Бамбуковые страсти

Каминская Наталия

Распечатать
«Турандот» по Карло Гоцци. Режиссер Борис Константинов. Художник Виктор Антонов
Художники по свету Павел Бызов, Владимир Курзанов. Композитор Катя Миц
Государственный Академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова
Премьера 23 декабря 2017

Труффальдино, Бригелла, Панталоне и Тарталья, как и положено, закольцовывают этот сюжет. Итальянское происхождение всем известной пьесы играется по бокам портала, а самой коробке сцены отдается собственно китайская история. На итальянском этапе режиссер и художник не мудрят: теплые каменные стены, классические балкончики с развешанным для просушки бельем, звуки какой-то тарантеллы — персонажи комедии дель арте поживают себе на солнышке и рассуждают об ужасных нравах в одной азиатской стране. Затем прыгают в гондолу и отправляются в это опасное место. И вот тут начинается нечто невероятное: такого волшебства, обеспеченного бешеной фантазией постановщиков и отточенной техникой исполнителей, мы давненько в отечественном кукольном театре не видывали.

Водная гладь — а все происходит на воде, Китай ведь страна рисовая — сделана, вероятно, из ткани, методом «жалюзи». Но нет этого впечатления колышущейся тряпки, беды школьных кружков и, увы, большинства театров, а есть непостижимый, таинственный и опасный водный простор. На нем гондола наших итальянцев, только что бороздившая каналы Венеции, незаметно превращается в джонку, пущенную на волю коварной Хуанхэ. По нему снуют туда-сюда или величественно проплывают утлые лодчонки рыбаков или пышные «плавсредства» богачей. Из волн выныривают отрезанные головы несчастных женихов Турандот, продолжающие, лишившись тел, что-то выкрикивать. Качаются кусты камышей, плывет гильотина, на пути срубающая очередную башку, возникают «водные гребешки», напоминающие спины диковинных и хищных рыбин. Здесь сложились все компоненты многосложного зрелища, хочется сказать, скрупулезно технически выверенного, но мешает наличие во всем этом какого-то бесшабашного детского драйва. Обычно, за драйв и энергию прощают технические огрехи, а за безупречную «сделанность» отпускают иные грехи, вроде скуки, отсутствия эмоции и проч. Здесь же сошлось всё. Действие построено как стремительная смена эпизодов. Все время что-то движется — то параллельно рампе, то перпендикулярно. Все время меняется свет, его палитра необычайно богата: элегические тона, таинственный мрак, кровавое зарево, беспечная синева… «Турандот» — сказка страшная, и создатели спектакля для взрослых этого не скрывают, временами от происходящего на сцене становится по-настоящему зябко. Дозы смешного, необходимые и предусмотренные у Гоцци, здесь рассыпаны в деталях: от любовной страсти и решимости идти до конца у Калафа выкатываются из орбит шарики глаз; головы из-под ножа гильотины вылетают, как капустные кочаны; «итальянцы» позволяют себе актуальные апарты, вроде шутки про пенсионную реформу… Впрочем, последнее — это пустяк, мелкая дань традиции. Создатели спектакля явно были сосредоточены на решении другой задачи — воплотить роскошную фьябу, максимально задействовав изначально заложенную в ней театральность.

Тростевые куклы, сделанные из легкого бамбука, здесь выполняют поразительные вещи. К примеру, вообразите сухонькую женскую ручку, держащую изящный китайский чайник и наливающую из него чай в не менее изящную чашечку. Или другую ручку, в которой зажаты палочки, подцепляющие китайскую лапшу. Не менее впечатляют физиономии действующих лиц: итальянцы фактурны и простодушно милы, лицо ногайского принца Калафа грубовато и исполнено гордости, лик жестокой принцессы тонок, завораживающе красив и вместе с тем явно отдает гиньолем, Тимур, отец Калафа — старец в духе восточных гравюр.

Спектакль таков, что уже сама по себе работа, то есть труд — режиссера, художника, изготовителей декораций и кукол, актеров, которые их водят и озвучивают, художника по свету, автора музыкального оформления — становятся в нем смыслообразующим фактором. Вот, господа, что такое хороший театр. Вот, каких качеств, умений, каких интеллектуальных и материальных затрат он требует. Это хорошая памятка обывателю, любящему нынче посудачить о театральных делах, но понятия не имеющих о том, чего во всех смыслах стоит талантливо сделанное сценическое произведение.

Фото предоставлены музеем ГАЦТК им. С. В. Образцова

Возврат к списку