К юбилею

Устинова Екатерина

Распечатать

Тот, кто знал законы

Исполняется 100 лет со дня рождения А. Д. Понсова, знаменитого театрального технолога, педагога, сценографа, имя которого известно множеству людей театра, связанных со сценографией и театральной технологией. Начав с работы маляра-декоратора в Театрах им. Вахтангова и Оперетты, Понсов впоследствии получил художественное образование, в 1953 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и на долгие годы стал одной из главных фигур этого факультета. Несколько поколений нынешних технологов и художников театра получали от него незаменимые уроки профессии. Он был преподавателем Школы-студии, заведующим кафедрой создания внешней формы спектакля, профессором. Его книга «Конструкции и технология изготовления театральных декораций» стала уникальным учебником, по которому законы устройства сцены и ее оформления постигало множество нынешних профессионалов. Одновременно А. Д. Понсов был и сценографом, и художником по костюмам, создал сценическое оформление более 50 пьес. О личности этого уникального мастера и об его уроках вспоминают ученики.

Азбука строителя

Вспоминая Алексея Дмитриевича Понсова, невозможно не испытывать к нему чувства благодарности и уважения. От первой встречи на приёмных экзаменах в Школу –студию в конце 70‑х годов, прошлого столетия, и до последнего с ним разговора по телефону осенью 2009 года память хранит множество моментов очень значимых лично для меня. Но оглядываясь а прошлое, приходит понимание, что масштаб и ценность личного восприятия человека органично связаны с системой культурных кодов, которые передаются порой незаметно и опосредованно, когда педагог, преподаватель, профессионал становится наставником и нравственным ориентиром жизни. Мы учились в то время когда учебника Понсова еще не существовало, но рядом был сам автор книжки по технологии про стройки декорации — строго и настойчиво, убедительно и последовательно требовавший качества знаний, творческого и ответственного отношения к профессии. Примеры из его творческого пути, служения театру остались в памяти со студенческой скамьи навсегда, с его тактичностью и скромностью оценки своего участия в знаменитых спектакля МХАТ. В памяти всплывают интонации и голос, увлечённо рассказывающий про спектакли и мастерские старого МХАТ и слегка ироничные его интонации на встречи с Вадимом Васильевичем Шверубовичем в квартире на Садовом кольце, куда мы ходили всем курсом, а он уважительно с нами общался на «Вы» и серьезно отвечал на глупые вопросы…

Запомнилась высокая фигура Алексея Дмитриевича за кулисами филиала театра во время спектакля «Ревизор», в аудитории на Пушечной улице у доски, уверенной рукой чертящий очередной узел соединения брусков, тогда мы ещё не знали, что эти руки могут не только чертить … очень часто на кафедре видела его, перебирающим старые чертежи дипломных проектов в преподавательской комнате. Методично и внимательно сортирующий лучшие чертежи он вспоминал всех студентов, начинал рассказывать кем они стали или с сожалением сетовал, что способный выпускник не стал зав. постом или технологом, а пошёл в художники… О том какой художник А. Д. Понсов мы узнали неожиданно, на выставке его живописи в ВТО и с тех пор образ человека строгих технических дисциплин изменился, преобразился и добавил уважения к таланту человека. За время общения с Алексеем Дмитриевичем мне всегда было интересно его слушать: про семью, про войну, про гастроли в Америку и деревню Свистуху, много других историй — теплые и светлые чувства окутывают душу и становится радостно от этих воспоминаний. Помню Учителя, сидящего в мемориальном кресле Бахрушина, на последней прижизненной выставке в Шаляпинском зале театрального музея, среди его прекрасных живописных работ, на которых все его годы жизни наглядно и красиво представляли творческую личность, тонкую и мудрую натуру.

Говорят — память избирательна — действительно, мы сохраняем в ней только то, что важно и дорого. Поэтому 100 — летие Алексея Дмитриевича Понсова для многих учеников, коллег, друзей и родных важная и знаменательная дата, точка отсчёта нашего ощущения себя во времени.

Возврат к списку