На арене цирка: силачи и борцы

Стерликова Люба

Распечатать

Цирк отдавал должное не только ловкости, гибкости и изяществу, но и силе, которую демонстрировали на арене борцы и силачи, причём здесь также было равенство полов. Герою плаката Леона Шубрака по имени Базин по плечу любые тяжести, даже пушка, что и стало его прозвищем — “l’homme canon” (1875). Не отстаёт от него и женщина-атлет мисс Марилла на плакате Жюля Шере (1881). На обоих плакатах используется приём демонстрации отдельных цирковых номеров наряду с портретом или фигурой исполнителя.

Аналогично выполнены плакаты для Мадам Юкки, американской чемпионки, известной как женщина-Геркулес. В тексте плаката, созданного компанией The Strobridge Lithographing Company в 1895 году для цирка Barnum & Bailey отмечается, что её цирковым достижениям нет равныx. Среди них - работа с различными тяжестями и пушечными ядрами. Особенно поражало поднятие атлеткой нескольких мужчин одновременно.  Мадам Юкка изображена поднимающей гири в 352 фунта (вес указан), выжимающей одной рукой 120 фунтов, свободно разгуливающей по арене с восседающим на стуле мужчиной, и в качестве главного аттракциона - поднятие лошади. Создается образ: Мадам Юкка – «грациозная атлетка с мощью и силой Самсона».  На плакате для цирка The Adam Forepaugh and Sells Brothers тремя годами позже эта женщина-Геркулес провозглашается самой сильной в мире. Плакат состоит из 12 удивительных изображений мадам Юкки, поднимающей различные немыслимые тяжести, вплоть до слона.

Особым мастерством отличались русские силачи братья Медведевы, которые без труда поднимали лошадь, разбивали кулаком камень, выдерживали на груди удар кувалды по камню и совершали многие другие чудеса силы, изображённые на плакате 1899 года.

Плакатные изображения фигур силачей подчёркивали их рельефные мышцы, сильные руки и ноги. Таковы Андре Шимак, представленная на плакате Анри-Габриэля Ибеля в характерном для художника слегка гротескном стиле, и самый сильный в мире человек прославленный Луи Сир на плакате Courier Litho. Co. 1898 года для аттракциона с премией в 25,000 долларов, предлагаемого публике известной династией цирковых менеджеров Робинсонов. О Сире плакат сообщает: поднимает 4300 фунтов и еженедельно получает 2,000 долларов.

Пoистине легендарным можно назвать волжского богатыря, чемпиона мира Ивана Заикина, силача, борца и одного из первых русских авиаторов. Портретный литографический плакат 1909 года, напечатанный французской компанией Société de la Grande Imp. Artistique Etablissements Minot, даёт образ сильного, красивого атлета с полным набором наград. Достойный соперник всемирно известному Ивану Поддубному, Заикин в начале ХХ века был чемпионом Российской империи по тяжёлой атлетике и двукратным чемпионом мира по французской борьбе. Его удивительные способности – а ему под силу было выдержать на груди автомобиль с пассажирами — покорили зрителей на всех континентах.

Типичным рекламным ходом было преувеличение достоинств и достижений атлетов. Таким было анонсирование «признанным и непобедимым чемпионом мира по реслингу» борца Тома Кэннона на плакате, созданного художником Джеймсом Аффлеком в 1895 году. На самом деле его заслуги были намного скромнее. Кэннон был чемпионом города Ливерпуля и вошёл в историю как проигравший матч Георгу Гаккеншмидту, первому признанному мировому чемпиону по греко-римской борьбе в тяжёлом весе. На плакате Кэннон демонстрирует свою атлетическую фигуру и показывает приёмы, которые зрители увидят на представлении.

Сегодня трудно точно определить степень преувеличения плакатами удивительных способностей цирковых атлетов, но несомненно, что аттракционы силачей и борцов пользовались успехом у публики, а плакатные изображения, несмотря на их некоторую наивность и, по большей части, художественное несовершенство, способствовали узнаваемости и популярности атлетов.

Возврат к списку