Турандот на расстоянии

Михаил Знанецки

Распечатать

В этом году исполняется 120 лет Львовскому национальному академическому театру оперы и балета имени Соломии Крушельницкой, корни которого уходят в польскую историю, так тесно переплетенную со Львовом. Мечтой директора театра было пригласить польского режиссера к сотрудничеству и создать перформанс, который стал бы международной совместной копродукцией, презентуя Львовскую оперу для Европы и мира. Пандемия сорвала планы, отложив премьеру, но современные технологии позволили реализовать проект в полной форме, избежав ограничений, введенных по всей Европе.

Помимо меня (польского режиссера), в постановке участвовали итальянский художник-постановщик (Луиджи Скольо), польский художник по костюмам (Малгожата Слонёвска), режиссер по свету (Дариуш Альбрихт) и аргентинский хореограф греческого происхождения (Диана Теохаридис). Генеральная репетиция спектакля транслировалась онлайн по Скайпу, объединив четыре страны - Польшу, Украину, Грецию и Италию. Это первая в истории оперная постановка, репетиции которой с режиссером, хореографом и сценографом проходили в режиме онлайн. На расстоянии.

«Турандот» - это опера, которая требует больших усилий: хор, балет, детский хор, статисты и акробаты, а самое главное - ожидание зрителей со всей Украины, обязали привлечь все возможные художественные ресурсы театра.

Хореограф Диана Теохаридис проводила репетиции с танцорами, отправляя соответствующие видео каждой части, а итальянский сценограф Луиджи Скольо, благодаря постоянному видеонаблюдению во львовских производственных цехах театра, мог следить за каждым движением театральных мастеров.

Самым трудным было наладить связь с артистами хора и солистами. Никаких частных разговоров о персонаже, никаких шуток, чтобы разрядить атмосферу. Во время репетиций онлайн связь с режиссером транслировали на большой экран в зрительном зале, а его указания звучали по всему театру из динамиков. Любое замечание слышали все, поэтому я ограничился тем, что задачи и замечания посылал солистам в личных сообщениях.

В постановке также приняла участие художник по костюмам из Польши Малгожата Слонёвска. Всего для представления создали более 250 потрясающих костюмов.

Я не хотел, чтобы эта постановка была только видеоклипом. Сценография была такой же важной, как и психологический ключ постановки. Создавая представление по Скайпу, можно легко попасть в ловушку телевизионного продукта для широких масс. Однако перформанс предназначен для живой аудитории.

Сдача спектакля оказалась самой сложной проверкой. Я наблюдал по Скайпу из Польши, сидя перед экраном и зная, что настоящие зрители - это только живая публика,- я попросил направить веб-камеру на зрительный зал, чтобы я мог наблюдать за реакцией зрителей. Я вспомнил прекрасную экранизацию оперы «Волшебная флейта» режиссера Ингмара Бергмана. Именно он впервые снял реакцию зала, который слушает увертюру Моцарта, показывая нам, что художественное произведение создается только в контакте с живым зрителем. Допремьерные показы прошли с огромным успехом, их посетили зрители со всей Украины.

Подписи в порядке следования в тексте:

Михал Знанецки
Фото пресс-службы М. Знанецки
«Турандот» Дж. Пуччини. Львовский театр оперы и балета им. С.А. Крушельницкой. Сцены из спектакля
«Фото © пресс-служба Львовской оперы
«Турандот» Дж. Пуччини. Львовский театр оперы и балета им. С.А. Крушельницкой. Сцены из спектакля
«Фото © пресс-служба Львовской оперы

Возврат к списку