реальностью будет создано отдельное выставочное пространство «Множественные реальности». На слайде ниже представлен спектакль Проекта 36Q «Час грусти», показанный на Пражской квадриеннале-2019 (кураторы Маркета Фантова и Ян К. Рольник) и участвовавший в фестивале «Международная сценография».
Также в рамках фестиваля «Международная сценография-2022» пройдут многочисленные встречи и семинары, а также рынок, которые будут проходить на всех площадках фестиваля в Калгари, Канада.
На главной странице фестиваля https://wsd2021.ca/ можно отправить заявку для участия в конкурсах театральных декораций (TAC) и технических изобретений (TIP), а также в конкурсе театральной сценографии. 


Приглашенные спикеры вебинара по театральной сценографии


Родо Гуадаррама (Мексика) - обладатель золотой медали в номинации лучший театральный художник-постановщик, лучший новый художник- постановщик 2017 г.;
Тао Циан (Тайвань) - обладатель золотой медали в номинации лучший театральный звукорежиссер, лучший звукорежиссер 2017 г.;
Агата Скварчиньска (Польша) - обладательница золотой медали в номинации лучший театральный художник-постановщик, лучший новый художник-постановщик 2017 г.
Родо Гуадаррама (Мексика)
Обладатель золотой медали в номинации лучший театральный художник- постановщик, лучший новый художник-постановщик 2017 г.


Родо Гуадаррама:
«Я фанат искусства со всеми его плюсами и минусами. Когда я попал в театр, я старался исправить те недостатки, которые видел в искусстве, и так я стал сценографом. Можно сказать, я постоянно совершенствую свое искусство, как доктор, и стараюсь превратить свои идеи в визуальный праздник».
Родо Гуадаррама родился в Мексике, в настоящий момент проживает в Швейцарии. Он работал архитектором, промышленным дизайнером и сценографом, не только придумывал дизайн декораций, но и самостоятельно создавал перформансы в качестве режиссера и художника-постановщика.
Гуадаррама учился сценографии в колледже Сент-Мартинс в Лондоне и затем переехал в Мексику, чтобы стать художником-постановщиком оперных представлений. В 2011 году он получил стипендию в Новом национальном театре Токио для обучения на курсе Тору Симакавы, где он изучал постановки театра кабуки и западные оперные спектакли. Он работал в своем первом отмеченном наградами шоу «Аэропорт Нарита», представленном на NNTT, также получил две театральных премии в Токио и Мексике.
В следующем году Гуадаррама основал лабораторию сценографов «Okubo Studio». Два года спустя он переехал в Цюрих, чтобы заниматься в магистратуре сценографией иммерсивных постановок. Он сделал автобиографическое шоу под названием «3 Catastrophes I Happily Survived» («Три катастрофы, которые я пережил»), представленное в Цюрихе и в Западной Европе. Он выиграл 3 главных премии в Турине, Белграде и в Цюрихе и получил награду за лучшую работу театрального сценографа на международном фестивале в Тайване.
Гуадаррама основал в Цюрихе «Nucleus Collective» — коллективную театральную труппу без директора. В 2019 году он поставил спектакль «Kemschmelze» («Авария в ядерном реакторе»), за который получил две главных награды за лучшую сценографию на международных фестивалях, и в 2020 году создал сценографию для спектакля «Extinction Lamento» («Сожаление об исчезновении»), премьера которого ожидается в будущем.
В проекте «Три катастрофы, которые я пережил» Гуадаррама через перформансы и дизайн декораций ретроспективно рассказывает о личном опыте переживания землетрясения в родном городе в Мексике, взрыва на атомной станции в Фукусиме в Японии, где он находился в то время и о смерти матери. Для большей аутентичности Гуадаррама проводил перформансы в промышленных пространствах и экспонировал предметы из личной коллекции, что помогало зрителям лучше понять его чувства.


Тао Циан (Тайвань)
Обладатель золотой медали в номинации лучший театральный звукорежиссер, лучший звукорежиссер 2017 г.
Тао Циан - музыкант и театральный звукорежиссер из Тайбэя. После окончания обучения на факультете театрального искусства в Национальном университете Тайваня продолжал играть в различных альтернативных группах, сочиняя композиции для театра и кино. В 2012 году его саундтрек к короткометражному фильму «Летние юбки» получил награду Golden Harvest за лучшую музыку. Помимо написания музыки и дизайна он также создал ряд междисциплинарных работ, в которых исследуется взаимодействие музыки и живого театра, в том числе «Перформанс» в галерее Наньхай. В 2012 году он создал работу «Ваш любимый полусвет. Ваше любимое сознание», которое было исполнено на фестивале Macau Fringe и «Международной сценографии-2013» в Кардиффе, Великобритания.
С 2007 года он тесно сотрудничал с труппой Against-Again, с которой создал ряд музыкальных постановок, ставших визитной карточкой труппы, в том числе такие работы как «Г ибель богов» — золотая медаль за лучшую звукорежиссуру на фестивале «Международная сценография-2017»; а также «Словарь хаоса. Приложение» — участник фестиваля Site-Specific Performance на Пражской квадриеннале-2019 и Мин Бай Ге; обладатель гран-при премии Taishin Arts Award в 2019 году.
Тао Циан также тесно сотрудничал со сценографом Йентин Цзэном при создании камерных спектаклей и инсталляций без актеров, основанных на звуковых объектах. Во время арт-резиденций в Рейкьявике, Исландия, и Бристоле, Великобритания, они создали произведения «Huldur» (2014) и «The No-Place» (2018). В 2019 году они основали «Uncertain Studio», чтобы продолжить изучение возможностей этой концепции.
Постановка «Гибель богов» была создана специально для фестиваля «Кольцо нибелунга. Революция без оружия», где демонстрировались неоперные трактовки одноименного цикла из четырех опер Вагнера. «Г ибель богов» — экспериментальная шумовая постановка, где либретто обыгрывается с помощью современного символизма. В то же время – это коллективная постановка, где каждый перформер является одновременно и звукорежиссером и режиссером как дань уважения анархистским идеалам Вагнера и новое прочтение понятия «тотальный театр». В основу спектакля легла идея о том, что технические средства и возможности театра являются самоценными и могут стать центрообразующими элементами действия.
В спектакле действие выстроено вокруг звука, т.к. труппа давно занимается именно звуковыми инсталляциями. Группа музыкантов и немузыкантов добавляли свои идеи в общий нарратив. Композиции Вагнера деконструированы и сыграны в современном стиле нойз-рок, при этом актеры говорят шепотом, на который накладываются фоновые шумы или оригинальная музыка Вагнера. Речь актеров тоже становится частью звукового ландшафта спектакля, и перформеры стараются использовать разные виды вокализации. Концепция «звукового театра» подразумевает стирание границ между актерами, музыкантами и звукорежиссером, в результате получаются перформансы, где все члены труппы находятся на сцене одновременно, работая над оркестровкой голосов, при этом техническая часть не скрывается, а наоборот становится центрообразующей.


Агата Скварчиньска (Польша)
Обладательница золотой медали в номинации лучший театральный художник-постановщик, лучший новый художник-постановщик 2017 г.
Польский сценограф, художник по костюмам и свету.
Она создавала различные декорации для театров Польши и Европы.
В 2011 году она разработала дизайн и концепцию Польской национальной выставки на Пражской квадриеннале дизайна пространства (совместно с Эвой Махнио). В этом же году ее работы экспонировались в Польском центре сценографии в Катовице.
В 2015 году она была награждена призом «Золотая маска» за лучший дизайн для постановки «Королева Марго».
В 2017 году она участвовала в выставке «Международная сценография» (WSD) в Тайбэе, Тайвань, где представила работы «Антоний и Клеопатра» и «Прокаженный. Мелодрама». Скварчиньска выиграла золотую медаль как лучший художник-постановщик за свою работу в спектакле «Прокаженный. Мелодрама».
Во время работы над проектом ее интересует связь между актером и декорациями, хоть они и существуют отдельно, а тело актера заполняет действием пространство, и благодаря этому декорации приобретают новое значение. В своем творчестве Агата Скварчиньска исследует человеческую природу, поэтому различные формы ее проявления вдохновляют ее как художника, поскольку они составляют естественный фон человеческой жизни. Она создает скульптуры и инсталляции. В ее творчестве важную роль играют ткани и объекты из текстиля, которые присутствуют практически во всех ее проектах. Также Скварчиньска работает с многослойным плетением. В 2016 году она работала художником по текстилю в арт-резиденции Craft Village, Нью-Дели, Индия.
Официальный сайт: www.agataskwarczynska.pl
Спектакль «Прокаженный. Мелодрама» — золотая медаль за лучшую работу художника-постановщика на фестивале «Международная сценография-2017».
Агата Скварчиньска: «Меня вдохновляют различные формы, существующие в природе, поскольку они составляют естественный фон человеческой жизни. Это необычные ландшафты, скалы и почва, застывшие во времени и принявшие форму. У меня существует романтическое видение природы как дикого, неконтролируемого и чувствительного существа. Эти бурные эмоциональные состояния образуют определенный ландшафт. Во многих моих проектах можно проследить повторяющуюся тему реакции пространства, обладающего собственными эмоциями и психикой, на эмоциональное состояние героя. Пространство бурно движется, поднимается, колеблется и вибрирует — оно проявляется как опасная и неконтролируемая сила, подобная стихии.
Ту же роль играет и гигантское зеркало, расположенное над сценой. Оно неожиданно движется и опускается в опасной близости к актерам, почти разбиваясь и падая на их, что созвучно событиям в постановке. Беспокойный эффект усиливается за счет специально разработанного рисунка пола, основанного на оптических иллюзиях. В финальной сцене пол трескается и поднимается вверх, для чего используется сложный механизм с гидравлическим двигателем. Узор циклорамы, состоящий из около 11000 специально разработанных ромбовидных модулей, создает впечатление трехмерной структуры. Костюмы были тщательно продуманы с учетом всех деталей этой эпохи.
Для создания декораций к спектаклю использовались принципы оптической иллюзии: Был создан специальный подвижный пол
Обои и одежда актеров состояла из узорчатых повторяющихся паттернов, тоже отсылающих к оптическим иллюзиям, и вызывающих внутреннее беспокойство:
Наиболее важной составляющей спектакля стали эмоциональные ландшафты, выражающие состояние бессознательного героя с помощью деформирующихся декораций-трансформеров.
Возврат к списку